Деятельность милиции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на рубеже ХХ-ХIХ вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении всей истории своего существования, включая и последнее десятилетие ХХ века, милиция оставалась одним из наиболее работоспособных звеньев системы исполнительной власти. Несмотря на ограниченность материальных возможностей, несоизмеримую со сложностью выполняемых задач заработную плату и иные проблемы органы внутренних дел обеспечивали решение возложенных на них правоохранительных задач.

Если оперировать данными, приведенными в решении коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.02.2001 г., то имело место снижение числа зарегистрированных преступлений. Сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений, противодействие преступным проявлениям приобрело системный и скоординированный характер. Усилиями сотрудников милиции пресечена деятельность нескольких тысяч лидеров и участников организованных преступных групп. Это свидетельствует о том, что меры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, позволили российской милиции обеспечить контроль над оперативной обстановкой в стране.

Значительную роль в оздоровлении криминальной ситуации в отдельных регионах и России в целом сыграли оперативно-профилактические мероприятия – «Подросток», «Металл», «Допинг», «Мак», «Мигрант», «Бензин» и др. Особое внимание уделялось проведению комплексной операции «Вихрь-Антитеррор». В ходе ее предотвращено 184 террористических акта, задержано свыше 90 тыс. лиц, объявленных в розыск, и более 652 тыс. – подозреваемых в совершении преступлений, изъято свыше 47,5 тыс. единиц огнестрельного оружия[21]. Произошло оздоровление оперативной обстановки на улицах большинства городов и населенных пунктов. В организации индивидуально-профилактической работы с лицами, отбывшими уголовные наказания, наметились некоторые положительные тенденции.

Значительным был объем работы по обеспечению правопорядка на территории Чеченской республики, выполненный временными органами внутренних дел, мобильным отрядом МВД России в Чеченской республике, частями и соединениями внутренних войск, входящими в состав Объединенной группировки войск (сил). Было завершено формирование постоянных органов внутренних дел, комплектуемых сотрудниками из местного населения. Обеспечен надлежащий уровень безопасности на административной границе Чеченской республики, что позволило не допустить обострения оперативной обстановки, в том числе и на сопредельных территориях.

Некоторые положительные тенденции сохранились и в последующие годы, о чем можно судить по данным о состояние преступности в Российской Федерации, ежемесячно размещаемым на официальном сайте МВД[22].

Различные аспекты деятельности милиции широко освещают не только общероссийские средства массовой информации (СМИ), но и собственные, принадлежащие МВД России.

Российская милиция, будучи производной российского общества, в целом, не смогла избежать таких негативных явлений как утрата моральных стимулов и нравственных ориентиров, социальная апатия, профессиональная инфантильность. Нередки случаи, когда обнаруживаются и наказываются по всей строгости закона те, кто запятнал звание сотрудника сил правопорядка. И все же в российской милиции несоизмеримо больше тех, кто с честью выполняет свой служебный долг. Только в 2002-2003 гг. за мужество и героизм указами Президента Российской Федерации около 16 тыс. сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск были удостоены государственных наград, 25 из них присвоено звание Героя России. Почетные звания Российской Федерации присвоены 258 работникам, приказами по МВД России поощрено почти 14 тыс. человек.

Говоря о работе российской милиции, нельзя не затронуть проблемы и трудности, присущие ей сегодня. На это, в частности, указывал в своем Обращении министр внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Рашид Нургалиев[23]. Он отмечал, что в настоящее время перестраивается привычная система льгот и социального обеспечения. Отстает от современных требований материально-техническая база органов и войск. Служба в милиции пока еще не стала престижной, что, с одной стороны, приводит к значительной текучести кадров, размыванию профессионального ядра, с другой - к отсутствию необходимого конкурса и резерва на замещение вакантных должностей.

Далеко не всегда на службу приходят люди, достойные высокого звания защитника правопорядка и Отечества, некоторые из них обладают невысокой личной культурой, имеют слабый образовательный уровень.

Есть и такие, кто использует свою работу в органах внутренних дел в интересах противозаконного обогащения. Именно они, вступая в сомнительные связи с предпринимателями, а иногда и в сговор с правонарушителями, подрывают авторитет российской милиции.

В ряде органов внутренних дел районного и городского звена руководители не проявляют инициативы по созданию нормальных условий для работы в кабинетах, дежурных частях, на административных участках.

Отдельные сотрудники и руководители органов внутренних дел встали на путь укрытия преступлений от регистрации, необоснованных отказов гражданам в приеме заявлений о правонарушениях и волокиты в разрешении их обращений, либерально смотрят на многочисленные нарушения дисциплины и законности.

