ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ

Ярмарки, ярмарочная торговля

 

Современные товарные биржи — результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно один из видов организованного товарного рынка.

Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать караванную торговлю. Ее отличали эпизодичность, нерегулярность проведения, отсутствие определенного места торговли и правил осуществления.

На смену ей пришла ярмарочная торговля. В Средние века стали возникать как небольшие, так и довольно крупные ярмарки, время и место проведения которых было точно обозначено и о проведении которых участники предварительно оповещались. Само значение слова "ярмарка", в переводе с немецкого обозначающее "ежегодный рынок", свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли. На ярмарках в Европе в XII-XII1 вв. проводились сделки с наличным товаром как с немедленной оплатой, так и с отсрочкой платежа. На некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству различной продукции, а затем и введена практика торговли по образцам, а не только конкретными наличными партиями.

Ярмарочная торговля того времени велась по строгим разработанным внутренним правилам. Например, английские кодексы поведения купцов регулировали порядок взаимоотношении между контрагентами сделок, устанавливали стандартные формы для товарных контрактов, векселей, складских квитанций и других документов. Нарушивший кодекс и не исполнивший своих обязанностей купец мог быть исключен из торгового сообщества.

На ярмарках существовал свой способ решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций — ярмарочный суд. В то время его называли "суд людей с пыльными ступнями", так как его участники — купцы — долгие дни и месяцы находились в дороге. Ярмарочный суд был прообразом современного арбитража.

И все же на определенном этапе ярмарочный способ организации торговли перестал устраивать его участников. К XVI в. бурное развитие торговли в связи с открытием Америки и укреплением капитализма в Европе привело к появлению постоянных, а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, в своем роде оптовые магазины, иными словами — появились биржи.

Определение товарной биржи

 

Существует несколько версий происхождения термина "биржа". Согласно одной из них в бельгийском городе Брюгге, который находился на пересечении многих европейских торговых путей и поэтому именовался "маклером христианских народов", была особая площадь, на которой собиралось для торгов купечество. Площадь носила название "де бурсе" (de burse) по имени крупной маклерской конторы господина Ван де Бурсе, владевшего здесь большим домом. Герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков (мешков), которые на местном наречии именовались "the biierse", был вывешен на здании. Владелец конторы предоставил свой дом для сбора купцов и, возможно, дал название этой форме торговли.

Вообще характерно, что первые биржи часто располагались в гостиницах или чайных, а затем постепенно заняли постоянное место в специальном здании.

Рассматривая развитие оптовой торговли, можно заметить не просто смену мест организации торговли и правил их проведения, а существенные изменения в самом способе ведения торгового процесса. Любая самая простая торговая операция—это соединение спроса и предложения на определенный товар, а метод, осуществляющий это соединение, свидетельствует о степени развитости рыночных отношений.

В караванной торговле мы можем наблюдать простейшую форму рынка — базар. Торговый процесс организован самым элементарным образом: сидящие продавцы ждут покупателей. При таком способе спрос (покупатель) ищет предложение, а если вспомнить об эпизодичности и неорганизованности караванной торговли, то этот поиск может идти довольно долго.

Ярмарочный тип торговли отличается наличием торговых рядов, часто специализированных на определенных товарах. Здесь предложение призвано улавливать спрос, а специализация продавцов—способствовать ускорению поиска. Но при этом стороны имеют определенные роли, которые не изменяются. Как только объемы операций многократно возрастают, ярмарка начинает перерастать в биржу.

Биржу отличают:

• моментальность встречи спроса и предложения;

• сменяемость ролей;

• резкое ускорение процесса заключения сделки.

Как отмечалось, биржа является также одним из видов организованного рынка.

Организованным товарным рынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по определенным, установленным правилам. Всем видам таких рынков присущ ряд общих черт:

• строго определенные правила проведения торгов;

• открытость в осуществлении торговых операций;

• наличие оборудованных торговых площадей, складских и офисных помещений;

• система связи и информации.

Элементы организованного рынка можно было наблюдать еще в древности. Так, в Древнем Риме в определенное время проводились собрания торговцев. Проходили они в определенных местах—продажных рынках, которые были центрами распределения товаров, поступавших со всех концов Римской империи. Преобладали на них бартерные операции, но заключались и сделки с денежной оплатой. Иногда заключались и договоры с отсроченным во времени окончательным расчетом. Эту практику можно сейчас наблюдать и на современных биржах.

