СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

 

 

Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине

“СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ”

Вариант №3

Выполнила студентка

 

ТОМСК 2008


 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Первый этап проектирования АИС. Предпроектное обследование . . .    5
1.1 Предметная область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Кратко о предпроектном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   6
1.3 Построение структуры предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    8
1.4 Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    17
2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   21
2.1 Способы описания бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   21
2.2 Горизонтальное описание бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    23
2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    25
3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    31
3.1 Оценка бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    31
3.2 Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . .    33
3.3 Оптимизация бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.4 Итоги оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . .    41
4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    42
4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    42
4.2 Построение информационной модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    43
4.3 Концептуальная модель базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   44
5.Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5). 49
5.1 Обоснование выбора среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    49
5.2 Описание интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    51
5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    54
6 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    55
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    56
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    57



ВВЕДЕНИЕ

 

Создание современных электронных вычислительных машин позволило автоматизировать обработку данных во многих сферах человеческой деятельности. Без современных систем обработки данных трудно представить сегодня передовые производственные технологии, управление экономикой на всех ее уровнях, научные исследования, образование, издательское дело, функционирование средств массовой информации, проведение крупных спортивных состязаний. Значительно расширило сферу применения систем обработки данных появление персональных компьютеров.

Одним из наиболее распространенных классов систем обработки данных являются информационные системы. Хотя на уровне здравого смысла назначение таких систем понятно каждому, для серьезного обсуждения технологий современных информационных систем необходимо более четко определить, в чем заключаются их специфические особенности, чем они отличаются от других систем обработки данных, какие функции они могут выполнять, какими ресурсами они располагают.

Любой разумный вид деятельности основывается на информации о свойствах состояния и поведения той части реального мира, с которой связана эта деятельность. Для получения такой информации во многих случаях необходимо регулярно через некоторые интервалы времени проводить натурные измерения (или наблюдения), позволяющие определять характеристики состояния сущностей реального мира и протекающих процессов, соответствующие моментам времени, когда эти измерения производятся.

В других случаях удается воспользоваться «материализованной» информацией, содержащейся в различного рода бумажных документах, отчетах или публикациях, которые также выступают как часть реальности. Требуемую информацию можно извлечь из них путем своего рода «наблюдения».

Однако некоторые натурные измерения или наблюдения могут оказаться неосуществимыми в отведенное для них время в связи с большой трудоемкостью, высокой стоимостью, недоступностью объекта измерения (наблюдения) и по другим причинам.

Значительно сократить объем необходимых натурных измерений позволяет компьютерное моделирование реальности. Если компьютерная модель адекватно (относительно информационных потребностей пользователей) отражает состояние и динамику реальности, то многие необходимые сведения можно получать с помощью такой модели, избегая тем самым натурных измерений, с существенно меньшими затратами времени, а возможно, и при более низкой стоимости. Именно для поддержки таких моделей служит специальный класс систем обработки данных ─ автоматизированные информационные системы (АИС).

Автоматизированной информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Часть реального мира, которая моделируется информационной системой, называется ее предметной областью.

Под динамической моделью здесь понимается изменяемость модели во времени. Это «живая», действующая модель, в которой отображаются изменения, происходящие в предметной области. Такая систем; должна обладать памятью, позволяющей ей сохранять не только сведения о текущем состоянии предметной области, но и в некоторых случаях предысторию.

Поскольку модель предметной области, поддерживаемая информационной системой, материализуется в форме организованных необходимым образом информационных ресурсов, она называется информационной моделью.

АИС не всегда функционирует самостоятельно. Она может входить в качестве компонента (подсистемы) в более сложную систему, такую, например, как система управления торговой компанией, САПР или система управления производством.

Информационные системы уже многие десятки и даже сотни лет существуют и используются на практике в форме различного рода картотек и/или коллекций бумажных документов. Однако в таких системах отсутствует какая-либо автоматизация обработки данных. Они позволяют лишь регистрировать и поддерживать в систематизированной форме на бумажных носителях результаты произведенных натурных измерений.

Построение АИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).