По этой причине работа по обеспечению правопорядка нередко подменяется тотальными проверками документов, назойливым администрированием мелкого и среднего бизнеса, использованием схем противоправного влияния на крупных предпринимателей.

В вышеупомянутом Обращении Р. Нургалиевым предлагаются конструктивные пути решения обозначенных проблем и преодоления трудностей объективного и субъективного характера, которые взяты на вооружение всеми подразделениями МВД.

Образование, наука и международное сотрудничество

Эффективное решение правоохранительных задач невозможно без высокопрофессионального кадрового корпуса, без научных рекомендаций и соответствующих разработок. Поэтому система МВД России представляет собой один из крупнейших научных и образовательных центров России.

По состоянию на конец 2002 г. в системе МВД Российской Федерации действует Всероссийский научно-исследовательский институт, лаборатории или филиалы которого представлены во всех федеральных округах. Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД, 25 высших и 10 средних специальных учебных заведений, 118 учебных центров подготовки личного состава органов внутренних дел.

Высшие учебные заведения представлены Московским и Санкт-Петербургским университетами МВД России, четырьмя академиями: Московской академией управления, Волгоградской, Нижегородской, Омской академией МВД России. Каждый второй преподаватель вузов МВД имеет ученую степень и ученое звание; практически каждый пятый преподаватель ведущих учебных заведений имеет ученую степень доктора наук и ученое звание профессора. Ежегодно вузы МВД России выпускают более 30 тыс. специалистов.

Система подготовки профессиональных кадров в МВД РФ модернизируется и расширяется год от года, пополняясь разного рода образовательными инновациями. Так, в соответствии с приказом МВД России от 06.01.2000 г. №4 в 23 МВД-УВД субъектов Российской Федерации с 1 марта 2000 г. проводится эксперимент по совершенствованию системы отбора и специальной первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу.

Особое внимание уделяется вопросам обучения сотрудников органов внутренних дел, направляемых для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач на Северном Кавказе. В соответствии с приказом МВД России от 31.05.1999 г. №398 «О создании курсов повышения квалификации сотрудников ОВД, направляемых в регион Северного Кавказа для выполнения служебно-боевых задач» с июля 1999 г. в учебном центре ГУВД Ставропольского края осуществляется подготовка сотрудников ОВД. В этих целях здесь создан не имеющий аналогов цикл оперативно-технической подготовки и осуществляется, в числе прочих, подготовка специалистов контрдиверсионного и антитеррористического профилей. Только в течение 2000 г. здесь было подготовлено 2883 сотрудника, включая две группы снайперов из числа сотрудников оперативно-начальствующего состава ОВД.

Расширяется международное сотрудничество с правоохранительными органами зарубежных стран, их учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами, международными организациями, занимающимися проблемами организации борьбы с преступностью. МВД России имеет своих представителей во многих государствах – Болгарии, Израиле, Польше, США, Финляндии, ФРГ, Боснии и др. Год от года растет практика международных контактов в области подготовки кадров. Только в 2003 г. для сотрудников органов внутренних дел на базе образовательных учреждений МВД России с привлечением зарубежных инструкторов были организованы 40 семинаров и практических курсов, в которых приняли участие более 2,3 тыс. специалистов российских правоохранительных органов. За рубеж на учебу, стажировку и ознакомительную практику командировано 189 сотрудников практических подразделений, преподавателей, адъюнктов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Своевременность этих мер очевидна, ибо, как верно заметил П. Кобец, «активное международное сотрудничество... призвано решить одно из главных противоречий, которое в настоящее время сводится к следующему: преступность становится с каждым годом ИНТЕРНАЦИОнальной, а средства борьбы с ней преимущественно остаются НАЦИОнальными»[24].

Вузы системы МВД проводят большую научно-исследовательскую работу. За период 1995-2000 гг. число научных разработок, выполненных в вузах МВД России, возросло в 3 раза. Результаты значительной части выполненных разработок внедряются в практику оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Так, внедрено в практику треть разработок, связанных с расследованием преступлений, более 14% разработок, посвященных уголовно-исполнительной системе, около 10% разработок, связанных с подготовкой кадров для ОВД и ВВ, организацией управления в службах, подразделениях органов внутренних дел и соединениях внутренних войск.

4. Основные направления и показатели работы милиции на уровне муниципалитета (на примере УВД г. Уссурийска)

В предыдущих главах речь шла о создании и становлении, организационной структуре, функциях и задачах советской и российской милиции. Однако, анализ конкретных направлений ее деятельности и соответствующих результатов целесообразнее проводить не на макро- и мезо- , а на микро-уровне – т.е. территориальном уровне муниципальной милиции. В нашем случае это УВД г. Уссурийска, сотрудником которого является автор настоящей дипломной работы. Именно этот уровень «ближе» к народу, и за анализом конкретных цифр кроется повседневная жизнь населения городского округа и деятельность его правоохранительных органов.

