Взаимодействие Европейского союза и России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1 Взаимодействие Европейского союза и России

1.1 Политический контекст, правовые основы и экономические предпосылки развития связей России с Евросоюзом

2 Место и роль ЕС в мировой экономике

2.1 Тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе

2.2 Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона

3 Перспективы расширения ЕС. Россия и ЕС. Развитие экономического сотрудничества между ними: проблемы и перспективы углубления

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

Европейский союз (ЕС) - крупнейшая в мире региональная группировка. В ее состав входит 15 западноевропейских государств с общей численностью населения свыше 370 млн человек: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. К 2000 г. на эту группировку приходилась почти половина мирового товарооборота. Окончательное оформление организационной структуры ЕС завершилось к июлю 1967 г. Были созданы главные наднациональные органы. Главным органом ЕС стал Совет министров (СМЕС). Он уполномочен принимать решения, наделен законодательной властью. Его законодательные акты принимаются в форме регламентов и носят обязательный характер, включаясь в национальное законодательство. Обязательными являются и директивы СМЕС, хотя выбор методов их исполнения оставлен на усмотрение государств - членов ЕС. В Совете министров ЕС действует система ротации. Представитель каждого государства поочередно занимает пост председателя сроком на шесть месяцев. Получил развитие так называемый институт «тройки». Она состоит из действующего председателя Совета, его предшественника и преемника. Исполнительным органом ЕС является Европейская комиссия (КЕС). Она состоит из 20 членов, назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от них. КЕС обладает большими автономными правами, особенно по вопросам конкуренции и проведения общей политики в экономике. Она представляет ЕС в ряде международных организаций. Имеется также Европейский Парламент. Он избирается всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах. Его основные функции - участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельностью КЕС. В системе ЕС учрежден Суд. Он обеспечивает соблюдение законности, интерпретацию и выполнение соглашений. Рассматривает ходатайства стран - членов КЕС, Совета и даже любого другого лица, которого лично и непосредственно касаются решения Совета и КЕС. Наконец, функционирует Европейский совет. Он призван давать необходимый импульс развитию ЕС и определять его общие политические принципы. Помимо пяти основных органов, функционируют Контрольно-ревизионная палата и два консультативных:

1) Экономический и социальный совет ЕС и Евроатома,

2) Консультативный комитет ЕОУС. В рамках ЕС имеется большое число различных институтов экономического и финансового профиля.

Европейский инвестиционный банк предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС. Европейский социальный фонд регулирует продвижение рабочей силы в рамках ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства финансирует рыночные интервенции в рамках общей сельскохозяйственной политики. Европейский фонд регионального развития - организация, ответственная за реализацию региональной политики ЕС, в том числе по вопросам расширения членства в ЕС.

Цель работы – рассмотреть особенности экономики стран Европейского союза.

Задачи работы – определить место и роль ЕС в мировой экономике, рассмотреть тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Россией: проблемы и перспективы углубления.



Заключение

 

В заключение работы хотелось бы привести слова председателя Еврокомиссии Романо Проди. «ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией. Это наиболее разумно как с политической, так и с экономической точек зрения. Нам необходимо тесное сотрудничество» - сказал он. Развивая эту мысль перед журналистами, ожидавшими его в течение переговоров, Романо Проди сказал, что «Россия и ЕС подобны виски с содовой. Они не могут быть друг без друга». Р.Проди также отметил, что «наиболее эффективной формой такого сотрудничества является торговля». По его словам, «более 50% внешнеторгового оборота РФ приходится на страны Евросоюза, и тенденция к увеличению масштабов взаимной торговли сохраняется». «Теперь важно добиться перехода от количества к качеству», - подчеркнул Романо Проди[9].

Еще хотелось бы отметить, что проблемы, решаемые в ЕС, имеют немалое значение для России. На страны этой региональной интеграционной группировки приходится значительная доля российского внешнеторгового оборота (около 40 процентов экспорта и 50 процентов импорта). Примерно 40 процентов составляет доля стран ЕС в ежегодном объеме инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации. Интеграционным процессам в отношении России способствует относительная неадекватность обеспечения ЕС топливно-сырьевыми ресурсами, растущая заинтересованность в научно-техническом сотрудничестве и взаимодействии в сфере экологии, транспорта, связи и во многих других актуальных областях.



Список литературы

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. – 693 с.

2. Бызов Л. Проблемы расширения ЕС // Комсомольская правда. 16.09.2004.

3. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.