Целью данного курсового проекта является создание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - гипотетического предприятия «Мебельный цех».



Предметная область.

 

Мебельный цех занимается производством мягкой мебели – диванов, кресел, кушеток и т.д.

У цеха имеется небольшой магазинчик, в котором работают два продавца. В магазине представлены образцы типовых моделей мебели, которую производит цех. Продавцы принимают заказы на производство мебели от покупателей. Покупатель выбирает модель, расцветку обивки и комплектацию (существуют комплекты мебели – например, диван и два кресла в едином стиле, но покупатель может заказать только диван или диван и одно кресло). Продавец оформляет договор и принимает предоплату. Срок исполнения заказа – обычно одна-две недели.

В цехе работают 5 мастеров, каждый из которых «ведет» несколько заказов. Мастер занимается всеми операциями – от распилки пиломатериалов до обтяжки мебели тканью. Часть материалов – фурнитура (ручки, гвозди, шурупы, шарниры, подвижные блоки) и матрацы - закупается на стороне.

Заказы распределяются между мастерами директором цеха. Он также занимается закупкой материалов (дерева, фанеры, ткани и фурнитуры) и координирует работу.

Когда заказ готов, продавец связывается с покупателем и договаривается о времени доставки. Затем создает гарантийный талон, документы на получение товара, прием оставшейся оплаты и передает их водителю. Водитель доставляет заказ клиенту, забирает оставшуюся часть оплаты заказа и подписывает документы у клиента. После доставки заказа водитель сдает документы и деньги бухгалтеру, который контролирует правильность расчетов и оформления.

У цеха также есть собственный дизайнер-технолог, который занимается разработкой новых моделей мебели.

 

Примечание: В предметной области нет упоминания о складе материалов. Но нам кажется, что функционирование любого предприятия по производству какого-либо вида продукции невозможно без складских помещений. Поэтому позволим себе включить в предметную область мебельного цеха склад материалов с одним сотрудником – кладовщиком.



Миссия предприятия.

 

Миссия предприятия - определенный смысл его существования, который оказывает решающее воздействие на результаты деятельности. Четко сформулированная миссия вдохновляет и побуждает, дает возможность сотрудникам предприятия проявлять инициативу, формирует главные предпосылки успеха деятельности предприятия при различных воздействиях на нее со стороны внешней и внутренней среды.

Определим миссию предприятия «Мебельный цех» -  разработка и производство высококачественной мягкой мебели, которая была бы доступна всем слоям населения, удовлетворяла бы все запросы и создавала комфорт потребителю.

 

Критические факторы успеха

 

 После определения миссии предприятия необходимо произвести ее декомпозицию на стратегические цели. Из всех сформулированных целей нужно выбрать несколько наиболее важных, которые называют критическими факторами успеха.

Т.е., критические факторы успеха (КФУ) — это те мероприятия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая компания должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной.

Критические факторы — это те движущие силы, которым фирма должна уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) компании на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность.

При определении КФУ нужно соблюдать правило необходимости и достаточности, согласно которому каждый критический фактор успеха необходим для достижения миссии предприятия, а все вместе факторы должны быть достаточны для ее достижения.

Определим критические факторы успеха мебельного цеха:

1. высокое качество продукции - снижение числа дефектов, уменьшение потребности в ремонте и т.д.;

2. удобство обслуживания - простота оформления и быстрота выполнения заказов, гарантийный ремонт;

3. скорость обработки информации – для эффективной работы цеха важна скорость обработки информации, так как быстрота выполнения заказов напрямую зависит от этого фактора.

4. расширение ассортимента – разработка новых моделей с современным дизайном, но в ценовой нише, соответствующей уровню достатка среднего класса, дает возможность удовлетворить вкусы и запросы всех слоев населения, а это, в свою очередь, поможет поднять репутацию предприятия у потребителя;

 

1.4.3 Структурные проблемы предприятия.