Рассмотрим два аспекта вопроса. Во-первых, какой была криминальная обстановка в городе в 2004 г., и, во-вторых, какие усилия предпринимала уссурийская милиция для ее оздоровления.

Уссурийск является третьим по величине городом Приморья, крупным промышленным узлом, центром важного сельскохозяйственного района. Он занимает узловое транспортное положение: через его территорию проходит крупнейшая в стране Транссибирская железнодорожная магистраль и автомобильная дорога федерального значения Владивосток - Хабаровск. Кроме того, Уссурийск является одним из ведущих центров приграничной торговли с КНР на Дальнем Востоке, поскольку непосредственно соседствует с китайской провинцией Хэйлунцзян.

Криминальная обстановка в г. Уссурийске развивается под влиянием ряда факторов, в первую очередь, социально-экономического характера. Среди них ведущую роль играют сохраняющиеся до настоящего времени последствия системного экономического кризиса, который поразил экономику и социальную сферу страны. Это инфляция, рост цен, низкий уровень жизни основной массы населения, резкая поляризация граждан по уровню доходов, растущая безработица, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность детей, распад семей, а также явления экстремизма, и сепаратизма, стихийная миграция и иные негативные социальные явления, проявление которых предопределяет характер и масштабы преступности.

В г. Уссурийске она обусловлена следующими причинами:

- большой концентрацией лиц без определенного места жительства и отсутствием законодательной базы для принятия к ним мер;

- недостаточной воспитательной работой в школах и учебных заведениях, недостаточным вниманием к судьбам подростков;

- отсутствием сети специализированных детских убеждений, осуществляющих профилактику детской беспризорности и безнадзорности;

- неудовлетворительной организацией охраны собственности со стороны граждан, существующих и вновь открываемых предприятий;

- значительным поступлением в незаконный оборот оружия, боеприпасов, наркотических средств и сильнодействующих веществ;

- существенными недостатками в профилактической деятельности правоохранительных органов;

В соответствии с названными причинами подразделения УВД г. Уссурийска строят свою работу по их устранению. Приоритетными направлениями деятельности считаются следующие:

- повышение уровня оперативно-розыскной деятельности;

- выявление точек изготовления и сбыта алкогольной продукции, улучшение работы по профилактике пьянства и алкоголизма;

- профилактическая отработка административных участков города на предмет выявления криминального элемента;

- предупреждение правонарушений среди ранее судимых лиц;

- профилактические мероприятия по изъятию с улиц и других общественных мест лиц без определенного рода занятий и места жительства, а также несовершеннолетних и самовольно ушедших из дома;

- предотвращение краж автотранспортных средств, изъятие из незаконного оборота оружия, боеприпасов, наркотических веществ;

- снижение аварийности, предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

- освещение вопросов профилактики преступлений, деятельности служб и подразделений УВД г. Уссурийска в СМИ, направленные на формирование положительного общественного мнения.

На протяжении последних пяти лет в г. Уссурийске сохраняется достаточно сложная криминогенная ситуация, что выражается в заметном росте преступности (рис. 3). Особенно это характерно для преступных посягательств, в которых продолжают преобладать тяжкие и особо тяжкие преступления, составившие по итогам 2004 года треть всех зарегистрированных посягательств[25]. Высокий уровень насильственной преступности, в том числе ее наиболее опасной разновидности - тяжких преступлений против личности: убийств, нанесения тяжкого вреда здоровью,

Рис. 3. Динамика преступности в г. Уссурийске в 1995-2004 гг.

 

изнасилований, является одной из основных тенденций современной преступности вообще.

Более половины всех зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества, совершенные в различной форме. Значительную долю в структуре преступности составляли кражи. Каждая четвертая кража, совершенная в 2004 году, была квартирной.

К специфическим условиям, которые способствуют совершению краж, аналитики Уссурийского УВД относят, прежде всего, недостатки в хозяйственной и организационно-управленческой деятельности жилищно-коммунальных служб (слабая освещенность улиц, домов и подъездов, отсутствие возможностей быстрого вызова работников милиции), недостаточную защищенность жилищ и хранилищ от проникновения в них преступников (слабая укрепленностъ дверей (ворот) и дверных коробок, несложность конструкций замков, отсутствие надежных систем сигнализации). В тоже время в течение последних шести лет в г. Уссурийске не зарегистрировано ни одной кражи из квартир, состоящих под охраной ОВО при УВД г. Уссурийска, правда, доля охраняемых квартир составляет 3 % от общего количества квартир в городе.

