Биржевые сделки на реальный товар
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сделки с реальным товаром на бирже играли основную роль в тот период, когда сами биржи были центрами международной товарной торговли. В процессе развития биржевой торговли сложились два вида биржевых операций:

• сделки на реальный товар с немедленной поставкой;

• сделки на реальный товар с поставкой в будущем.

Сделки на реальный товар с немедленной поставкой. В биржевой терминологии такие сделки называются спот (spot) или кэш (cash), а также физическими сделками.

Заключение таких сделок происходило на бирже без предварительного осмотра товара на основе стандартного качества. При заключении сделок спот товар обычно уже находился на одном из складов биржи, и покупатель мог получить его немедленно.

Продавец реального товара, сдав его на склад биржи, получал складское свидетельство (варрант), удостоверяющее количество и качество товара. Заключив сделку, продавец передавал это свидетельство покупателю, получая в обмен платежное средство (чек покупателя).

Таким образом, можно отметить, что биржа в этом случае является лишь местом заключения сделок, а все дальнейшие отношения по поводу контракта стороны регулируют друг с другом. Сделку гарантировала не биржа, а сами участники. Другая особенность этой сделки — объемы сделки, а также условия поставки оговаривались покупателем и продавцом, т.е. контракт носил в значительной степени индивидуальный характер.

Цель таких сделок — реальная закупка товара для покупателей и реальная немедленная его реализация для продавцов. По условиям платежа такие сделки делали невозможным какую-либо игру на изменении цен.

Постоянные колебания цен на основные биржевые товары, и прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, заставляли участников биржевых операций искать новые формы сделок. Так появились сделки на реальный товар с его поставкой в определенный срок в будущем. Этот вид сделок на многих биржах появился уже в первые годы их функционирования и получил название форвард (forward) или шипмент (shipment).

Считается, что первая такая сделка была проведена в Японии в 1730 г. на рисовой бирже "Дояма" и называлась "заблаговременная контрактация".

В США подобного рода контракты впервые были заключены на Чикагской торговой бирже по кукурузе. Торговцы зерном получали его от фермеров осенью или в начале зимы, но должны были хранить его до тех пор, пока кукуруза достаточно высохнет для погрузки на судно, а река освободится от льда. Однако за это время цена могла измениться, и чтобы уменьшить риск падения цен за время зимнего хранения, эти торговцы отправлялись в Чикаго и заключали там контракты с переработчиками кукурузы на поставку им зерна весной. Самый ранний из зарегистрированных таких контрактов датируется 13 марта 1851 г.

 

Форвардный контракт

 

Форвардный контракт представляет собой торговое соглашение, согласно которому продавец поставляет конкретную продукцию покупателю к определенному сроку в будущем. В момент заключения контракта стороны договариваются об объеме поставки и качестве товара (беря за базу биржевой стандарт), времени и месте поставки, а также соответственно о цене. Продавец товара поставляет его к сроку на один из складов биржи, где проводится его проверка и выдается складское свидетельство. Документ передается продавцом покупателю против денежных документов (чека).

В форвардных сделках купля-продажа товара совершалась заранее, до поставки товара, а, возможно, и до его производства. Эти сделки во многих случаях были предпочтительнее, чем сделки спот, так как позволяли участникам планировать свою прибыль в будущем. Для продавца реального товара форвардные операции позволяли заранее зафиксировать цену и покрыть свои издержки, а покупатель был гарантирован от риска повышения цен и, кроме того, экономил затраты на аренду складских помещений.

Однако форвардные сделки имеют и ряд отрицательных моментов. Так, форвардные контракты не были стандартизованы. Такие условия, как объем поставки, качество товара, сроки поставки, цена товара согласовывались непосредственно продавцом и покупателем. На большинстве товарных бирж форвардные сделки могли заключаться на любой сорт товара и на любых условиях поставки, а их продолжительность была до 24 месяцев.

Форвардные сделки подразумевают также определенный риск, поскольку не существует какого-либо гаранта сделки. Одна из сторон может нарушить взятые обязательства или какие-то события в будущем могут помешать сторонам выполнить контракт. Известно, что при падении цен на зерно торговцы в США часто уклонялись от выполнения форвардных контрактов, оставляя фермеров с их продукцией. В свою очередь, при повышении цен фермеры предпочитали продать зерно другому покупателю по более высокой цене и не выполнять форвардный контракт.

Риск форвардных контрактов возрос с использованием кредитных средств. Так, со временем заключение сделок на срок с реальным товаром стало сопровождаться выставлением векселей. Как отмечали специалисты, при этом векселя выписывались не столько потому, что был куплен «товар, сколько покупали товар, чтобы иметь возможность выписать вексель, который можно было бы учесть, превратив в деньги. Таким образом оба, покупатель и продавец, располагали фондами на много месяцев раньше, чем действительно оплатят товары, и весьма часто векселя эти по истечении срока платежа возобновлялись под тем предлогом, что при такой длительной сделке необходимо дать время на ее реализацию.

