Спрос и предложение на рынке труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На конкурентом рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня зарплаты спрос на труд падает. Горизонтальная ось - это количество труда Q, вертикальная - ставка заработной платы Р (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2 Кривая спроса на труд [7, c.208].


Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса.

Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона, с ростом общего уровня зарплаты предложение труда увеличивается, (рис. 2.3)

 

Рис. 2.3 Кривая предложения труда [7, c.209].

 

Предложение рабочей силы определяется потребностями трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей поддержании достаточного уровня благосостояния с учетом совокупного экономического предложения. В кейнсианской концепции предложение труда зависит от номинальной ставки зарплаты. Причем до достижения полной занятости предложение труда совершенно эластично по отношению к денежной ставке зарплаты, так как безработные предлагают труд по установившейся цене. Кейнс полагал, что номинальная ставка зарплаты меняется только вверх, т. к. предприниматели пытаются понизить заработную плату посредством пересмотра соглашений с работниками, это вызовет более сильное сопротивление, чем постепенное понижение зарплаты вследствие роста цен.

По учению неоклассиков предложение труда реагирует на изменение уровня цен: по мере его роста снижается ставка реальной зарплаты и вследствие этого уменьшается предложение труда [9, с. 135].

Предложение, так же как и спрос образовывается под воздействием разных факторов: сформировавшегося уровня цен, издержек, зарплаты, производительности труда, численности населения, квалификационно-профессионального состава работников, кредитно-финансовой налоговой, законодательной, системы деятельности профсоюзов культурных, религиозных и других организации.

Продавать свои труды может только лично свободный человек, и такая возможность существует лишь в экономике. В традиционной экономике люди, как правило, занимаются тем же делом, что и их родители. В командной экономике кому, чем заниматься – в значительной степени решает рабовладелец, феодал, государственный чиновник. В отличие от рынка обычных товаров при продаже рабочей силы работник не утрачивает право собственности на нее – он продает лишь право на использование этой рабочей силы.

Величина предложения на рынке труда равна величине экономически активного населения – общей численности людей, работающих по найму, работающих не по найму и безработных, ищущих работу. Размер предложения труда зависит от величины населения в трудоспособном возрасте, т.е. в возрасте от совершеннолетия до пенсии. В 2008 г. в России в трудоспособном возрасте находилось примерно 84 млн. человек, или 57% всего населения.

Экономически активное население составляют не только граждане трудоспособного возраста, но также и некоторые люди, достигшие пенсионного возраста, и подростки, стремящиеся работать по найму. Исключаются из этой категории люди трудоспособного возраста, которые не претендуют на работу по найму: домохозяйки, школьники, студенты. В том же 2008 году экономически активное население России составило около 73 млн. человек [16, c.506].

Исходя из этого следует, что на величину предложения труда влияют демографические и социальные факторы. В Советском Союзе большинство женщин всегда работало по найму, а, например, в США в послевоенные десятилетия доля работающих женщин резко выросла. Если в 1950 г. работала или искала работу каждая третья американка трудоспособного возраста, то в 1989 – больше половины.

Важным фактором, определяющим величину спроса, является экономический рост. Если спрос на продукцию фирм растет, а вместе с ним растут и их прибыли, то тогда фирмы хотят и могут нанять дополнительных работников. И, наоборот, во время экономических спадов часто происходят увольнения.

На каждом товарном рынке устанавливается равновесная цена товара и его равновесное количество, которые приводят в соответствие величину спроса и величину предложения.

Ценой на рынке труда является, прежде всего, ставка заработной платы, то есть ее величина за определенную единицу времени: час, день, неделю или месяц. Кроме повременной оплаты, применяется сдельная оплата: определенная сумма денег выплачивается за каждую выполненную работу.

В цене труда учитываются также безопасность и удобство рабочего места, и прочие условия труда. Если величина спроса на труд мала, а величина его предложения велика, то зарплата и условия труда будут неблагоприятными для работающих по найму. Проданным количеством товара будет в данном случае число работающих или отработанное ими время.

Занятость – это действия граждан, осуществляемые с целью удовлетворения потребностей, которые не противоречат действующим законам в стране [15, c.54-55]. Часто фирмы предпочитают сокращать занятость, не увольняя работников, а сокращая их рабочий день или предоставляя им лишний выходной или неоплачиваемый отпуск. Естественно, работники не радуются этому дополнительному отдыху, так как он им не оплачивается. Это скрытая форма сокращения занятости.

Таким образом можно сказать, что структура спроса и предложения рабочей силы зависит от объективных и субъективных факторов, формирующихся вне рынка труда, – НТП, состояния экономической конъюнктуры, демографических процессов, потребностей личности в труде, развития инфраструктуры рынка труда, деятельности на рынке труда правительства, союзов предпринимателей, профсоюзов и др.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.