 

 Структурные проблемы предприятия – это проблемы, которые возникли в результате развития и изменения предприятия. Это проблемы не текущего момента, а существующие постоянно. Для решения таких проблем, как правило, требуется изменение структуры или технологических процессов предприятия. На данный момент, на наш взгляд, на предприятии существуют следующие структурные проблемы:

1. Неэффективный обмен информацией между отделами цеха и директором. Т.к. процесс прохождения заказов по подразделениям цеха не автоматизирован, то возможна задержка их выполнения, поставки материалов, нет возможности в любой момент сделать анализ по продажам или получить любую другую оперативную информацию. 

2. Технологическая документация готовиться вручную, что занимает большое количество времени и не гарантирует отсутствие ошибок. А ошибки ведут к браку продукции и к неэкономичному расходу материалов.

3. Нет строгого учета и контроля расходования материалов и комплектующих на складе материалов.

4. Не электронного каталога моделей мебели, производимой цехом, позволяющего реально увидеть варианты изготовления и отделки. Заказчик может познакомиться только с моделями, представленными в магазине.

5. Нет разделения труда в мастерской. Каждый мастер ведет заказ полностью, с первого до последнего этапа. Как следствие – неэффективное использование труда мастеров.

 

Кратко о базах данных

 

Для обеспечения эффективности информационных процессов необходима соответствующая организация данных. Проблема моделирования данных связана с таким представлением данных, которое наиболее естественно отражает реальный мир и может поддерживаться компьютерами. В настоящее время в самых различных областях широкое распространение получила разработка баз данных (БД).

База данных – это совокупность предназначенных для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области). Для программной реализации баз данных обычно используются универсальные системы управления базами данных (СУБД).

Жизненный цикл базы данных можно условно разбить на 2 фазы.

1. Анализа и проектирования;

2. Реализации и функционирования.

На этапе анализа и проектирования осуществляется.

1) Формирование и анализ требований к информации о предметной области.

Здесь осуществляется сбор требований к содержанию и процессу обработки данных от всех пользователей, обеспечивается согласованность данных.

 2) Концептуальное проектирование.

Построение независимой от СУБД информационной структуры путем объединения требований пользователей. Концептуальная схема не зависит от конкретной СУБД и технических решений.

 3) Проектирование реализации.

На этом этапе осуществляется реализация информационной модели в рамках конкретной СУБД. Производится описание структуры данных, разработка программ обработки данных.

На этапе реализации и функционирования БД осуществляется.

1) Реализация БД.

2) Анализ функционирование и поддержка.

3) Модификация и адаптация.

Модуль Каталог

Сущность Модельный ряд

КодРяда (РК) Уникальный номер модельного ряда Модельный ряд

Модельный ряд мебельного цеха

НазваниеРяда Название модельного ряда Модельный ряд ОписаниеРяда Описание модельного ряда Модельный ряд

Сущность Каталог

КодМодели (РК) Уникальный номер модели Каталог

Каталог продукции мебельного цеха

КодРяда (FK) Уникальный номер модельного ряда Модельный ряд ТипМодели Тип модели. Один из вариантов: диван, диван-кровать, кресло, кресло-кровать, угловой диван, пуф. Каталог Длина Длина модели Каталог Ширина Ширина модели Каталог Высота Высота модели Каталог ДлинаСпальногоМеста Длина спального места Каталог ШиринаСпальногоМеста Ширина спального места Каталог Трансформация Механизм трансформации (для раскладывающихся моделей). Один из вариантов: софа, еврокнижка, клик-кляк, пума Каталог Описание Описание модели Каталог

Сущность Цены

КодЦены (PК) Уникальный номер цены модели Цены

Цены моделей. Каждая модель представлена в трех ценовых категориях, зависящих от типа обивки.