Цены форвардных сделок учитывают не только уровень, сложившийся в момент заключения контракта, но и перспективы изменения спроса и предложения за время действия контракта. Однако предусмотреть все конъюнктурные моменты невозможно, поэтому форвардные сделки могут дать определенный выигрыш (или убыток) для той или иной стороны.

Предположим, продавец кукурузы заключил форвардную сделку с поставкой через два месяца по цене 2,0 долл. за бушель. Если к моменту поставки цена кукурузы на рынке спот составит 1,8 долл., то он окажется в выигрыше, а если цена увеличится до 2,2 долл., то он получит убыток. При этом, конечно, надо учесть, что продавцу придется в любом случае дополнительно оплатить расходы по складированию и страхованию товара.

Для покупателя ситуация будет обратной, однако по форвардному контракту он избавлен от хранения товара и соответствующих расходов.

С реальным товаром уже становится возможным осуществление спекулятивных операции на разнице цен по сделкам спот и форвард. При этом стратегия игры зависит от ситуации с ценами на этих рынках. На биржевых рынках возможны два варианта соотношения цен, которые называются контанго (contango) и бэквардейшн (backwardation).

 

Ситуация контанго

Ситуация контанго (называется также форвардейшн) предполагает, что цены на наличный товар (спот) ниже цен на срок (форвард).

Эта ситуация характерна для такого состояния рынка, когда предложение товара в данный момент полностью обеспечивает текущий спрос либо имеются достаточные запасы.

Такой рынок называется нормальным, или учитывающим затраты на хранение (normal, carrying-charge market). Возникновение контанго типично только для рынков товаров с длительными сроками хранения (зерновые, соевые бобы, хлопок, металлы, кофе, сахар, нефть и нефтепродукты).

В этом случае игра заключается в том, что покупается наличный товар и продаются форвардные контракты, если разница в ценах превышает накладные расходы.

 

Ситуация бэквардейшн

При ситуации бэквардейшн цены на наличный товар (спот) выше, чем цены форвардного рынка. Такое положение характерно при резкой нехватке товара, низких его запасах. В этой ситуации в выигрыше оказывается спекулянт, имеющий наличный товар. Он продает имеющийся товар с немедленной поставкой и закупает его с поставкой в будущем.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль биржи в современном развитом обществе трудно переоценить, ибо биржевые процессы настолько интегрированы во все сферы общественной деятельности, что незначительные изменения в кокай –либо из них (будь то политика или экономика), тут же сказывается на бирже.

Все выше приведенные описания биржи, в определенном смысле, условно, ибо в практике не существовало и не существует двух абсолютно одинаковых бирж. Каждая биржа имеет свою специфику, обусловленную историческими, экономическими, территориальными, национальными и культурными факторами.

Создание сети бирж в нашей стране, по всей видимости будет происходить в контексте развития экономической реформы, целью которой является переход экономики на рыночные формы хозяйствования. Нашему обществу предстоит осуществить сложный переход от экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения, к экономике, основанной на динамичном сосуществовании разнообразных форм собственности и на законах рыночного регулирования. От уровня развития рыночных отношений будет зависеть эффективность, а отсюда и общественная целесообразность работы вновь создаваемых бирж.

Рассмотрения биржи как отдельного аспекта рыночного механизма просто бесперспективно. Тем более перспективно создание бирж, в процессе которого не будет учитываться реально имеющейся уровень развития рынка.

Наше общество постепенно переходит к рыночным отношениям. Задача эта, сама по себе, весьма сложная, ввиду отсутствия практически всякой рыночной и деловой культуры, надежных коммуникационных сетей, развитой инфраструктуры и т.п. безусловно, при таких «стартовых» условиях, введение рыночной экономики «на следующий день» чревато непредсказуемыми экономическими и социальными последствиями. Трудности, с которыми сталкивается становление рыночных отношений в нашей стране, очевидны. Так, сопротивление со стороны людей, осознающих губительное воздействие рынка на их привилегированное положение в системе общественного распределения, сливается с неосознанными и стихийными действиями сопротивления миллионов граждан страны, столкнувшихся с зарождающимися рыночными механизмами, точнее, с результатом их функционирования в нашей экономической ситуации – стремительным ростом цен.

Биржа, как составная часть организованного рынка, для нашей экономической системы явление, в определенном смысле, новое. И в этом смысле деструктивное, ибо она будет разрушать сложившуюся систему централизованного распределения фондов и продукции. Дальнейшее ухудшение ситуации на потребительском рынке еще больше накалит, и без того сложную социально- политическую обстановку.

В этой связи большое значение имеет соответствующая подготовка общественного мнения, разъяснение через средства массовой информации основных целей и принципов функционирования бирж.

Имеет смысл издание биржами собственных информационных бюллетеней, рекламных проспектов и другой печатной продукции.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Дехтярева «Биржевое дело», 1997г., с-503

1 Штиллих Отто «Биржа и ее деятельность», 1992г., 400

2 «Право України», №2,2000г, с 27-32

3 “Информация и рынок”,№2,3, 1192, с37-42

4 Глазовая «Теятельность товарной биржи», 1998г, с-157

Дата: 2019-05-28, просмотров: 233.