4. Захаров Т.И. Международные отношения. М.: Юнити, 2004.

5. Коновалов Ю.Р. Проди: ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией // Аргументы и Факты. 29.01.2000.

6. Конъюнктура мировых товарных рынков и внешняя торговля России в 2004 году/ Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 6 апреля 2005. - № 18 (816)

7. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. -М.: МО, 1996.

8. Линдерт П.X. Экономика мирохозяйственных связей.— М.: Прогресс-Универс, 2002. – 504 с.

9. Международное публичное право: учебник / Под ред. К.А. Бекяшева М.: изд. «Проспект» 2004.

10. Международные отношения / Под ред. В.В.Лазарева. М.: 2003

11. Международные отношения / Под ред. И.Ю. Юрова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

12. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003.

14. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2003.

15. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 2004. – 556 с.

16. Спиридонов А.И. Мировая экономика. М.: ПРИОР, 2005.

17. Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: Просвещение, 2002. – 934 с.

18. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. - М.: Мысль, 2005. – 609 с.

19. Шмелев Н.П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. -М.: Просвещение, 2001. – 524 с.

20. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. -М.: ДА МИД РФ. 1998.


[1] Бызов Л. Проблемы расширения ЕС // Комсомольская правда. 16.09.2004. С. 9.

[2] Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2003. С. 421-423.

[3] Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 122-123.

[4] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 227.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 228.

[8] Бызов Л. Проблемы расширения ЕС // Комсомольская правда. 16.09.2004. С. 9.

[9] Коновалов Ю. Р. Проди: ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией // Аргументы и Факты. 29.01.2000. С. 3.


Содержание

 

Введение

1 Взаимодействие Европейского союза и России

1.1 Политический контекст, правовые основы и экономические предпосылки развития связей России с Евросоюзом

2 Место и роль ЕС в мировой экономике

2.1 Тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе

2.2 Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона

3 Перспективы расширения ЕС. Россия и ЕС. Развитие экономического сотрудничества между ними: проблемы и перспективы углубления

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

Европейский союз (ЕС) - крупнейшая в мире региональная группировка. В ее состав входит 15 западноевропейских государств с общей численностью населения свыше 370 млн человек: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. К 2000 г. на эту группировку приходилась почти половина мирового товарооборота. Окончательное оформление организационной структуры ЕС завершилось к июлю 1967 г. Были созданы главные наднациональные органы. Главным органом ЕС стал Совет министров (СМЕС). Он уполномочен принимать решения, наделен законодательной властью. Его законодательные акты принимаются в форме регламентов и носят обязательный характер, включаясь в национальное законодательство. Обязательными являются и директивы СМЕС, хотя выбор методов их исполнения оставлен на усмотрение государств - членов ЕС. В Совете министров ЕС действует система ротации. Представитель каждого государства поочередно занимает пост председателя сроком на шесть месяцев. Получил развитие так называемый институт «тройки». Она состоит из действующего председателя Совета, его предшественника и преемника. Исполнительным органом ЕС является Европейская комиссия (КЕС). Она состоит из 20 членов, назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от них. КЕС обладает большими автономными правами, особенно по вопросам конкуренции и проведения общей политики в экономике. Она представляет ЕС в ряде международных организаций. Имеется также Европейский Парламент. Он избирается всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах. Его основные функции - участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельностью КЕС. В системе ЕС учрежден Суд. Он обеспечивает соблюдение законности, интерпретацию и выполнение соглашений. Рассматривает ходатайства стран - членов КЕС, Совета и даже любого другого лица, которого лично и непосредственно касаются решения Совета и КЕС. Наконец, функционирует Европейский совет. Он призван давать необходимый импульс развитию ЕС и определять его общие политические принципы. Помимо пяти основных органов, функционируют Контрольно-ревизионная палата и два консультативных:

1) Экономический и социальный совет ЕС и Евроатома,

2) Консультативный комитет ЕОУС. В рамках ЕС имеется большое число различных институтов экономического и финансового профиля.

Европейский инвестиционный банк предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС. Европейский социальный фонд регулирует продвижение рабочей силы в рамках ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства финансирует рыночные интервенции в рамках общей сельскохозяйственной политики. Европейский фонд регионального развития - организация, ответственная за реализацию региональной политики ЕС, в том числе по вопросам расширения членства в ЕС.

Цель работы – рассмотреть особенности экономики стран Европейского союза.

Задачи работы – определить место и роль ЕС в мировой экономике, рассмотреть тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Россией: проблемы и перспективы углубления.



