Организационно-экономическое обоснование производственной структуры внутрихозяйственного подразделения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При организации планирования составляющими её элементами являются:

1. Порядок и последовательность разработки плана;

2. Система информации;

3. Исполнители.

Различают организацию планирования: а) на государственном уровне (страны, региона, отрасли), б) внутрифирменную.

В России организация планирования на государственном уровне отражает традиции советской школы экономической мысли, а также зарубежный опыт. Однако говорить о сложившейся государственной системе планирования в России ещё рано. Ее становление и развитие во многом будут определяться практикой организации планирования на уровне предприятия

Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования. Предприятие как первичное звено экономики полностью самостоятельно в разработке своих планов.

План производства в условиях рынка становиться частью плана сбыта фирмы. Он составляется в натуральном и стоимостном выражении. максимально возможный объем производства может определяться при помощи так называемой производственной функции, которая предусматривает рациональное использование всех вовлекаемых в производство ресурсов и заданную степень эксплуатации оборудования при имеющейся технологии производства.[3]

План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем её организации, направленной на рациональное сочетание основных элементов системы планирования:

1. Персонал, осуществляющий планирование, сформированный в организационную структуру;

2. Механизм планирования;

3. Процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

4. средства, поддерживающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обоснование).

Система организации планирования направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием.

К персоналу, осуществляющему планирование на предприятии, относятся все специалисты, в той или иной мере выполняющие функции планирования. Для одной из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других – сочетаться с другими видами деятельности (например, специалисты конструкторского отдела могут на ряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий).

Аппарат работников, осуществляющих планирование на предприятии, функционирует в форме организационной структуры, устанавливающей необходимое количество данного вида персонала, их права, обязанности и ответственность, требования к их профессиональному уровню, распределение его по подразделениям аппарата управления, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между работниками и структурными подразделениями предприятия.

Разработка плана экономического и социального развития предприятия (объединения) предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, цель которого – оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов.

При разработке конкретной производственной программы необходимо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей. Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность: хозяйственная, социальная, экологическая.

Хозяйственная деятельность – главная задача предприятия, направлена на получение прибыли для удовлетворения социальных, экономических интересов собственников имущества и членов трудового коллектива. предприятии может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством и отвечают целям, предусмотренным в уставе предприятия. Однако основным видом хозяйственной деятельности является производственная, в процессе которой ресурсы превращаются в продукцию.

Хозяйственная деятельность включает следующие стадии:

1. Исследования и разработки, на которой формируются идеи создания новых или улучшенных существующих изделий или процессов;

2. Производство, в процессе которого происходит превращение исходных ресурсов и идей в конечную продукцию;

3. Маркетинг, обеспечивающий надежный прогноз спроса и реальные заказы на продукцию;

4. Формирование и использование ресурсов;

5. Продвижение товара, перемещение продукции в места, где её может купить потребитель или откуда она может быть ему доставлена.

Чтобы процесс производства и реализации продукции осуществлялся непрерывно, необходимо скоординировать все его стадии во времени и в пространстве, что может быть достигнуто только на основе единого плана. По этому планирование охватывает разработку системы сбалансированных показателей, характеризующих взаимосвязи процессов производства и реализации продукции на намеченный период как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

Для большинства крупнейших фирм организация процесса планирования свидетельствует о централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене управления материнской компании и, вместе с тем, предоставляет определенную самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы

Американские фирмы обычно используют два вида планирования: стратегическое и финансовое.

Стратегическое планирование осуществляется, как правило, небольшой группой специалистов при высшем руководстве фирмы и концентрируется на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации. Оно должно дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных отделений, а на этой основе принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы (закрытия или продажи отдельных предприятий) или внедрения в новые сферы деловой активности.

Текущее или годовое планирование основывается в американских фирмах на показателях стратегического плана. Годовой план (бюджет) – это оперативный документ, согласно которому отделение определяет планируемый на текущий год объем производства, составляет планы по использованию рабочей силы, капиталовложений, выпуска новых видов продукции.

В нем планы детализируются поквартально и помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней управления.

Процесс разработки годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг. Затем рассчитываются издержки производства и намечаемая прибыль.