Корыстная составляющая определяла и определяет состояние не только имущественной преступности, но в значительной степени и мотивацию преступности в целом. Реформирование российской экономики проводилось и проводится без адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от преступных посягательств, что также оказывает определяющее влияние на мотивацию преступности. Утрата государством большинства рычагов управления экономикой в сочетании с несовершенством законодательной базы для работы в новых экономических условиях не создали предпосылок для снижения количества преступлений, выявленных в сфере экономики, при этом практически треть зарегистрированных в сфере экономики преступных деяний - присвоение вверенного имущества (рис. 4). Количество регистрируемых преступлений в сфере экономики лишь отчасти отражает масштабы усиления криминализации финансово-хозяйственного комплекса, поскольку правонарушения в этой сфере отличаются исключительно высокой степенью латентности.

Рис. 4. Динамика преступлений экономической направленности в г. Уссурийске

По-прежнему остро стоит вопрос борьбы с незаконным оборотом наркотиков. За период 2000 - 2002 гг. заметно расширился спрос на наркотики. К их употреблению в г. Уссурийске приобщились сотни людей, прежде всего, из числа молодежи. Этот процесс вызвал возрастание нелегального оборота наркотических и сильнодействующих средств.

Отражением этой тенденции стало существенное увеличение количества выявляемых преступлений, связанных с наркотиками. В связи с чем, сотрудниками Уссурийского УВД активно осуществлялись мероприятия по выявлению фактов незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки наркотических средств и сильнодействующих веществ с целью сбыта и собственно сбыта.

Начиная с 2000 г. в г. Уссурийске наметилась тенденция к сокращению уличной преступности. В тоже время снижается и удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах. В 2004 г., впервые за 5 лет, удельный вес преступности в общественных местах в среднем по Приморскому краю превысил аналогичный показатель по г. Уссурийску, что, безусловно, в первую очередь, отражает качественную работу подразделений милиции общественной безопасности города. В целом же, оперативная обстановка в общественных местах и на улицах города продолжает оставаться напряженной. Здесь совершается каждое пятое разбойное нападение, каждый третий грабеж, каждая десятая кража автомототранспорта.

При анализе криминальной ситуации следует иметь в виду, что ее обострение обусловлено дальнейшим «выбросом» из сферы общественного производства большого числа лиц трудоспособного возраста, слабость, а порой и полное отсутствие, социальной защищенности значительной части населения и, как следствие, возрастание доли неимущих элементов с потенциально высокой степенью готовности к противоправному образу жизни.

В связи с этим не потеряли своей актуальности проблемы детской безнадзорности, криминализации подростковой среды, алкоголизации населения. В подростковой среде все отчетливее обозначается тенденция к обогащению любым, в том числе преступным путем. На долю несовершеннолетних в течение 2004 г. приходилось практически каждое десятое из числа оконченных преступлений.

Не произошло ослабления влияния рецидивистов на криминальную обстановку в городе. Отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, практическая невозможность их трудового и бытового устройства осложняют процесс ресоциализации освобождающихся из мест лишения свободы, способствуют ускорению процесса консолидации уголовного мира, возрождению его традиционных структур, росту профессионального мастерства преступников. Лицами, ранее нарушавшими уголовный закон, в 2004 г. совершено практически каждое четвертое преступление.

Теперь выясним, каким образом реагировала уссурийская милиция на создавшуюся в городе оперативную обстановку.

В дело ее оздоровления внесли свою лепту все подразделения УВД. Их участие в раскрытии преступлений показано на рис. 5.

Рис. 5. Участие подразделений УВД г. Уссурийска в раскрытии преступлений

Наибольшее число раскрытых преступлений (786, или более трети) числится за отделом уголовного розыска УВД г. Уссурийска. При этом удельный вес преступлений, раскрытых по оперативным данным составил 76%.

Второе место по количеству раскрытых преступлений принадлежит участковым уполномоченным милиции. В 2004 г. ими было раскрыто 417 преступлений.

С участием нарядов БППС в течение 2004 года было раскрыто 227 преступлений (у этого подразделения третье место), за совершение преступлений задержано 337 преступников. С учетом анализа преступлений, совершаемых на улицах и в общественных местах, патрульно-постовые наряды батальона ППС выставлялись в наиболее криминогенные места, в соответствие с утвержденной дислокацией.