Взаимодействие Европейского союза и России

 

Обгорелые остатки деревни омывал зябкий и моросящий дождь. Серое, наглухо затянутое тучами небо стойко выслушивало проклятия и стенания людей. Рядом с развалинами одного из домов стояла мрачная фигура. Кулак крестьянина медленно сжимался, сдавливая втиснутую в ладонь шапку. Он, наклонив низко голову, смотрел на утопающие в вязкой грязи сапоги. У него на глазах вражеские солдаты вырезали только что всю семью. Взгляд крестьянина медленно поднимается, и он шлет проклятие всем поколениям людей из той страны, солдаты которой прошли через эту деревню.

Как его зовут? Жак, Ганс, Джон, Джузеппе, Августо, Станислав, Иже, Иван.

Какая это война? Когда она была? Между кем и кем? Тоже особенно не важно. Столетняя война XIV-XV веков между Францией и Англией, Тридцатилетняя война XVII века между габсбургским блоком (Испания и Австрия, католические князья Германии, поддержанные папством и Речью Посполитой) и антигабсбургской коалицией (германские протестантские князья, Франция, Швеция, Дания, поддержанные Англией, Голландией и Россией), Крымская война в XIX веке или еще одна из 14,5 тыс. больших и малых войн, которые прошли по нашей планете за последние 5,5 тысяч лет.

В течение веков народы Европы посылали проклятия друг другу через границы и фронты. В течение веков люди, политики, короли и их подданные предпочитали забывать о культурном единстве европейских народов, опирающимся еще на Античность, одинаковых ценностях, жизненных установках и представлении о счастливом будущем, ради клочка земли своих соседей, ради мелочных обид и низкого чувства национальной неприязни.

В 1945 году закончилась Вторая мировая война. Она тоже началась в Европе. Особенностью войн является то, что каждая следующая всегда более кровавая, жестокая, массовая, чем предыдущая.

Как вы думаете, какое чувство остается у человека после окончания столь массового каждодневного смертоубийства на одной территории? Мне кажется, что среди сотен оттенков чувств доминирует в этот момент страх. Страх перед повторением, Страх за человечество. После Второй мировой войны Страх заставил людей задуматься над тем, что дальше жить на конфронтации разностей невозможно, иначе настанет крах всего того, что смогли создать народы за столетия существования Европейских государств. Если дальше продолжать уничтожать друг друга только из-за гражданской принадлежности к разным государствам можно испепелить всю культуру, убить традиции тех же самых народов, потерять самих себя.

В августе 1946 Уинстон Черчилль в речи «Пробудись, Европа!», произнесенной в Цюрихе, призвал к единству европейских стран-победителей и побежденных. Вот она отправная точка строительства Европейского союза. Первые ростки от зерен, посеянных одним из самых величайших государственных деятелей ХХ века, не заставили себя долго ждать. Фундаментом того, что сейчас известно как Европейский Союз, стало основанное в 1946 году "Общество угля и стали" (1951 г., "Европейское объединение угля и стали"), регламентирующее перемещение этих стратегически важных товаров между Францией и Германией. В 1958 году был создан прообраз "Общего рынка", куда вошли Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса.

Европейская интеграция была запущена, развивалась и набирала темпы. 1973 г. – Великобритания, Ирландия и Дания; 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания и Португалия; 1990 г. – вошедшая в состав ФРГ территория ГДР, в 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Швеция, Финляндия, в результате чего сложился современный "комитет" из шестнадцати членов. Далее в союз начинают вступать страны-бывшие участники социалистического блока.

На какой основе объединяются? Прежде всего, это позитивные ценности – права человека, демократические установки, общие интересы. Каждый житель Европы получает возможность пользоваться на территории этой части света «четырьмя свободами»: свободой передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Так как оказалось, что ценности у людей живущих в этой части планеты в общем одинаковые, а общих интересов значительно больше, чем разногласий Единая Европа – это надолго.

ЕС не является империей, федерацией, конфедерацией или иной формой наднационального государства. Это, скорее, сложный комплекс международно-правовых договоренностей, подписантами которых является большинство европейских государств, определенная "рамка", выстроенная для любых жизненных форматов.

Все больше стран стремится вступить в это Единство стран, в этот союз не только потому, что Единая Европа является неким символом бытового благополучия и обустроенности, экономических достижений и развития, многовековой и очень глубокой культуры, а, прежде всего, потому, что Европейский союз стал символом позитивного, символом добра и дружбы, прощения.

