Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, охраны государственной и общественной безопасности страны, а также выполнение других важных функций.
Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраны законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких вопросов. Это те органы, которые созданы в основном или главным образом для осуществления правоохранительной деятельности.
В Конституции Российской Федерации понятия «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» не раскрываются. В ст. 72 отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата.
Нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» и в указах Президента РФ. Так, в Положении «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью», утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 г.[1], речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 г. №1300, используется, например, фраза «правоохранительная и иные сферы государственной деятельности».
Словосочетания «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» можно встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о взаимодействии правоохранительных органов. Эти понятия применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.
Определение понятия правоохранительной деятельности отсутствует и в юридических и толковых словарях. В них, в основном, ведется речь о правоохранительных органах. Например, в Советском энциклопедическом словаре к правоохранительным органам отнесены государственные органы, основной или специальной функцией которых является охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями[2]. В Большом юридическом словаре дается следующее определение правоохранительных органов: это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы контрразведки, таможенные органы, органы налоговой полиции, юстиции. В широком, смысле, — говорится в нем далее, — понятие «правоохранительные органы» включает также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд и др.[3]
В литературе по вопросу о том, какие органы относятся к правоохранительным, и что следует относить к правоохранительной деятельности, существуют различные точки зрения. В свое время И.С. Самощенко писал, что правоохранительная деятельность — это «деятельность по охране предписаний и норм советского права от каких бы то ни было нарушений»[4]. В русском языке слово «охранять» означает «оберегать, стеречь». В практической же работе правоохранительные структуры реализуют свои полномочия чаще всего тогда, когда право уже нарушено. Можно согласиться с А. Тарасовым[5], который полагает, что соответствующие государственные органы необходимо рассматривать в качестве правоохранительных на том основании, что они осуществляют охранительную деятельность при помощи правовых средств.
Характеризуя понятие «правоохранительная деятельность», важно иметь в виду, что в него нередко вкладывается различное содержание. Так, для одних специалистов-практиков данная деятельность — это то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. В данном случае ставится знак равенства между понятием правоохранительной деятельности и понятием борьбы с преступностью, правонарушениями. Для других — это обеспечение общественного порядка в общественных местах, на улицах, контроль над правильным проведением массовых мероприятий и т.д. Данные подходы нельзя признать правильными, поскольку они (каждый в отдельности) существенно сужают суть рассматриваемого нами вида деятельности. В целом сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка.
Конечно же, непозволительными являются все и всякие проявления противоправности. Поэтому все это должно пресекаться, устраняться, исправляться как любые противоправные действия (бездействия). В противном случае рассуждения о законности и правопорядке, их обеспечении будет «гласом вопиющего в пустыне». Чтобы такого не происходило, необходим контроль над правоохранительной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, направленной на своевременное и в полном объеме исполнение предписаний соответствующих законов, подзаконных и других нормативных правовых актов.
Рассматривая и анализируя роль участников правоохранительной деятельности, нетрудно убедиться, что для многих из них она не является единственной. Исключением, скорее всего, являются суд, прокуратура, нотариат, арбитраж, другие чисто юридические учреждения. Не являются исключением в этом плане и органы исполнительной власти, осуществляющие главным образом или в основном правоохранительную деятельность. Например, для органов внутренних дел (ОВД) правоохранительная деятельность — лишь часть их многофункциональной деятельности, связанной в т.ч. с решением многочисленных хозяйственно-тыловых, кадровых вопросов, регулированием движения, выполнением вахтерских, сторожевых функций, наведением элементарного порядка, в т.ч. санитарного, скажем, в общественных местах, на улицах, без применения норм права. Целый ряд из перечисленных направлений деятельности ОВД характерен и для остальных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную работу (в частности, финансовое, хозяйственное обеспечение, кадровая, штабная работа).
Итак, среди ученых существуют разные определения понятия правоохранительной деятельности. Наиболее часто встречающееся из них — это деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и в первую очередь на борьбу с преступностью. Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций. В целом правоохранительная деятельность гораздо более многоаспектна. Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества.
Характерной особенностью органов, выполняющих правоохранительную функцию, является их тесное взаимодействие – согласованность действий, как на уровне отдельных правоохранительных органов, так и их частей. Это обстоятельство приводит к формированию системы правоохранительных органов, структурными элементами которой являются суд, прокуратура, органы правопорядка и безопасности, органы предварительного расследования преступлений, органы по правовому обеспечению и правовой помощи, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны (Приложение 1).
В своей работе мы не ставим задачи дать обстоятельную характеристику каждого структурного звена системы правоохранительных органов. Поскольку объектом дипломного исследования является милиция, определим ее место в системе правоохранительных органов России. Как следует из схемы, представленной в Приложении 1, одним из основных ее элементов являются государственные органы правопорядка и безопасности, к которым относят органы внутренних дел. Они находятся в подчинении соответствующего министерства – МВД России. Оно возглавляет систему органов внутренних дел и имеет довольно разветвленную структуру (Приложение 2). В своей деятельности министерство руководствуется положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. №1039, которое возлагает на МВД решение задач по осуществлению мер по защите прав и свобод человека; защите объектов разных форм собственности; обеспечению общественного порядка и безопасности; осуществлению мер по предупреждению и пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, и других в пределах его компетенции. Многие из возложенных на органы внутренних дел задач входят в сферу прямых должностных обязанностей и компетенционных полномочий российской милиции, совершенно справедливо считающейся одним из ведущих и самым многочисленным структурным звеном МВД. Об истории ее создания и развития, современном состоянии, структуре, задачах и основных направлениях ее деятельности пойдет речь в следующих главах диплома.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.