Эксплуатационную мощность двигателя Nен, для обеспечения заданных тягово-приводных и скоростных показателей трактора подсчитываем по формуле:
= кВт (14)
где Pк.н.1 - номинальная касательная сила тяги на 1 основной передаче, кН.
Nвом - мощность, необходимая для привода рабочих машин от вала отбора мощности на расчетном тяговом режиме, кВт.
Номинальную касательную силу тяги на 1-ой передаче определяем по формуле: = 8,198 кН (15)
где Pf - сила сопротивления качению.
Она определяется по формуле:
= кН (16)
здесь G - вес трактора.
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ
ЗАДАЧИ РАСЧЕТА И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
В задачи теплового расчета двигателя, прежде всего, входит определение параметров состояния рабочего тела в характерных точках рабочего цикла двигателя и определение энергетических и экономических показателей цикла и двигателя, на основании которых рассчитываем также основные размеры двигателя (диаметр цилиндра и ход поршня). Основными исходными данными для расчета являются: номинальная эффективная мощность и соответствующая ей частота вращения коленчатого вала двигателя; степень сжатия; тип камеры сгорания; коэффициент избытка воздуха; вид топлива; расчетные параметры окружающей среды (давление и температура) и ряд других.
Тепловой расчет двигателя выполняем по исходным данным в соответствии с индивидуальным заданием на курсовую работу.
В задании на курсовую работу приводится часть необходимых для теплового расчета исходных данных, остальными задаемся, ориентируясь на прототип двигателя.
Тепловой расчет выполняем на ПЭВМ по программе, составленной на кафедре тракторов и автомобилей.
Среди исходных данных задаемся коэффициентом избытка воздуха a, подогревом заряда на впуске DT степенью повышения давления lp.
Для номинального режима эти значения принимаем в пределах:
a = 1,3...1,65 - для дизельных двигателей с неразделенной камерой сгорания;
DT = 10...30 К - для дизелей без наддува;
lp = 1,6...2,5 - для дизелей с неразделенной камерой сгорания.
На величину степени повышения давления влияет режим впрыска топлива, форма камеры сгорания и способ смесеобразования.
При выборе lp учитываем, что увеличение lp приводит к уменьшению степени предварительного расширения r. Для большинства дизелей r = 1,2...1,7 (большие значения характерны для раздельных камер сгорания).
Ниже приводятся обозначения величин с указанием их размерности, которые приняты в расчетных формулах. Эти обозначения приводятся, в основном, в том порядке, в каком они встречаются по алгоритму расчета.
Таблица 1.
Обозначения | Параметры | Размерность |
1 | 2 | 3 |
mO | теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива | кг/кг топлива |
МО | теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива | кмоль/кг топлива |
М1 | количество подаваемого свежего заряда на 1 кг топлива | кмоль/кг топлива |
М2 | Количество продуктов сгорания на 1кг топлива | кмоль/кг топлива |
С | массовая доля углерода в топливе | - |
Н | массовая доля водорода в топливе | - |
О | массовая доля кислорода в топливе | - |
nН | номинальная частота вращения | об/с |
рO | расчетное атмосферное давление | МПа |
Тс | расчетная температура окружающего воздуха | К |
рК | давление после компрессора (на впуске) | МПа |
TK | температура после компрессора (на впуске) | К |
nK | показатель политропы сжатия в компрессоре | - |
Dра | потеря давления на впуске | МПа |
TK` | температура на впуске (с учетом подогрева) | К |
DT | подогрев свежего заряда на впуске | К |
ра | давление в цилиндре в конце впуска | МПа |
ТА | температура в конце процесса впуска | К |
e | степень сжатия | - |
рr | давление в конце процесса впуска | МПа |
Tr | температура в конце процесса впуска | К |
hV | коэффициент наполнения цилиндров | - |
gr | коэффициент остаточных газов | - |
n1 | показатель политропа сжатия | - |
pc | давление в конце процесса сжатия | МПа |
Тс | температура в конце процесса сжатия | К |
a | коэффициент избытка воздуха | - |
mт | молекулярная масса паров топлива | кг/кмоль |
m0 | химический коэффициент молеку- лярного изменения горючей смеси | - |
m | Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси | |
Hи | низшая теплота сгорания топлива | кДж/кг |
Нрс | теплота сгорания рабочей смеси | кДж/кмоль |
xz | коэффициент использования теплоты в процессе сгорания | - |
Сvc | средняя мольная изохорная теплоемкость рабочей смеси | кДж/кмоль |
Сvz | средняя мольная изохорная теплоемкость продуктов сгорания | кДж/кмоль |
λp | степень повышения давления | - |
рz | максимальное расчетное давление в цикле | МПа |
Тz | температура в конце процесса сгорания | К |
А | коэффициент в уравнении для расчета Тz | кДж/кмоль |
B | коэффициент в уравнении для расчета Тz | кДж/кмоль |
F | коэффициент в уравнении для расчета Тz | кДж/кмоль |
r | степень предварительного расширения | - |
n2 | показатель политропы расширения | - |
d | степень последующего расширения | - |
pB | давление в конце процесса расширения | МПа |
TB | температура в конце процесса расширения | К |
pi | теоретическое среднее индикаторное давление | МПа |
pi | среднее индикаторное давление | МПа |
pк | плотность заряда на впуске | кг/м |
R | газовая постоянная для воздуха | Дж/кгК |
hi | индикаторный КПД | - |
n | коэффициент полноты индикаторной диаграммы | - |
gi | удельный индикаторный расход топлива | г/кВтч |
РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ
Формулы приведены по каждому процессу, составляющему действительный цикл ДВС, а также для расчета индикаторных показателей. Обозначения величин, входящих в формулу, и их размерности приведены выше.