Итак, биржа возникла в Европе в период первоначального накопления капитала. И если не считать объединения денежно-меняльных контор, то первыми биржами были товарные. По некоторым данным, первые биржи появились в Италии (Венеция, Флоренция), и их появление было связано с возникновением там крупных мануфактур и ростом международной торговли. К числу первых бирж относят возникшую в 1531 г. биржу в Антверпене. Современники называли эту биржу "бесконечной ярмаркой". Биржу в Антверпене можно считать и первой международной, так как в торгах на ней участвовали купцы и товары из многих стран Европы. Эта биржа имела собственное помещение, над входом в которое была установлена надпись на латыни "для торговых людей всех народов и языков".

В 1549 г. возникают биржи в Лионе и Тулузе (Франция), а затем — биржа в Лондоне (1556 г.). В Японии биржа по торговле рисом появилась в 1790 г., а в США первая биржа возникла в 1848 г. в Чикаго.

В истории бирж большое значение имела Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1608 г. На Амстердамской бирже впервые была введена торговля по образцам и пробам товаров, а в дальнейшем были установлены средние качественные нормы для товаров, что позволило вести торговлю без представления самой продукции на биржу.

Биржи первоначального периода были биржами реального товара, обслуживавшими потребности торговли. В XIX в. таких бирж стало много во всех крупных странах Европы, а также Северной Америке и Японии.

ОПЕРАЦИИ НА ТОВАРНОЙ БИРЖЕ

Форвардный контракт

 

Форвардный контракт представляет собой торговое соглашение, согласно которому продавец поставляет конкретную продукцию покупателю к определенному сроку в будущем. В момент заключения контракта стороны договариваются об объеме поставки и качестве товара (беря за базу биржевой стандарт), времени и месте поставки, а также соответственно о цене. Продавец товара поставляет его к сроку на один из складов биржи, где проводится его проверка и выдается складское свидетельство. Документ передается продавцом покупателю против денежных документов (чека).

В форвардных сделках купля-продажа товара совершалась заранее, до поставки товара, а, возможно, и до его производства. Эти сделки во многих случаях были предпочтительнее, чем сделки спот, так как позволяли участникам планировать свою прибыль в будущем. Для продавца реального товара форвардные операции позволяли заранее зафиксировать цену и покрыть свои издержки, а покупатель был гарантирован от риска повышения цен и, кроме того, экономил затраты на аренду складских помещений.

Однако форвардные сделки имеют и ряд отрицательных моментов. Так, форвардные контракты не были стандартизованы. Такие условия, как объем поставки, качество товара, сроки поставки, цена товара согласовывались непосредственно продавцом и покупателем. На большинстве товарных бирж форвардные сделки могли заключаться на любой сорт товара и на любых условиях поставки, а их продолжительность была до 24 месяцев.

Форвардные сделки подразумевают также определенный риск, поскольку не существует какого-либо гаранта сделки. Одна из сторон может нарушить взятые обязательства или какие-то события в будущем могут помешать сторонам выполнить контракт. Известно, что при падении цен на зерно торговцы в США часто уклонялись от выполнения форвардных контрактов, оставляя фермеров с их продукцией. В свою очередь, при повышении цен фермеры предпочитали продать зерно другому покупателю по более высокой цене и не выполнять форвардный контракт.

Риск форвардных контрактов возрос с использованием кредитных средств. Так, со временем заключение сделок на срок с реальным товаром стало сопровождаться выставлением векселей. Как отмечали специалисты, при этом векселя выписывались не столько потому, что был куплен «товар, сколько покупали товар, чтобы иметь возможность выписать вексель, который можно было бы учесть, превратив в деньги. Таким образом оба, покупатель и продавец, располагали фондами на много месяцев раньше, чем действительно оплатят товары, и весьма часто векселя эти по истечении срока платежа возобновлялись под тем предлогом, что при такой длительной сделке необходимо дать время на ее реализацию.

Цены форвардных сделок учитывают не только уровень, сложившийся в момент заключения контракта, но и перспективы изменения спроса и предложения за время действия контракта. Однако предусмотреть все конъюнктурные моменты невозможно, поэтому форвардные сделки могут дать определенный выигрыш (или убыток) для той или иной стороны.

Предположим, продавец кукурузы заключил форвардную сделку с поставкой через два месяца по цене 2,0 долл. за бушель. Если к моменту поставки цена кукурузы на рынке спот составит 1,8 долл., то он окажется в выигрыше, а если цена увеличится до 2,2 долл., то он получит убыток. При этом, конечно, надо учесть, что продавцу придется в любом случае дополнительно оплатить расходы по складированию и страхованию товара.