Динамика общей раскрываемости преступлений отражена на рис. 6, где видно, что в 2004 г. она составила 42,8 %, что почти на 10% ниже, чем в 2003 г. В то же время повысилась раскрываемость умышленных убийств, квартирных краж, мошенничеств, должностных преступлений. А понизилась раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений.

В профилактических целях достаточно активно применялось административное законодательство. Повышена эффективность профилактической работы по выявлению нарушений правил дорожного движения.

Рис. 6. Общая раскрываемость преступлений в г. Уссурийске (%)

УВД г. Уссурийска по-прежнему уделяет внимание вопросам профессиональной подготовки и самоподготовки личного состава, в том числе по действиям в чрезвычайных обстоятельствах. Были проведены ТСУ с привлечением личного состава ОВД Уссурийской оперативной зоны по пресечению захвата важных объектов, КШУ по ликвидации бандформирований, КШУ по пресечению захвата важных объектов и массовых беспорядков в населенном пункте, тренировки личного состава УВД г. Уссурийска по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников, освобождению заложников.

В течение 2004 года подразделениями УВД г. Уссурийска был проведен ряд организационных и практических мероприятий, направленных на активизацию работы по формированию положительного общественного мнения посредством использования возможностей средств массовой информации. Одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел является мнение населения о деятельности милиции. У 33 % опрошенных оно складывалось под воздействием теле-, радиопередач и публикаций в прессе. В соответствии с утвержденными графиками выступлений руководителей служб и подразделений, в газетах «Новая», «Коммунар», «Уссурийские новости», «Приморский экспресс» было опубликовано 315 материалов о деятельности городского управления, на радио прошли в эфире 527 выступлений сотрудников, совместно с телекомпаниями «Телемикс» и «Уссурийск» подготовлены 156 телепередач о работе управления (в 2003 г. - 135). С представителями городских СМИ была организована пресс-конференция, 48 «прямых эфиров» на радио, проведено 38 конкурсов и викторин.

Таким образом, в УВД г. Уссурийска ведется большая работа по созданию положительного общественного мнения о его деятельности, что позволяет позитивно влиять на мнение населения, способствует привлечению граждан к участию в борьбе с преступностью, предупреждению правонарушений. Результатом этой работы является тот факт, что в 1997 году по данным опроса положительно деятельность УВД г. Уссурийска оценивали лишь 17 % граждан, по данным последнего опроса общественного мнения уже каждый второй житель города деятельность УВД г. Уссурийска оценивает удовлетворительно.

Вместе с тем в деятельности подразделений УВД г. Уссурийска имеется и ряд недостатков:

- недостаточная эффективность профилактической работы с лицами, ранее совершавшими преступления, в том числе несовершеннолетними;

- низкий уровень взаимодействия следователей, дознавателей и сотрудников ОУР на всех этапах расследования уголовных дел, отсутствие должного обмена информацией по преступлениям имущественного характера;

- недостаточно высокий уровень аналитической работы в службах и подразделениях по видам преступлений;

- низкий уровень осведомленности оперативного состава о лицах, совершающих преступления, в том числе несовершеннолетних;

- отсутствие должного качества оперативной работы.

В целях устранения имеющихся недостатков, а также решения наиболее важных проблем борьбы с преступностью целесообразными могут оказаться следующие меры:

- повышение эффективности профилактической работы для предотвращения квартирных краж, краж и угонов автотранспорта с максимальным использованием возможностей СМИ;

- дальнейшее изучение вопроса о создании в наиболее криминогенных районах города стационарных постов милиции;

- улучшение качества взаимодействия подразделений при раскрытии и расследовании преступлений, их профилактике;

- активизация работы по организации охраны общественного порядка с мобилизацией возможностей системы патрульных участков.

Заключение

Завершая разноаспектную характеристику самого мобильного и многочисленного структурного подразделения правоохранительных органов России – милиции, ее структуры, задач, принципов и направлений деятельности, истории возникновения, развития и неоднократных реорганизаций, можно сделать следующие важные выводы.

1. Современный свой вид российская милиция приобрела далеко не сразу, хотя дату ее образования принято соотносить со временем возникновения Советского государства. В период с Февральской до Октябрьской революций 1917 г. функции охраны общественного порядка были возложены на милицию Временного правительства, при этом большевики делали все возможное, чтобы превратить ее в резерв революционных сил. Датой образования советской милиции считается 10 ноября 1917 г., когда НКВД издал постановление «О рабочей милиции». Оно не предусматривало каких-либо конкретных организационных форм милицейского аппарата, кроме того отсутствовал штат постоянных профессиональных работников. Эти недостатки были устранены после вступления в силу Положения ВЦИК и СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции» от 10 июня 1920 г.