Процесс впуска
Процесс впуска является сложным газодинамическим процессом, на протекание которого оказывает влияние большое количество факторов. При расчете определяем давление и температура рабочего тела в конце процесса впуска, а также коэффициент остаточных газов и коэффициент наполнения цилиндров.
pa = pк - Dpa (17)
Величина потерь давления на впуске зависит от параметров впускаемого тракта и быстроходности двигателя и лежит в пределах:
Dpa = (0,04...0,18)p0 - для дизельных двигателей без наддува.
На ПВЭМ Dpк рассчитываем по эмпирической формуле: для дизельных двигателей без наддува
Dpa = (0,01 + 3 ×10 -3 nн) p0 (18)
При этом для дизельных двигателей без наддува принимаем:
p0= 0,1МПа, Тк = Т0= 288К.
Т’к = Тк + DТ (19)
(20)
(21)
(22)
Значениями pr и Tr входящими в формулы (20)...(22) предварительно задаемся:
pr = (1,05...1,25) p0 - для двигателей без турбонаддува;
Тr= 700...950К - для дизельных ДВС.
При этом большие значения pr принимаем для высокооборотных двигателей. Задаваясь величиной Тr, учитываем, что при увеличении степени сжатия она снижается, а при увеличении оборотов - возрастает. Величина Тr корректируется после расчета процесса выпуска.
Процесс сжатия
При расчете процесса сжатия определяем давление и температуру в конце процесса сжатия, полагая, что сжатие представляет собой политропный процесс с показателем политропы n1.
pc = pa e (23)
Тс = Таe (24)
Величина среднего значения показателя политропы n1 зависит от степени сжатия, быстроходности двигателя, теплообмена и других факторов. Для дизельных двигателей его значение лежит в пределах:
n1 = 1,34...1,39.
В программе расчета на ПЭВМ для определения n1, используем эмпирические формулы:
для дизельных двигателей
n1=1,368-[1,5×10-4+2×10-6(e-1)](Tа-400)-1,5×10-3(e-10)+0,002*(nен-30) (27)
Процесс сгорания
В процессе сгорания достигаются максимальные значения давления и температуры рабочего тела в цикле, определение которых и составляет основную задачу расчета процесса сгорания.
При расчете учитываем состав топлива и качество горючей смеси, а также способ смесеобразования, который влияет на выбор степени повышения давления lр.
(26 )
(27)
(28)
, при a< 1 (29)
, при a>=1 (30)
(31)
(32)
(33)
(34)
Температуру в конце видимого процесса сгорания Тz определяем из уравнения сгорания, которое имеет вид:
xZ H р.см + (Сvc + 8,314lp) Тc = m (Сvz + 8,314)Тz (35)
После подстановки приближенных эмпирических выражений для теплоемкостей:
CVc= 20,16 + 1,728 10-3 Тс ; (36)
CVz=(18,4+2,6a)+(1,549+1,382/a)10-3Тz, при a< 1; (37)
CVz=(20,10+0,92/a)+(1,549+1,382/a)10-3Тz, при a>1; (38)
уравнение сгорания приводим к виду
АTz2 + ВТz + F = 0 . (39)
Отсюда:
(40)
где, коэффициенты определяются выражениями:
A = (1,549 + 1,382/a)10-3 ;
B = (28,414 + 0,92/a)m ; (41)
F = -(0,82Hрс + 20,16 Тc+ 8,314 Тc lp + 1,728Tc210 –3)
рz = lр pс - для дизельных ДВС (42)
r = m Т/ l р Тc. (43)
Процесс расширения
При расчете полагается, что расширение является политропным процессом с постоянным показателем политропы n2.
рв=рz/d (44)
(45)
Значение среднего показателя политропы n2 , также как и n1 , зависит от многих факторов и лежит в пределах:
n2 =1,24...1,30 - для дизельных ДВС.
В программе расчета их находим по эмпирическим формулам:
n2 = 1,263 - 2,6*10-5 (Tz - 2000) + 4*10-4 d+ 0,028( a - 1) (46)
Процесс выпуска
Значениями давления рb и температуры Тb в конце процесса задаем на начальной стадии теплового расчета.
Проверку ранее принятой температуры остаточных газов производим по формуле:
(47)
Если полученное по этой формуле значение Тr существенно отличается от принятого ранее (dTr > 10%),то корректируем расчет процессов цикла при уточненном значении Тr , принятом предварительно в разделе 2.2.1.
В программе расчета величина отклонения Тr допускается не более 10К.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 242.