Для покупателя ситуация будет обратной, однако по форвардному контракту он избавлен от хранения товара и соответствующих расходов.

С реальным товаром уже становится возможным осуществление спекулятивных операции на разнице цен по сделкам спот и форвард. При этом стратегия игры зависит от ситуации с ценами на этих рынках. На биржевых рынках возможны два варианта соотношения цен, которые называются контанго (contango) и бэквардейшн (backwardation).

 

Ситуация контанго

Ситуация контанго (называется также форвардейшн) предполагает, что цены на наличный товар (спот) ниже цен на срок (форвард).

Эта ситуация характерна для такого состояния рынка, когда предложение товара в данный момент полностью обеспечивает текущий спрос либо имеются достаточные запасы.

Такой рынок называется нормальным, или учитывающим затраты на хранение (normal, carrying-charge market). Возникновение контанго типично только для рынков товаров с длительными сроками хранения (зерновые, соевые бобы, хлопок, металлы, кофе, сахар, нефть и нефтепродукты).

В этом случае игра заключается в том, что покупается наличный товар и продаются форвардные контракты, если разница в ценах превышает накладные расходы.

 

Ситуация бэквардейшн

При ситуации бэквардейшн цены на наличный товар (спот) выше, чем цены форвардного рынка. Такое положение характерно при резкой нехватке товара, низких его запасах. В этой ситуации в выигрыше оказывается спекулянт, имеющий наличный товар. Он продает имеющийся товар с немедленной поставкой и закупает его с поставкой в будущем.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль биржи в современном развитом обществе трудно переоценить, ибо биржевые процессы настолько интегрированы во все сферы общественной деятельности, что незначительные изменения в кокай –либо из них (будь то политика или экономика), тут же сказывается на бирже.

Все выше приведенные описания биржи, в определенном смысле, условно, ибо в практике не существовало и не существует двух абсолютно одинаковых бирж. Каждая биржа имеет свою специфику, обусловленную историческими, экономическими, территориальными, национальными и культурными факторами.

Создание сети бирж в нашей стране, по всей видимости будет происходить в контексте развития экономической реформы, целью которой является переход экономики на рыночные формы хозяйствования. Нашему обществу предстоит осуществить сложный переход от экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения, к экономике, основанной на динамичном сосуществовании разнообразных форм собственности и на законах рыночного регулирования. От уровня развития рыночных отношений будет зависеть эффективность, а отсюда и общественная целесообразность работы вновь создаваемых бирж.

Рассмотрения биржи как отдельного аспекта рыночного механизма просто бесперспективно. Тем более перспективно создание бирж, в процессе которого не будет учитываться реально имеющейся уровень развития рынка.

Наше общество постепенно переходит к рыночным отношениям. Задача эта, сама по себе, весьма сложная, ввиду отсутствия практически всякой рыночной и деловой культуры, надежных коммуникационных сетей, развитой инфраструктуры и т.п. безусловно, при таких «стартовых» условиях, введение рыночной экономики «на следующий день» чревато непредсказуемыми экономическими и социальными последствиями. Трудности, с которыми сталкивается становление рыночных отношений в нашей стране, очевидны. Так, сопротивление со стороны людей, осознающих губительное воздействие рынка на их привилегированное положение в системе общественного распределения, сливается с неосознанными и стихийными действиями сопротивления миллионов граждан страны, столкнувшихся с зарождающимися рыночными механизмами, точнее, с результатом их функционирования в нашей экономической ситуации – стремительным ростом цен.

Биржа, как составная часть организованного рынка, для нашей экономической системы явление, в определенном смысле, новое. И в этом смысле деструктивное, ибо она будет разрушать сложившуюся систему централизованного распределения фондов и продукции. Дальнейшее ухудшение ситуации на потребительском рынке еще больше накалит, и без того сложную социально- политическую обстановку.

В этой связи большое значение имеет соответствующая подготовка общественного мнения, разъяснение через средства массовой информации основных целей и принципов функционирования бирж.

Имеет смысл издание биржами собственных информационных бюллетеней, рекламных проспектов и другой печатной продукции.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Дехтярева «Биржевое дело», 1997г., с-503

1 Штиллих Отто «Биржа и ее деятельность», 1992г., 400

2 «Право України», №2,2000г, с 27-32

3 “Информация и рынок”,№2,3, 1192, с37-42

4 Глазовая «Теятельность товарной биржи», 1998г, с-157

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.