КодМодели (FК) Уникальный номер модели Каталог КодРяда (FK) Уникальный номер модельного ряда Модельный ряд ЦеноваяКатегорияМодели Ценовая категория обивки модели. Один из вариантов: Т1, Т2, Т3. Цены Цена Цена модели в данной ценовой категории. Цены

Сущность Обивка

НомНомер (FК) Номенклатурный номер ткани Обивка

Каталог тканей для обивки мягкой мебели

КодМодели (FК) Уникальный номер модели Каталог ВидОбивки Вид ткани Обивка ЦеноваяКатегория Ценовая категория ткани. Один из вариантов: Т1, Т2, Т3. Обивка

Модуль Заказы

Сущность Заказы

КодЗаказа (PК) Уникальный номер заказа Заказы

Общие сведения о заказе

ФИОКлиента ФИО заказчика Заказы АдресКлиента Адрес заказчика Заказы ТелефонКлиента Телефон заказчика Заказы ДатаРазмещения Дата оформления договора Заказы ДатаИсполнения Дата выполнения заказа Заказы ДатаДоставки Дата доставки заказа Заказы СуммаПредоплаты Сумма предоплаты Заказы СтоимостьДоставки Стоимость доставки заказа клиенту Заказы СрокИзготовления Срок изготовления заказа в днях Заказы

Сущность Сведения о заказе

КодЗаказанного (PК) Уникальный номер сущности Сведения о заказе

Подробные сведения о заказе. Комплектация заказа.

КодЗаказа (FК) Уникальный номер заказа Заказы КодМодели (FK) Уникальный номер модели Каталог Кол-воЗаказанного Кол-во заказанных моделей Сведения о заказе ЦенаЗаЕд Цена модели в выбранной ценовой категории Сведения о заказе Скидка Скидка в процентах Сведения о заказе Обивка Номенклатурный номер выбранной обивки Сведения о заказе

Модуль Производство

Сущность Производство

КодРаботы (PК) Уникальный номер выполняемой работы Производство

Основные этапы работы над заказом. Каждый заказ проходит четыре технологических участка цеха.

КодЗаказа (FК) Уникальный номер заказа Заказы НомерУчастка Номер участка мебельного цеха Участки ДатаНачала Дата начала работы Производство ДатаОкончания Дата окончания работы Производство Контроль Пройден или нет технологический контроль Производство

Сущность Контроль

КодКонтроля (PK) Уникальный номер контроля Контроль

Сведения о проведении технологического контроля на каждом этапе работы над заказом

КодРаботы (FК) Уникальный номер выполняемой работы Производство КодЗаказа (FК) Уникальный номер заказа Заказы НомерУчастка (FK) Номер участка мастерской Участки ДатаКонтроля Дата проведения технологического контроля Контроль РезультатКонтроля Результат проведения технологического контроля Контроль

Сущность Участки

НомерУчастка (PK) Номер участка мастерской Участки

Справочник участков цеха

Участок Название участка Участки

Сущность Мастера

КодМастера (PK) Уникальный номер мастера Мастера

Справочник мастеров

НомерУчастка (FK) Номер участка мастерской Участки ФИОМастера ФИО мастера Мастера

Модуль Склад

Сущность Операции

КодОперации (PK) Уникальный номер операции Операции

Складские операции

НомНомер (FК) Номенклатурный номер материала СправочникМатериалов КодЗаказа (FК) Уникальный номер заказа Заказы Операция Приход или расход Операции Описание Описание складской операции Операции ДатаОперации Дата проведения складской операции Операции Кол-во Кол-во материала Операции

Примечания: независимые сущности выделены цветом. Первичные и внешние ключи обозначены соответственно PK и FK.

 

Рисунок 4.2. IDEF1X-диаграмма. Состав атрибутов сущностей (FA-уровень)

 


5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5).

Интерфейсом системы называют комплекс средств, при помощи которых происходит взаимодействие системы с пользователями, другими информационными системами и окружающей средой. Посредством интерфейса система получает исходную информацию, необходимую для ее работы, и выдает результирующую информацию для пользователей системы. Графический интерфейс пользователя – это графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и т.д. Наиболее популярным видом интерфейса в информационных системах является GUI (Graphic User Interface) – набор графических окон для ввода и просмотра информации.


Описание интерфейса.

Работа начинается с загрузки кнопочной формы, с помощью которой осуществляется навигация по приложению:

Рисунок 5.1 Главная кнопочная форма

Форма «Каталог продукции».