2. В трудные для нашей страны годы гражданской и Великой отечественной войны многие сотрудники милиции героически сражались на фронтах. Те же, кто не был призван в армию, работал за себя и за товарищей, ушедших на фронт. В годы лихолетья многократно возросли задачи милиции. Ей надлежало бороться с дезертирством и мародерством; пресекать факты паникерства и саботажа; выявлять провокаторов; бороться с хищениями на транспорте; находить и обезвреживать убийц, грабителей, лиц, занимающихся разбоями, кражами из квартир, хозяева которых находились в эвакуации; заниматься розыском лиц, пропавших без вести и выполнять огромные объемы другой работы. В подавляющем большинстве случаев сотрудники милиции успешно с ней справлялись.

3. С первых лет существования милиции большое внимание уделялось обучению и воспитанию ее кадров. Первые учреждения (курсы, школы), где осуществлялась общеобразовательная и профессиональная подготовка руководящего и рядового состава, возникли в Москве и Петрограде еще в 1918 г. Со временем система образовательных учреждений МВД расширялась и совершенствовалась. Сегодня ее география охватывает все регионы России. Подготовка специалистов обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Все вузы системы МВД ведут большую научно-исследовательскую работу, результаты научных разработок внедряются в практику оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В конце прошлого столетия многие милицейские вузы испытали реорганизацию, выразившуюся в смене названий, структуры учебных учреждений, появлении новых специальностей и совершенствовании образовательных программ.

4. Процесс реорганизации коснулся и самой милиции, и ее министерства. Он завершился принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О милиции», который определил законодательную основу, правовой статус, основные задачи, права и обязанности милиции. Изменилась и структура МВД, теперь она включала Центральный аппарат, службы криминальной милиции и милиции общественной безопасности и целый ряд других подразделений. Функции криминальной милиции сводились к противодействию преступности, розыску и взаимодействию с другими милицейскими структурами. При этом криминальная милиция была выведена из подчинения региональных и местных органов власти. Милиции общественной безопасности было предписано решать задачи по обеспечению личной безопасности граждан; охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Она создавалась как самая многочисленная служба в системе органов внутренних дел, более тесно контактирующая с городским и сельским населением страны.

5. В целом, милиция обеспечивает решение возложенных на нее правоохранительных задач. Это выражается в сокращении количества тяжких и особо тяжких преступлений; противодействии преступным проявлениям на всех территориальных и иерархических уровнях; пресечении деятельности преступных групп; осуществлении специальных оперативно-профилактических мероприятий и многом другом. По большому счету милиции удается держать под контролем оперативную обстановку в стране.

6. В своей деятельности Министерство внутренних дел не последнее внимание уделяет развитию международных контактов, обмену опытом с зарубежными коллегами и организациями, занимающимися проблемами борьбы с преступностью. Регулярно организуются семинары, конференции, курсы с привлечением иностранных специалистов. В ряде государств работают представители МВД. Ежегодно на практику, стажировки и зарубежные служебные командировки отправляются сотни его сотрудников.

7. Все вышесказанное характеризует российскую милицию в целом. Однако вполне объяснимого интереса заслуживает муниципальная милиция – конкретное территориальное подразделение, с работой которого ежедневно сталкиваются жители того или иного населенного пункта. Этот вопрос был рассмотрен применительно к УВД г. Уссурийска Приморского края. Анализ пятилетних результатов его деятельности показал, что все существующие в управлении подразделения и отделы служат одному общему делу – обеспечению правопорядка и охраны интересов граждан на вверенной ей территории, в целом успешно справляясь с возложенными задачами. Хотя и имеется ряд недостатков в работе подразделений УВД, основные показатели работы уссурийской милиции вписываются в общую картину краевой и российской статистики, отражающей деятельность правоохранительных органов.

Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 10.02.1996 г). – СПб, 2000.

2. Федеральный закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 //СЗ РФ. - 1995.- №7.

3. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 //СЗ РФ. – 1995. - №33.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 //СЗ РФ. – 1995. - №35.

5. Федеральный закон РФ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 г. //СЗ РФ . – 2001. - №52.

6. Федеральный закон РФ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 //Российская газета. - 2001. - 31 дек.

7. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РСФСР. – 1991. - №16.

8. Указ Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» от 12.02.1993 //САПП РФ- 1993ю - №7.

9. Постановление Правительства РФ «О подразделениях криминальной милиции» от 07.12.2000 г. (с изм. от 26.07.2001 г.).

10. Приказ МВД РФ «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» от 11.08.1998 г. №490.

Научная литература

11. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. - СПб: Юрид. Центр ПРЕСС, 2003. – 499 с.

