Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под сегментацией рынка в сфере банковских услуг принято понимать раз­деление на части (сегменты) по каким-либо признакам и с учетом определенных факторов, реализуемых или оказываемых банками основных и дополнитель­ных услуг, их потребителей, а также самих банков, производящих или предлага­ющих услуги. Четкая и обоснованная сегментация - основа взвешенной и целенаправленной деятельности банка. Напротив, поверхностная или случай­ная сегментация приводит на практике к нежелательным сбоям в работе, срыву намеченных мероприятий, недостаточному экономическому эффекту.

Главная цель сегментации - обеспечить адресность разрабатываемому и реализуемому товару, в данном случае банковской услуге. Сегментация рынка позволяет повысить эффективность средств и методов рекламы, ре­гулирование цен, применение форм и методов продажи.

Процесс сегментирования рынка начинается с выделения факторов сег- ментирования Выбор факторов будет зависеть от тех проблем, которые банк собирается решать. Положим в основу сегментации некото­рые из следующих признаков: состав групп потребителей, характер и со­держание услуг и конкурентоспособность банков. При этом необходимо учитывать, кто именно является потребителем банковских услуг. Можно выделить следующие целевые сегменты рынка исследуемых услуг: потре­бители - предприятия, потребители - организации, индивидуальные потре­бители - население. И это может быть первым шагом к сегментации рынка по составу потребителей.

Основные факторы сегментации рынка индивидуальных потребителей делятся на следующие: демографические, географические, психографические и поведенческие.

К демографическим факторам рыночного сегментирования, как прави­ло, относят пол, размер семьи, состав семьи, среднедушевой доход, сферу занятости, уровень образования и т. д. Географические факторы предпола­гают определение конкретного региона, размера района, типа местности (го­род, село), число жителей и т. п. Не всегда потребитель может быть обслу­жен в банке или воспользоваться банкоматом по месту жительства. Для Кабардино-Балкарской республики этот принцип имеет особую значимость в связи с тем, что, несмотря на то, что в большинстве сел и в деревнях дей­ствуют филиалы сберегательных касс, они не приспособлены для оказания многих банковских услуг в связи со слабой материально-технической базой.

Сегментирование по психографическому принципу позволяет определить, к какому социальному слою относятся потребители, каков их стиль жизни, особенности характера. Наконец, сегментирование на основе поведенчес­кого фактора предполагает выявление статуса потребителя, искомых им выгод, интенсивности потребления, степени приверженности данной услу­ге, стадии готовности потребителя к восприятию новых услуг, отношение к услугам или самому банку.

Выбор сегмента рынка по составу потребителей получается более обосно­ванным, когда он проводится с учетом одновременно нескольких факторов.

Для того чтобы просегментировать рынок по составу потребителей, вос­пользуемся данными Госкомстата по Кабардино-Балкарской республике. Итак, на начало 2006 г. в республике проживало 898,9 тыс. человек, из них 41,2% - сельское население. Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет состав­ляла 245500 человек, из них 114894 - мужчин. Следующая возрастная груп­па от 30 до 44 лет - 206000 человек, из которых 96408 человек - мужчины и, наконец, население в возрасте от 45 до 59 лет составило 137300 чело­век, среди которых на мужскую составляющую приходилось 64256 чело­век. Таким образом, подведя соответствующие итоги, получим результаты сегментирования в виде таблицы 1.


Таблица 1. Сегментация рынка по составу потребителей

Возраст (лет) Мужчина  городской Женщина городская Мужчина сельский Женщина сельская
15-29 67600 80700 47100 50100
30-44 55400 66000 41000 43600
45-59 41800 49900 22100 23500
60 лет и выше        

 

Следующий этап сегментации – это сегментация клиентов банка только по возрастному признаку (таблица 2).