В японских фирмах широко распространены системы стратегического планирования ( в 70% крупных предприятий), причем в разработке стратегических планов ведущую роль играет плановый отдел (на уровне центральных служб).

Характер планирования во многом зависит от структуры фирмы, т.е. от того, является она специализированной или диверсифицированной по номенклатуре выпускаемой продукции.[4]

Многолетний опыт проведения аграрных реформ показал, что в условиях рыночных отношений сельскохозяйственные предприятия не могут успешно функционировать без создания системы управления затратами.

Высокой результативности управления затратами можно достичь, если начинать этот процесс на стадии производственного планирования. Причем, для того чтобы оно было эффективным, те есть оказывало свое положительное влияние на процессы производства, нужны определенные условия: готовность хозяйствующего субъекта к осуществлению планирования; достаточно высокий уровень знаний, способностей и полномочий планирующего субъекта; наличие информации, имеющей значение для осуществления деятельности предприятия на планируемый период; правильная организация планирования на каждом его этапе.

Производственное планирование в современных условиях предоставляет довольно сложный и трудоёмкий процесс. Его модель предоставлена на схеме.

Каждый этап процесса является обязательным, и в общем-то все они общеизвестны. Начинается процесс планирования с подготовительного этапа. На этом этапе значительное внимание следует уделить сбору нормативно – справочной информации, необходимой для проведения всех экономических обоснований. В современных условиях нормы и нормативы являются неотъемлемой частью хозяйственного механизма, потому что рыночные условия не только не отменяют использование норм и нормативов, а, наоборот, усиливают их значимость. Это объясняется тем, что к процессу управления производством в условиях рынка предъявляются более высокие требования: оно должно быть оперативным, чутко реагировать на малейшие изменения конъюнктуры рынка, учитывать множество постоянно изменяющихся условий деятельности.

Для того, чтобы планирование стало эффективным, то есть способствовало переменам, ведущим к прогрессу , оно должно заканчиваться разработкой тех или иных планов. Для этого необходимо как минимум, чтобы все включенные в план цели были доведены исполнителям, и каждый из них знал, как их достигать.

При использовании активных приемов планирования, позволяющих более энергично воздействовать на производственный процесс, от планирующих субъектов требуется подсказывание идей, оказание консультационной помощи для преодоления возникающих при выполнении планов трудностей, то есть вовлечение их в процесс принятия и даже выполнения решений. Ёще более вероятным будет достижение плановых показателей, если значительное число лиц, не являющихся непосредственными исполнителями, будет заинтересованно и вовлечено в воплощение планов в жизнь , а не станет в оппозицию.

В соответствии с этими методологическими подходами при производственном планировании следует руководствоваться следующими положениями:

- производственные планы следует доводить до непосредственных исполнителей своевременно и довольно подробной расшифровкой показателей, позволяющих им поверить в правильность расчетов;

- помогать исполнителям в организации систематического самоконтроля посредством снабжения их плановой документацией с необходимой для этой цели детализацией планов по периодам, технологическим операциям, ресурсам;

-.разрабатывать такую технологию воплощения планов в жизнь, которая делала бы экономически выгодным реализацию планов как непосредственным исполнителям, так и лицам, не участвующим в их выполнении, но от действия которых в определенной степени зависит решение отдельных задач;

- регулярно отслеживать фактическое положение дел, выявлять возможные негативные воздействия факторов на ход выполнения планов, минимизировать их влияние посредством корректировки планов, адаптации их к складывающимся ситуациям;

-.при окончании сроков выполнения планов анализировать степень их реализации, выявлять допущенные ошибки, оценивать эффективность производства.

Выше перечисленные требования в значительной степени обуславливают содержание документов по планированию себестоимости продукции растениеводства.

На практике используются несколько методических подходов к их расчету, однако наиболее точным и детализированным является расчет, выполненный с использованием первичных норм и нормативов для условий конкретного хозяйства на основе технологических карт.

При этом учитываются все особенности хозяйства: уровень урожайности культур, состав и стоимость основных производственных фондов, количественные и качественные параметры технологических процессов, цены на материальные ресурсы, квалификация работников, регламентация оплаты труда в хозяйстве и др. При разработке технологических карт одновременно решаются вопросы планирования производственных процессов во времени, определении потребности в технических средствах, трудовых и материальных ресурсах, создается возможность контролировать затраты пооперационно[8].