12. Биленко С.В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. – М., 1967. – 198 с.

13. Большой юридический словарь. – М.: Инфра, 1997. – 736 с.

14. Борисов А.Н. Полномочия милиции, переданные от федеральных органов налоговой полиции //Право и экономика. – 2003. - №10. – С.35-40.

15. Братко А.Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. – М., 1991. – 216 с.

16. Верховец Н. О развитии информационно-вычислительной системы МВД России // Профессионал. – 2003. - №3. – С. 12-15.

17. Власов А.А. Формирование системы образования милиции в 30-е годы //История государства и права. – 2002. - №1. – С. 61-62.

18. Гирько С. Внедрение научной продукции в деятельность органов внутренних дел //Профессионал. – 2005. - №1. – С. 9-12.

19. Готовцев А.В. Принципы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка и обеспечении безопасности //Российский следователь. – 2004. - №1. – С. 35-38.

20. Журавлев М.И., Коваль И.Я. Очерки об участии органов НКВД и милиции Москвы и Московской области в битве за столицу. – М., 1975. – 302 с.

21. Законы России о суде, прокуратуре, милиции, частной детективной и охранной деятельности. – Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1993. – 241 с.

22. Иванов М.Н., Петрова Ф.Н. Правовое регулирование деятельности советской милиции в 1930-е годы //Следователь. – 2002. - №7. – С. 54-57.

23. История советского государства и права. Книга 1. Становление Советского государства и права (1917-1920 гг.) /Отв. ред. А.П. Косицын. – М.: Наука, 1968. – 417 с.

24. История советской милиции /Под ред. Р.С. Мулукаева. - Т. 2. М., 1977. – 331 с.

25. Кобец П. Международное сотрудничество МВД РФ в борьбе с преступностью иностранцев и лиц без гражданства //Профессионал. - №5- 2004. – С. 35-37.

26. Коваленко А. Академия управления МВД России: вчера, сегодня, завтра //Профессионал. – 2004. - №5. – С. 4-8.

27. Колонтаевский Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности. – М., 1995. – 288 с.

28. Комлев В. МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации //Профессионал. – 2003. - №1. – С. 3-7.

29. Косицын А.П., Мулукаев Р.С. и др. Советская милиция: история и современность. 1917-1987. – М.: Юридическая литература, 1987. – 336 с.

30. Макеев А.А. Формирование системы профессиональной подготовки кадров милиции в 1930-е гг., обеспеченности кадровой политики в регионах (историко-правовой аспект) //Юридическая мысль. – 2002. - №3(9). – С. 9-21.

31. Маюров Н.П. Понятие и основные признаки дисциплинарного отношения в органах милиции //История государства и права. – 2004. - №2. – С. 20-24.

32. Милованова Л.В. Создание милиции в России в 1917 г.: результаты и уроки //История государства и права. – 2003. -№2. – С. 44-46.

33. Моя милиция: фотоальбом. – М: Планета, 1976. – 145 с.

34. Мышкин В. Приоритеты муниципальной милиции – ведомственного или местного самоуправления?//Законность. – 2000. - №4. – С. 30.

35. Нургалиев Р. Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России //Милиция. – 2005. - №10. – С. 3-5.

36. Органы и войска МВД России: Краткий исторический опыт /Под ред. А.С. Прудникова. - М., 1996. – 256 с.

37. Прокопенко В.Н. Сущность и значение института участковых уполномоченных милиции в современных условиях //Российский следователь. – 2002. - №9. – С. 30-36.

38. Рыжаков А.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». – М.: Норма, 2005. – 463 с.

39. Сальников В.П., Степашин С.В., Янгол Н.Г. Органы внутренних дел Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. - СПб, 1999. – 374 с.

40. Савостин А.А. Правовые и организационные основы деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка. – М., 1997. – 299 с.

41. Самощенко И.С. О формах осуществления функций государства //Советское государство и право. – 1956. - №3. – С. 88-91.

42. Седунов А.В., Иванов К.Д. Российская полиция во второй половине ХIХ - начале ХХ в.: сфера компетенции, отношение к службе, реформирование //История государства и права. – 2005. - №3. – С. 41-43.

43. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 1234 с.

44. Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность //Российский следователь. – 2002. - №4. – С. 34-38.

45. Хабибулин А.Г. Проблема получения профессионального высшего образования в учебных заведениях МВД России в условиях реформирования МВД //Право и образование. – 2004. - №4. – С. 98-104.