Они дружат не как раньше – вместе и против кого-то, а вместе и ради совместного благополучного Будущего.

По моему мнению, европейцы преподали урок всему миру, они показали, как по настоящему должны сотрудничать, дружить страны и народы. Они создали настоящий, новый глобальный проект.

Каждый век, значимый отрезок истории сопровождается определенным знаковым для себя проектом: например, для эпохи Просвещения это было создание нового свободного государства Соединенных Штатов Америки, эпоха 19 века сопровождалась набирающим силы революционным движением, крупнейший проект 20 века – СССР (как построение социалистического, интернационального государства). ЕС – это самый масштабный проект конца 20 – начала 21 века.

Россия в то же самое время оказалась в ситуации выбора. Выбора ценностей, друзей, направлений развития, приложения и наращивания силы, доброй, созидательной или оборонительной. Россия последние десять лет самоопределяется со своей культурной принадлежностью, экономическими и политическими приоритетами, ищет свое эксклюзивное место в этом новом, столь разнообразном и динамичном, глобальном и взаимосвязанном мире. Тем знаковее звучат слова Президента о том, что исторический выбор России сделан – «широкое сближение и реальная интеграция в Европу». «Он последовательно реализуется. На данном этапе – через активизацию двусторонних отношений, развитие стратегического партнерства с Европейским союзом, через активное участие в работе Совета Европы».

Сегодня Россия и ЕС – это стратегические партнеры, и это не пустые слова. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу 1 декабря 1997 года. В июне 1999 года ЕС выработало Коллективную стратегию по отношению к России, аналогично в октябре 1999 года Россия утвердила Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года. Что же стоит за этими документами? Например, то, что ЕС каждый месяц советуется с Россией по вопросам международной политики и безопасности, или, то, что одним из главных стремлений России в интеграции в Европу является безвизовое передвижение граждан в обоих направлениях. А самое главное, это означает то, что у нас одни ценности и критерии оценки многих и многих вопросов, и мы признаем то, что решить огромное количество проблем (таких как энергетическая политика; ядерная безопасность; защита окружающей среды; борьба с организованной преступностью, торговлей наркотиками и людьми, отмыванием денег) никак по-другому, нежели вместе, мы (ЕС и Россия) не имеем возможности, и то, что это действительно нам надо.

Если смотреть в Будущее мне видится несколько сценарных разворотов стратегического и глобального развития международных политических отношений с участием России, из которых два, по моему мнению, являются наиболее реальными для развертывания. Первая площадка – это интеграционные процессы вокруг России в Евразии, где ЕС может выступить лишь как источник опыта качественного построения процессов межгосударственного сближения и сотрудничества, а уж вторую можно образно назвать "Большая Европа", и она непосредственно касается взаимоотношений ЕС и Российской Федерации.

Под первым проектом понимается постепенная интеграция среди стран СНГ, Союз государств России и Белоруссии, Шанхайский блок и другие площадки. Примечателен в данном случае пример Закавказских республик. Грузия, Армения, Азербайджан далеко не дружественные друг другу государства в политике, истории, религии, со сложной внутреннеполитической ситуацией и общими энергетическими проблемами.

Не так давно в Москве в торжественной обстановке подписан "Договор об энергетической безопасности" между Россией и Республикой Армения. Практически "де-факто" речь шла о вхождении Армении в единое энергетическое пространство, как простейшей форме интеграции между Арменией и странами "четверки" (Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия). Но если рассматривать это событие в рамках общей тенденции, то, исходя из активного проникновения РАО «ЕЭС» в энергетику соседних с Россией стран, можно сказать, что через 3-4 года произойдет полная унификация энергетических сетей Армении, "Российской четверки" и Грузии. Чуть позже в 2007-2008 году к соглашению по энергетической безопасности присоединяется Азербайджан. А теперь напомню, что когда-то интеграция Европы начиналась с создания "комиссии по углю и стали".

В развитии этого сценария заинтересованы и граждане, и деловые, культурные, научные сообщества европейских стран и России, поэтому постепенная, многошаговая интеграция и всестороннее сближение с Европой будет продолжаться. Это действительно длительный и сложный процесс: Россия слишком большое и по территории, и по населению государство, чтобы просто так взять и «запрыгнуть» в Европейский союз. Велика разница в структурном развитии экономики, демократических институтов, гражданского общества и правовых основ государственности, но европейские страны готовы нам помогать их укреплять, а мы соответственно верим в совместное Будущее России и ЕС в международном сообществе XXI столетия.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.