По мере оптимизации степени государственного участия в экономике анализ и прогнозирование темпов и пропорций экономического развития становятся важнейшей функцией исполнительной власти. Разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации сводные прогнозы формируют исходную аналитическую базу для подготовки проектов федеральных и региональных бюджетов, бюджетов социальных фондов, федеральных целевых программ, стратегий и программ развития отраслей, для принятия других ключевых решений на различных уровнях государственного и корпоративного управления.

Задачи по поиску эффективных методов анализа и регулирования экономики возникли еще в начале прошлого века и существенно стимулировали создание научной теории и практики планирования и прогнозирования.

В России необходимость стратегического планирования после окончания гражданской войны привела к возникновению укрупненных планов-прогнозов. К ним в первую очередь надо отнести разработанный в 1920 г. на десятилетнюю перспективу план ГОЭЛРО. Направленный на переход страны к крупномасштабной электрификации, этот план по строительству и реконструкции электростанций стал комплексным народнохозяйственным планом, поскольку в него вошли балансовые расчеты производства и потребления электроэнергии, прогнозы развития 17 ведущих отраслей экономики и жилищно-коммунального хозяйства.

В конце 1920-х гг. взгляд на экономику страны как на единую фабрику, работающую по общей программе, привел к появлению новых планов, главным назначением которых стала разработка заданий предприятиям и организациям по производству и распределению конкретных видов продукции и услуг. Такой подход исходил из задачи индустриализации страны в кратчайшие сроки, с учетом объективных внешних и внутренних условий, диктовавших использование, по сути, модели мобилизационной экономики.

Именно в тот период наиболее полно раскрылся талант Николая Алексеевича Вознесенского, который в течении одиннадцати лет (с 1938 г.) возглавлял Госплан СССР.

Вклад Н.А.Вознесенского в разработку государственных народнохозяйственных планов необычайно велик. Каждая пятилетка имела свое лицо и была этапом в достижении конкретных хозяйственных целей. Третий пятилетний план, например, был построен как программа химизации народного хозяйства, к реализации которой из-за войны и её последствий вернулись лишь через два десятка лет.

С начала 1990-х гг., в с связи с изменившимися экономическими условиями, отпала необходимость в директивном и адресном народнохозяйственном планировании Одновременно возникли принципиально новые для государства задачи в сфере прогнозирования: оно должно было сконцентрироваться не на выработке директив субъектам хозяйствования, а на оценке их конкурентоспособности на рынках товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

Теперь формирование прогнозов осуществляется в виде построения показателей системы национальных счетов (СНС) и балансов по секторам национальной экономики, базирующихся на динамических рядах статистики соответствующих отчетных лет. Развитие СНС влечет за собой необходимость разработки и внедрения в процессе прогнозирования дополнительной системы балансовых построений, связывающих воедино все сферы экономики через показатели её институциональных секторов.

Важным этапом и шагом в развитии методологии прогнозирования стало закрепление в Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» принятом Государственной Думой 23 июня 1995г., накопленного и проверенного на практике опыта использования тех или иных технологий, методов и форм организации разработки прогнозов. В названном законе сформулированы важнейшие понятия, порядок и принципы прогнозирования социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Как известно, движение России по пути реформ не было гладким и однородным. Достаточно быстрые преобразования в первые годы реформ (1992-1994 гг.), связанны с либерализацией цен, внутрихозяйственной и внешнеэкономической деятельности, масштабной приватизацией и формированием основ рыночной институциональной среды, сопровождались значительной экономической и социальной неустойчивостью.

Одним из наиболее важных шагов в формировании новой методологии социально-экономического прогнозирования после 1995 г. стало применение нового инструмента - сценарных условий. Их структура и содержание в последующие годы постоянно совершенствовались.

Сценарные условия включают в себя:

комплексную проработку альтернатив социально-экономического развития в прогнозном периоде, оценки их реализуемости, а также формирование и обоснование возможных вариантов и основных целевых параметров социально-экономического развития в перспективе;

формирование исходной базы разработки основных параметров проекта федерального бюджета еще до разработки прогноза;

информацию для разработчиков отраслевых и региональных прогнозов относительно содержания общегосударственных задач развития в данный период, основных направлений и механизмов проведения экономических реформ.

