Современные товарные биржи — результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно один из видов организованного товарного рынка.
Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать караванную торговлю. Ее отличали эпизодичность, нерегулярность проведения, отсутствие определенного места торговли и правил осуществления.
На смену ей пришла ярмарочная торговля. В Средние века стали возникать как небольшие, так и довольно крупные ярмарки, время и место проведения которых было точно обозначено и о проведении которых участники предварительно оповещались. Само значение слова "ярмарка", в переводе с немецкого обозначающее "ежегодный рынок", свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли. На ярмарках в Европе в XII-XII1 вв. проводились сделки с наличным товаром как с немедленной оплатой, так и с отсрочкой платежа. На некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству различной продукции, а затем и введена практика торговли по образцам, а не только конкретными наличными партиями.
Ярмарочная торговля того времени велась по строгим разработанным внутренним правилам. Например, английские кодексы поведения купцов регулировали порядок взаимоотношении между контрагентами сделок, устанавливали стандартные формы для товарных контрактов, векселей, складских квитанций и других документов. Нарушивший кодекс и не исполнивший своих обязанностей купец мог быть исключен из торгового сообщества.
На ярмарках существовал свой способ решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций — ярмарочный суд. В то время его называли "суд людей с пыльными ступнями", так как его участники — купцы — долгие дни и месяцы находились в дороге. Ярмарочный суд был прообразом современного арбитража.
И все же на определенном этапе ярмарочный способ организации торговли перестал устраивать его участников. К XVI в. бурное развитие торговли в связи с открытием Америки и укреплением капитализма в Европе привело к появлению постоянных, а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, в своем роде оптовые магазины, иными словами — появились биржи.
Определение товарной биржи
Существует несколько версий происхождения термина "биржа". Согласно одной из них в бельгийском городе Брюгге, который находился на пересечении многих европейских торговых путей и поэтому именовался "маклером христианских народов", была особая площадь, на которой собиралось для торгов купечество. Площадь носила название "де бурсе" (de burse) по имени крупной маклерской конторы господина Ван де Бурсе, владевшего здесь большим домом. Герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков (мешков), которые на местном наречии именовались "the biierse", был вывешен на здании. Владелец конторы предоставил свой дом для сбора купцов и, возможно, дал название этой форме торговли.
Вообще характерно, что первые биржи часто располагались в гостиницах или чайных, а затем постепенно заняли постоянное место в специальном здании.
Рассматривая развитие оптовой торговли, можно заметить не просто смену мест организации торговли и правил их проведения, а существенные изменения в самом способе ведения торгового процесса. Любая самая простая торговая операция—это соединение спроса и предложения на определенный товар, а метод, осуществляющий это соединение, свидетельствует о степени развитости рыночных отношений.
В караванной торговле мы можем наблюдать простейшую форму рынка — базар. Торговый процесс организован самым элементарным образом: сидящие продавцы ждут покупателей. При таком способе спрос (покупатель) ищет предложение, а если вспомнить об эпизодичности и неорганизованности караванной торговли, то этот поиск может идти довольно долго.
Ярмарочный тип торговли отличается наличием торговых рядов, часто специализированных на определенных товарах. Здесь предложение призвано улавливать спрос, а специализация продавцов—способствовать ускорению поиска. Но при этом стороны имеют определенные роли, которые не изменяются. Как только объемы операций многократно возрастают, ярмарка начинает перерастать в биржу.
Биржу отличают:
• моментальность встречи спроса и предложения;
• сменяемость ролей;
• резкое ускорение процесса заключения сделки.
Как отмечалось, биржа является также одним из видов организованного рынка.
Организованным товарным рынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по определенным, установленным правилам. Всем видам таких рынков присущ ряд общих черт:
• строго определенные правила проведения торгов;
• открытость в осуществлении торговых операций;
• наличие оборудованных торговых площадей, складских и офисных помещений;
• система связи и информации.
Элементы организованного рынка можно было наблюдать еще в древности. Так, в Древнем Риме в определенное время проводились собрания торговцев. Проходили они в определенных местах—продажных рынках, которые были центрами распределения товаров, поступавших со всех концов Римской империи. Преобладали на них бартерные операции, но заключались и сделки с денежной оплатой. Иногда заключались и договоры с отсроченным во времени окончательным расчетом. Эту практику можно сейчас наблюдать и на современных биржах.
Итак, биржа возникла в Европе в период первоначального накопления капитала. И если не считать объединения денежно-меняльных контор, то первыми биржами были товарные. По некоторым данным, первые биржи появились в Италии (Венеция, Флоренция), и их появление было связано с возникновением там крупных мануфактур и ростом международной торговли. К числу первых бирж относят возникшую в 1531 г. биржу в Антверпене. Современники называли эту биржу "бесконечной ярмаркой". Биржу в Антверпене можно считать и первой международной, так как в торгах на ней участвовали купцы и товары из многих стран Европы. Эта биржа имела собственное помещение, над входом в которое была установлена надпись на латыни "для торговых людей всех народов и языков".
В 1549 г. возникают биржи в Лионе и Тулузе (Франция), а затем — биржа в Лондоне (1556 г.). В Японии биржа по торговле рисом появилась в 1790 г., а в США первая биржа возникла в 1848 г. в Чикаго.
В истории бирж большое значение имела Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1608 г. На Амстердамской бирже впервые была введена торговля по образцам и пробам товаров, а в дальнейшем были установлены средние качественные нормы для товаров, что позволило вести торговлю без представления самой продукции на биржу.
Биржи первоначального периода были биржами реального товара, обслуживавшими потребности торговли. В XIX в. таких бирж стало много во всех крупных странах Европы, а также Северной Америке и Японии.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.