46. Шатилов С.П. Деятельность милиции районов тыла по обеспечению исполнения конституционных обязанностей гражданами СССР в годы Великой Отечественной войны //История государства и права. – 2005. - №3. – С. 44-45

47. Шнитенков А. Внештатный сотрудник милиции – должностное лицо //Уголовное право. – 2003. - №3. – С. 74-75.

48. http: //www. mvd.ru

Материалы юридической практики

49. Комплексный анализ оперативной обстановки в г. Уссурийске за 2004 год . – Уссурийск: УВД, 2005. – 20 с.

50. Сравнительные сведения о преступлениях, совершенных в общественных местах нарастающим итогом за 12 мес. 2004 г. в сравнении с прошлым годом. – Владивосток: Штаб УВД Приморского края, 2005.

Список сокращений

БЭП – отдел борьбы с экономическими преступлениями

ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МВД – министерство внутренних дел

МГБ - министерство государственной безопасности

МООП - министерства охраны общественного порядка (МООП).

МОБ – милиция общественной безопасности

НКВД - Народный комиссариат внутренних дел

НКЮ Народный комиссариат юстиции

ОВО - отдел вневедомственной охраны

ОД отдел дознания

ОМОН – отряд милиции особого назначения

ОРД – оперативно-розыскная деятельность

ОРЧ-7 оперативно-розыскная часть

ОУР отдел уголовного розыска

ПВС паспортно-визовая служба

ПДН - инспекция по делам несовершеннолетних

ППС - патрульно-постовая служба

СНК - Совет Народных Комиссаров

СО - следственный отдел

УУМ - участковые уполномоченные милиции

УПК РФ – уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

 


[1] СЗ РФ. – 1996. - №17. – Ст. 1958

[2] СЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – С. 1062.

[3] Большой юридический словарь. – М.: Инфра, 1997. – С. 526.

[4] Самощенко И.С. О формах осуществления функций государства //Советское государство и право. – 1956. - №3. – С. 89.

[5] Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность //Российский следователь. – 2002. - №4. – С. 34.

[6] Косицын А.П., Мулукаев Р.С. и др. Советская милиция: история и современность. 1917-1987. – М.: Юридическая литература, 1987. – С. 43.

 

[7] Милованова Л.В. Создание милиции в России в 1917 г.: результаты и уроки //История государства и права. – 2003. -№2. – С. 44.

 

[8] История советского государства и права. Книга 1. Становление Советского государства и права (1917-1920 гг.) /Отв. ред. А.П. Косицын. – М.: Наука, 1968. – С. 117.

 

[9] Власов А.А. Формирование системы образования милиции в 30-е годы //История государства и права. – 2002. - №1. – С.61.

[10] Макеев А.А. Формирование системы профессиональной подготовки кадров милиции в 1930-е гг., обеспеченности кадровой политики в регионах (историко-правовой аспект) //Юридическая мысль. – 2002. - №3(9). – С. 17.

[11] Косицын А.П., Мулукаев Р.С. и др. Советская милиция: история и современность. 1917-1987. – М.: Юридическая литература, 1987. – С. 233.

 

[12] Шатилов С.П. Деятельность милиции районов тыла по обеспечению исполнения конституционных обязанностей гражданами СССР в годы Великой Отечественной войны //История государства и права. – 2005. - №3. – С. 44.

 

[13] Помимо цитируемых выше источников можно также обратиться к: Органы и войска МВД России: Краткий исторический опыт /Под ред. А.С. Прудникова. - М., 1996. – 256 с.; История советской милиции. /Под ред. Р.С. Мулукаева. - Т. 2. М., 1977. – 331 с.; Биленко С.В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. - М., 1967. – 198 с. и др.

[14] Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. СПб: Юрид. Центр ПРЕСС, 2003. – С.233.

[15] Там же. С. 234.

[16] Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. «О милиции» //Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РСФСР. – 1991. - №16. – С.503.

[17] Рыжаков А.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». – М.: Норма, 2005. – С.22.

[18] Например, ФЗ РФ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности; «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»: Приказ МВД РФ от 11.08.1998 г. №490.

[19] Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 г. «О подразделениях криминальной милиции» (с изм. от 26.07.2001 г.).

[20] ФЗ РФ от 18.12.2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» //СЗ РФ . – 2001. - №52. – Ст. 4924.

[21] Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. - СПб: Юрид. Центр ПРЕСС, 2003. - С. 319.

[22] http: //www. mvd.ru

[23] Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России //Милиция. - №10. – 2005. – С.3.

[24] Кобец П. Международное сотрудничество МВД РФ в борьбе с преступностью иностранцев и лиц без гражданства //Профессионал. – 2004. - №5. – С. 35.

 

[25] Здесь и далее приводятся данные штаба УВД г. Уссурийска Приморского края


Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.