Рисунок 5.2 Форма «Каталог продукции»

Перемещения между модельными рядами осуществляется с помощью кнопок перехода внизу формы. Чтобы увидеть, какие предметы входят в конкретный модельный ряд, создан список предметов. Покупатель может увидеть внешний вид предметов, их характеристики и цены. После выбора покупателем модели по вкусу, продавец может начать оформлять заказ. Для этого предназначена кнопка «Начать оформление заказа». После нажатия кнопка блокируется, и становятся доступными кнопки «Открыть заказ №», «Добавить в заказ» и «Виды обивок».

Кнопка «Добавить в заказа» добавляет выбранный предмет в заказ.

Кнопка «Виды обивок» открывает каталог обивочных тканей (см.рис.5.3).

Кнопка «Открыть заказ №» открывает форму оформления заказов (см.рис.5.4).

Рисунки моделей мы не стали внедрять в базу данных, т.к. это сильно увеличивает его размер. Рисунки в формате JPG хранятся на диске в папке Picture. Для корректной работы программы папка должна находиться в том же каталоге, что и наша база данных Мебель.mdb.

Форма «Каталог тканей»

Рисунок 5.3 Форма «Каталог тканей»

В каталоге тканей покупатели могут ознакомиться с вариантами обивки для мебели.

Форма «Заказы»

Рисунок 5.4 Форма «Заказы»

Здесь можно откорректировать заказ: данные о заказчике, комплектация, обивку и т.д. Чтобы выбрать другую обивку, нужно дважды нажать на соответствующее поле. После того, как заказа полностью сформирован, можно распечатать договор, выдать ведомость комплектации на изготовление заказа и ведомость на закупку недостающих материалов. Данные о материалах берутся из таблицы «СправочникМатериалов» модуля «Склад».

 

Выводы.

 

Конечно, наш каталог продукции и тканей оставляет желать лучшего. Но мы ограничились этим, т.к. целью нашей курсовой работы является создание автоматизированного приложения для бизнес-процесса мебельного цеха «Оформление договора», а не создание полноценного каталога.

Отчёты базы данных можно посмотреть в приложении №1. Более подробно ознакомиться с работой базы данных можно, запустив файл Мебель.mdb.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Результатом проделанной работы по внедрению в мебельном цехе информационной системы стали следующие результаты:

· повысилась производительность труда и устойчивость нашего бизнеса;

· оптимизирована технология производства мягкой мебели и, как результат, повысилось качество конечного продукта, продукция стала более конкурентоспособной;

· значительно сократился брак конечного продукта благодаря внедренным точкам технологического контроля на производстве;

· время обработки заказов сократилось в несколько раз, причем это время имеет тенденцию к дальнейшему сокращению по мере накопления базы изделий;

· достигнута значительная экономия материалов;

· наладилась согласованная работа всех подразделений;

· у руководства предприятия появилась эффективная система отчетности, позволяющая своевременно определять состояние дел в цехе и вовремя отслеживать положительные и отрицательные изменения для принятия обоснованных управленческих решений;

· работать стало интереснее.

 

 



Список использованной литературы.

 

1. Учебное пособие «Теория систем и системный анализ», С.Н. Павлов, Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003, 134 с.

2. Учебное методическое пособие «Теория систем и системный анализ»,  Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003, 34 с.

3. Учебное пособие «Модели и проектирование баз данных», В.Д. Сибилев, Томск, 2002.

4. Интернет-университет информационных технологий, курс «Проектирование информационных систем», http://www.intuit.ru/department/se/devis/1/ .

5. «Бизнес-процессы, основные стандарты их описания», С.М. Ковалев, журнал «Справочник экономиста» №11’2006.

6. «Особенности автоматизации конструкторского и технологического проектирования в мебельном производстве», Павел Бунаков, журнал «САПР и графика» №7’2007.

