Среди важнейших для развития милиции мероприятий правового и организационного характера принципиальное значение имело законодательное деление милиции на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 7 закона «О милиции»). Это самостоятельные структурные подразделения органа внутренних дел.
Учреждение криминальной милиции было обусловлено обострением криминальной ситуации в стране. При этом довольно часто использовалась практика воздействия местной финансовой и политической элиты на работу тех подразделений, которые занимались противодействием наиболее опасным преступным проявлениям, в том числе со стороны должностных лиц. Во избежание этого криминальная милиция была выведена из подчинения региональных и местных органов власти
Закон возложил на криминальную милицию решение следующих основных задач:
1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.
2. Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
3. Оказание содействия милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Решение этих задач связано с реализацией трех основных функций криминальной милиции: противодействие преступности; розыскной функции; функции взаимодействия с иными милицейскими структурами.
Функция взаимодействия в части оказания содействия милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется по ряду направлений: силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка во время массовых мероприятий, в целях спасения людей при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
Противодействие преступности ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. К таким преступлениям относятся тяжкие и особо тяжкие преступления. Полномочия криминальной милиции предусмотрены в нормативных правовых актах и других документах.[18]
Осуществление розыскной функции предполагает как непосредственный розыск лиц соответствующей категории, так и организацию такого розыска.
Помимо перечисленных выше задач, в компетенцию криминальной милиции входит принятие мер безопасности в отношении судей, работников правоохранительных органов; участие в контртеррористических операциях; осуществление контроля за оборотом наркотических средств; проведение экспертиз по уголовным делам и др. обязанности.
Состав криминальной милиции (рис. 1), порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определены постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925[19] . Помимо указанных на схеме подразделений в организационную структуру криминальной милиции также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
Ранее в состав криминальной милиции входил Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ (подразделения по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ). В настоящее время он преобразован в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти – Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Большая часть вышеперечисленных подразделений функционирует по принципу специализации в противодействии определенным видам преступлений. Так, подразделения уголовного розыска решают задачи по предотвращению и раскрытию убийств, изнасилований, краж, разбоев, грабежей, вымогательств, хищений огнестрельного оружия и других преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье, общественную безопасность и собственность.
Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями занимаются борьбой с преступлениями в сфере экономической деятельности с посягательствами на интересы государственной службы, службы в
Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями
|
Уголовный Розыск
|
Подразделения по налоговым преступлениям | |||||
Подразделения по борьбе с организованной преступностью
|
КРИМИНАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ
|
Подразделения собственной безопасности | |||||
Оперативно-поисковые подразделения
|
Подразделения специальных технических мероприятий
|
Отряды милиции специального назначения | |||||
Рис. 1. Организационная структура криминальной милиции коммерческих и иных организациях.
Подразделения по борьбе с организованной преступностью специализируются на пресечении деятельности преступных сообществ, предупреждение, выявление и раскрытие фактов бандитизма, похищения людей, вымогательств, захватов заложников и т.п.
Отдельные подразделения, входящие в состав криминальной милиции, решают так называемые общие задачи, связанные с противодействием преступности. Так, функции оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий сводятся к добыванию сведений об оперативной обстановке, преступных группах, участниках преступной деятельности.
Подразделения собственной безопасности выявляют и пресекают преступления и иные правонарушения, совершаемые сотрудниками системы МВД РФ.
НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения обеспечивают международный обмен информацией об уголовных преступлениях.
Система управления федеральной криминальной милицией показана в Приложении 4.
Таким образом, с созданием криминальной милиции был реализован принцип централизации организационно-правового строительства российской милиции.
Что же касается принципа муниципализации, то он претворяется в жизнь благодаря созданию милиции общественной безопасности – наиболее многочисленной службе в системе органов внутренних дел, ближе всех стоящей к населению, жителям городов и сельской местности.
В соответствии со ст. 9 закона РФ «О милиции» состав милиции общественной безопасности, порядок создания и ликвидации ее подразделений, а также численность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» в ее состав входят службы и подразделения (отделы и др.), представленные на рис. 2.
Правительство РФ группирует подразделения милиции общественной безопасности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, следующим образом:
- дежурные части, подразделения дознания, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
- подразделения ГИБДД, осуществляющие технический надзор;
- подразделения ГИБДД, осуществляющие розыск автомототранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения;
- подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
- отряды милиции особого назначения;
- подразделения патрульно-постовой службы и подразделения по делам несовершеннолетних;
- подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Указом Президента РФ от 12.02.1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» установлено, что финансирование милиции общественной безопасности и органов управления этой милицией осуществляется за счет средств республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов г. Москвы и С-Петербурга, а также за счет других средств местных бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, объекты которых охраняются милицией по договорам.
Основными задачами милиции общественной безопасности являются:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
- оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Компетенционные полномочия сотрудников милиции общественной безопасности можно представить в виде 3 групп:
1. Полномочия в сфере оперативно-розыскной деятельности, вытекающие из возложенных на подразделения милиции общественной безопасности обязанностей, связанных с выявлением, предупреждением и раскрытием преступлений, отнесенных к их компетенции.
Фактически специализированных оперативных подразделений в милиции общественной безопасности нет. В соответствии с приказом МВД России, регламентирующим порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности органами внутренний дел, подразделения милиции общественной безопасности (в частности, участковые уполномоченные милиции, сотрудники ОМОНа, сотрудники ряда подразделений ГИБДД, лицензионно-разрешительной работы, паспортно-визовой службы) наделяются ограниченным правом осуществления ОРД и проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий.
2. Полномочия уголовно-процессуального характера, связанные с наделением подразделений милиции общественной безопасности функциями органа дознания – формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (ст. 5 УПК РФ)[20].
В соответствии с ч.2 ст.40 нового УПК РФ на милицию общественной безопасности как орган дознания возлагается:
- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, установленном гл.32 кодекса;
- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно – в порядке, установленном ст. 157 кодекса.
3. Полномочия в сфере административно-юрисдикционной деятельности, вытекающие из наделения подразделений милиции общественной безопасности правами в части применения мер административного принуждения и производства по делам об административных правонарушениях.
В ст. 23.3 КоАП Российской Федерации содержится перечень полномочий органов милиции и их должностных лиц в части рассмотрения дел об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных рядом статей КоАП (Приложение 5).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.