Перспективы расширения ЕС. Россия и ЕС. Развитие экономического сотрудничества между ними: проблемы и перспективы углубления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На рубеже ХХI в. предусматривается значительное расширение Евросоюза. Число его членов должно увеличиться с 15 до 26 за счет, главным образом, стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Балтии. Стремление стран ЦВЕ присоединиться к ЕС обозначилось уже в начале 90-х гг., когда были подписаны соглашения об их ассоциации с ЕС. Данные соглашения предусматривали сближение законодательств ассоциируемых стран с законодательством ЕС, расширение внешнеэкономических связей, создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. По большинству промышленных товаров ЕС с 1995 г. отменила пошлины для стран Центральной и Восточной Европы; по черным металлам и текстильным товарам свободный доступ введен с 1996-1997 гг. Со второй половины 90-х гг. промышленные товары ЕС свободно поступают на внутренние рынки ассоциируемых стран.

Но для того, чтобы иметь право претендовать на членство в ЕС, страны Центральной и Восточной Европы должны обеспечить выполнение целого ряда условий: стабильность институтов, гарантирующих демократию; правовой порядок; соблюдение прав человека и защита национальных меньшинств; наличие функционирующей рыночной экономики; способность справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе; возможность принять на себя обязательства члена, в том числе задачи политического, экономического и валютного союза. Пока страны Центральной и Восточной Европы не обладают всеми необходимыми экономическими и социальными предпосылками для того, чтобы стать полноправными членами ЕС.

Исходя из этого, Совет Евросоюза разработал для каждой из стран-претендентов специальную стратегию присоединения, разделив их на два эшелона.

Первая группа стран: Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония ведут индивидуальные переговоры с ЕС с 30 марта 1999 г. Предполагается, что расширение ЕС за счет этих стран начнется с 2003-2004 гг.; остальные - Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва будут находиться под наблюдением специальной Европейской конференции, и срок их вступления в ЕС не определен.

Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.

Присоединиться к ЕС в дальнейшем предполагают также Албания, Македония, Хорватия, Турция, состоящая в таможенном союзе с ЕС. Мальта в 1996 г. изменила свое решение о членстве в ЕС.

Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.

Однако реализация СПС в полной мере стала возможна лишь после ратификации его парламентами всех стран - членов ЕС и России, для чего потребовалось определенное время. Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. было подписано Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств государств, участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.

Евросоюз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5%-с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом. В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой политике, проводимой в отношении.

Ввиду топливно-сырьевой направленности российского экспорта в страны ЦВЕ, особое значение для России имеют перспективы реализации новыми членами положений энергетической политики ЕС. Последняя, в частности, содержит рекомендации лимитировать «в целях обеспечения энергетической безопасности» импорт энергоносителей на уровне 25-30 % от объема потребления и диверсифицировать источники импортного снабжения энергоресурсами, ограничив долю отдельных стран до 30 %. Очевидно, что выполнение странами-кандидатами этих рекомендаций причинило бы России, удовлетворяющей до 75 % их потребностей в энергетическом сырье, огромный ущерб.

После расширения ЕС целый регион России, Калининградская область, окажется со всех сторон окружен странами Евросоюза. По мнению одного из авторов доклада Натальи Смородинской, курс на интеграцию в экономическое пространство ЕС является для Калининграда единственным реальным способом избежать изоляции от Европы и прервать процесс нарастающего отставания. Авторы доклада высказали единое мнение: расширение ЕС предоставит российским субъектам хозяйствования возможности взаимодействия с более емким и единым рынком[8].



Заключение

 

В заключение работы хотелось бы привести слова председателя Еврокомиссии Романо Проди. «ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией. Это наиболее разумно как с политической, так и с экономической точек зрения. Нам необходимо тесное сотрудничество» - сказал он. Развивая эту мысль перед журналистами, ожидавшими его в течение переговоров, Романо Проди сказал, что «Россия и ЕС подобны виски с содовой. Они не могут быть друг без друга». Р.Проди также отметил, что «наиболее эффективной формой такого сотрудничества является торговля». По его словам, «более 50% внешнеторгового оборота РФ приходится на страны Евросоюза, и тенденция к увеличению масштабов взаимной торговли сохраняется». «Теперь важно добиться перехода от количества к качеству», - подчеркнул Романо Проди[9].

Еще хотелось бы отметить, что проблемы, решаемые в ЕС, имеют немалое значение для России. На страны этой региональной интеграционной группировки приходится значительная доля российского внешнеторгового оборота (около 40 процентов экспорта и 50 процентов импорта). Примерно 40 процентов составляет доля стран ЕС в ежегодном объеме инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации. Интеграционным процессам в отношении России способствует относительная неадекватность обеспечения ЕС топливно-сырьевыми ресурсами, растущая заинтересованность в научно-техническом сотрудничестве и взаимодействии в сфере экологии, транспорта, связи и во многих других актуальных областях.



Список литературы

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. – 693 с.

2. Бызов Л. Проблемы расширения ЕС // Комсомольская правда. 16.09.2004.

3. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.

4. Захаров Т.И. Международные отношения. М.: Юнити, 2004.

5. Коновалов Ю.Р. Проди: ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией // Аргументы и Факты. 29.01.2000.

6. Конъюнктура мировых товарных рынков и внешняя торговля России в 2004 году/ Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 6 апреля 2005. - № 18 (816)

7. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. -М.: МО, 1996.

8. Линдерт П.X. Экономика мирохозяйственных связей.— М.: Прогресс-Универс, 2002. – 504 с.

9. Международное публичное право: учебник / Под ред. К.А. Бекяшева М.: изд. «Проспект» 2004.

10. Международные отношения / Под ред. В.В.Лазарева. М.: 2003

11. Международные отношения / Под ред. И.Ю. Юрова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

12. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003.

14. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2003.

15. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 2004. – 556 с.

16. Спиридонов А.И. Мировая экономика. М.: ПРИОР, 2005.

17. Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: Просвещение, 2002. – 934 с.

18. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. - М.: Мысль, 2005. – 609 с.

19. Шмелев Н.П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. -М.: Просвещение, 2001. – 524 с.

20. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. -М.: ДА МИД РФ. 1998.


[1] Бызов Л. Проблемы расширения ЕС // Комсомольская правда. 16.09.2004. С. 9.

[2] Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2003. С. 421-423.

[3] Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 122-123.

[4] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 227.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 228.

[8] Бызов Л. Проблемы расширения ЕС // Комсомольская правда. 16.09.2004. С. 9.

[9] Коновалов Ю. Р. Проди: ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией // Аргументы и Факты. 29.01.2000. С. 3.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.