7.  «Автоматизация предприятия. С чего начать?», Илья Коломин, журнал «Фабрика мебели», №№ 1-4' 2006.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 Отчёт «Ведомость комплектации»

 

Отчёт «Договор»

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

 

 

Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине

“СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ”

Вариант №3

Выполнила студентка

 

ТОМСК 2008


 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Первый этап проектирования АИС. Предпроектное обследование . . .    5
1.1 Предметная область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Кратко о предпроектном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   6
1.3 Построение структуры предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    8
1.4 Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    17
2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   21
2.1 Способы описания бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   21
2.2 Горизонтальное описание бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    23
2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    25
3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    31
3.1 Оценка бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    31
3.2 Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . .    33
3.3 Оптимизация бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.4 Итоги оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . .    41
4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    42
4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    42
4.2 Построение информационной модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    43
4.3 Концептуальная модель базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   44
5.Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5). 49
5.1 Обоснование выбора среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    49
5.2 Описание интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    51
5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    54
6 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    55
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    56
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    57



ВВЕДЕНИЕ

 

Создание современных электронных вычислительных машин позволило автоматизировать обработку данных во многих сферах человеческой деятельности. Без современных систем обработки данных трудно представить сегодня передовые производственные технологии, управление экономикой на всех ее уровнях, научные исследования, образование, издательское дело, функционирование средств массовой информации, проведение крупных спортивных состязаний. Значительно расширило сферу применения систем обработки данных появление персональных компьютеров.

Одним из наиболее распространенных классов систем обработки данных являются информационные системы. Хотя на уровне здравого смысла назначение таких систем понятно каждому, для серьезного обсуждения технологий современных информационных систем необходимо более четко определить, в чем заключаются их специфические особенности, чем они отличаются от других систем обработки данных, какие функции они могут выполнять, какими ресурсами они располагают.

Любой разумный вид деятельности основывается на информации о свойствах состояния и поведения той части реального мира, с которой связана эта деятельность. Для получения такой информации во многих случаях необходимо регулярно через некоторые интервалы времени проводить натурные измерения (или наблюдения), позволяющие определять характеристики состояния сущностей реального мира и протекающих процессов, соответствующие моментам времени, когда эти измерения производятся.

В других случаях удается воспользоваться «материализованной» информацией, содержащейся в различного рода бумажных документах, отчетах или публикациях, которые также выступают как часть реальности. Требуемую информацию можно извлечь из них путем своего рода «наблюдения».

Однако некоторые натурные измерения или наблюдения могут оказаться неосуществимыми в отведенное для них время в связи с большой трудоемкостью, высокой стоимостью, недоступностью объекта измерения (наблюдения) и по другим причинам.

Значительно сократить объем необходимых натурных измерений позволяет компьютерное моделирование реальности. Если компьютерная модель адекватно (относительно информационных потребностей пользователей) отражает состояние и динамику реальности, то многие необходимые сведения можно получать с помощью такой модели, избегая тем самым натурных измерений, с существенно меньшими затратами времени, а возможно, и при более низкой стоимости. Именно для поддержки таких моделей служит специальный класс систем обработки данных ─ автоматизированные информационные системы (АИС).

Автоматизированной информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Часть реального мира, которая моделируется информационной системой, называется ее предметной областью.

Под динамической моделью здесь понимается изменяемость модели во времени. Это «живая», действующая модель, в которой отображаются изменения, происходящие в предметной области. Такая систем; должна обладать памятью, позволяющей ей сохранять не только сведения о текущем состоянии предметной области, но и в некоторых случаях предысторию.

Поскольку модель предметной области, поддерживаемая информационной системой, материализуется в форме организованных необходимым образом информационных ресурсов, она называется информационной моделью.

АИС не всегда функционирует самостоятельно. Она может входить в качестве компонента (подсистемы) в более сложную систему, такую, например, как система управления торговой компанией, САПР или система управления производством.

Информационные системы уже многие десятки и даже сотни лет существуют и используются на практике в форме различного рода картотек и/или коллекций бумажных документов. Однако в таких системах отсутствует какая-либо автоматизация обработки данных. Они позволяют лишь регистрировать и поддерживать в систематизированной форме на бумажных носителях результаты произведенных натурных измерений.

Построение АИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).

Целью данного курсового проекта является создание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - гипотетического предприятия «Мебельный цех».



Дата: 2019-05-28, просмотров: 291.