 

Группа Характерные черты жизненного цикла
     Молодежь (15-22 года) Студенты, лица, впервые нанимающиеся на работу; более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак
     Молодые люди, недавно         образовавшие семью           (25-30 лет) Люди, впервые покупающие дома и потребительские товары длительного пользования
      Семьи «со стажем»          (15-22 года) Люди со сложившейся карьерой, но ограниченной свободой финансовых действий. Первоочередные цели – улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи, предоставление образова­ния детям
     Лица «зрелого возраста»           (40-55 лет)        У людей этой категории наблюдается рост дохода      по мере снижения финансовых обязательств. Важная цель- планирование пенсионного обеспечения
     Лица, готовящиеся к       уходу на пенсию        (55 и более лет) Люди имеют накопленный капитал и стремятся обес­печить его сохранность и настоящий устойчивый до­ход

2. Сегментация клиентов банка по возрастному признаку.

 

Далее - сегментация клиентов банка в зависимости от тех услуг, кото­рые наиболее ими востребованы (табл. 3).

 

Таблица 3. Банковские продукты для разных категорий клиентов.

Группа Примеры банковского обслуживания
Молодежь Для членов группы характерна повышенная мобильность, час­тые переезды, жизнь вне пределов дома. Им необходимы услу­ги по переводу денег, краткосрочные ссуды, относительно про­стые формы сбережений, банковские услуги, позволяющие поддерживать мобильность.
      Молодые люди, недавно образо­вавшие  семью Эта группа нуждается в открытии совместного банковского счега  для мужа и жены, кредитных карточек для покупки това­ров, в              разных формах возобновляемого кредита. Они прибега­ют к формам сбережений (особенно, если планируется покупка жилья) и к услугам по финансовой защите семьи (страхование и т.д.)
    Семьи «со стажем» Широко пользуются потребительским кредитом для покупки      товаров в рассрочку и улучшения жилищных условий. Практи­куют  сберегательные схемы для родителей и семей. Нуждаются в консультировании по вопросам финансирования образования, инвестирования сбережений, налогообложения, страхования, завещательных распоряжений.
   Лица зрелого возраста  и гото­вящиеся к ухо­ду на пенсию      Наиболее устойчивая группа банковских клиентов. Хранят крупные остатки на банковских счетах. Требуют высокого уровня        обслуживания, включая финансовое консультирование, помощь в распоряжении капиталом, завещательные распоря­жения и т.д.

 

Теперь можем рассмотреть сегментацию рынка банковских услуг по уровню востребованности (табл. 4) предприятиями и фирмами различной величины, в зависимости от торгового оборота и сфер деятельности дан­ных фирм, в зависимости от их дальнейших планов.

 

Таблица 4. Сегментация деловых предприятии по величине торгового оборота и сферам деятельности.

Группа Характерные особенности
Мелкие фирмы Семейные предприятия с ограниченными финансовыми Возможностями административного аппарата, минимум планирования. Сфера деятельности территори­ально ограничена. Коммерческий успех связан с полити­кой 1-2 ключевых лиц. Финансовая экспертиза ограничена советами банка или дипломированных бухгалтеров
  Средние фирмы (сфера услуг) Большое число работников. Потребность в долгосрочных  источниках финансирования для расширения операций
Средние фирмы  (розничная торговля)  Большое число работников. Большой объем бухгалтер­ской счетной работы, а также операции с наличными деньгами
Средние фирмы  (обрабатывающая промышленность)  Проблемы финансирования. Потребности в помещениях
 Крупные фирмы (услуги и розничная торговля)  Ориентация на экспансию и захват рынков. Наличие  ши­рокой сети филиалов с обширным персоналом по реализа­ции и административному контролю
Крупные фирмы (обрабатывающая промышленность) Большая потребность в капиталовложениях в здания и оборудование. Стремление вводить новые продукты, что порождает необходимость в научно-исследовательских работах.  Постоянное стремление к завоеванию новых рынков, особенно за границей.
Крупные фирмы (сельское хозяйство) Высокий уровень специализации производства. Сезонные   проблемы с наличностью. Относительно низкая отдача капитала



Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.