Социально-экономическое развитие России выдвигает новые задачи. Прогнозирование нужно во все большей мере сочетать с направляющим государственным регулированием. В данном отношении может быть полезен исторический опыт планирования, которое, как показал советский период и подтверждает современная практика развитых стран, может осуществляться и быть действенным в форме индикативного, нацеленного на достижение экономикой общегосударственных стратегических приоритетов[13].

Сценарное планирование широко используется в западных странах для долгосрочного планирования. На пространстве СНГ, большому сожалению, этот метод не получил должного распространения – ни на уровне государства, ни на уровне отраслей, ни на уровне компаний. Данная методология, как ни странно, несмотря на сильную творческую составляющую славянского сознания, не была должным образом отрефлексирована и освоена управленческой мыслью.

Одни рассматривают сценарное планирование как способ развития мышления менеджеров, другие – как набор специальных инструментов для составления сценариев и моделей будущего; третьи – как метод снижения масштабных рисков и составления планов для непредвиденных обстоятельств.

В сценарном планировании разработаны особые технологии стратегического управления организацией, основанные на исследовании будущего развития внешнего окружения. Сценарный подход расширяет горизонты стратегического анализа и пространство стратегического выбора, давая возможность появиться новым идеям и стратегическим альтернативам. Это иного качества идеи и стратегические альтернативы, которые в большинстве случаев не могут появиться при использовании других инструментов в стратегическом планировании. Сценарный подход придаёт гибкость стратегии и устойчивость организации в быстро меняющемся мире, помогает сократить время реагирования управленческой команды и персонала на изменения внешней и внутренней среды.

Использование данных технологий снижает системные риски и даёт возможность более эффективно использовать открывающиеся возможности[15].

Вхождение России в рыночную экономику требует реализации принципа экономической безопасности, позволяющего социально-экономической системе развиваться в обстановке конкурентной среды.

Безопасность представляет собой возможность и способность целостного образования обеспечивать защиту своего устойчивого функционирования. Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта есть устойчивое, динамичное развитие экономики, при котором гарантируется защита экономических интересов от негативных факторов внешней и внутренней среды.

Таким образом, перед организациями в конкурентной экономике объективно возникает дилемма: либо они планируют свою деятельность самостоятельно, либо ее планируют извне.

К наиболее существенным факторам, определяющим конкурентную адаптационность организации, относятся: конкурентоспособность, уровень товарности произведенной продукции, ее доля в рыночных фондах, конкурентные преимущества, ресурсный потенциал, технологический уровень, финансовое состояние, перспективы развития.

При оценке экономической безопасности важно учесть с сами показатели, так и их пороговые значения. Необходимый уровень экономической безопасности можно считать достигнутым, если все они будут равны пороговым значениям в течение жизненного цикла организации.

Совокупность показателей экономической безопасности хозяйствующих субъектов может быть классифицирована с позиций текущего и стратегического аспектов. Оценку деятельности организации следует проводить по всем направлениям, составляющим концепцию ее экономической безопасности.

Адаптационное планирование может представлять собой специфическую часть бизнес-планирования на микроуровне, сущность которой заключается в периодической его корректировке таким образом, чтобы, с одной стороны, следовать стратегии организации, а с другой, активно реагировать на изменение рыночной ситуации, использовать конкурентные преимущества, выявлять сильные и слабые стороны, как своей деятельности, так и конкурентов. Оно должно основываться на применении принципов сопряженности планов, их гибкости, системности, динамичности и др. Такая составляющая общего плана работы организации, его программно-целевая модель, может быть представлена в виде сетевого графика с детерминированными или вероятностными оценками во времени.

Чтобы снизить степень неопределенности и уменьшить возможные негативные последствия экономического риска, следует предвидеть готовность работы организации в условиях влияния случайных факторов. Такой подход к планированию экономических показателей носит вероятностный характер.

Введение в практику хозяйствующих субъектов адаптационного планирования, как инструмента обеспечения экономической безопасности организации, будет способствовать повышению надежности принимаемых управленческих решений в условиях конкурентной экономики[9].

Стабильное функционирование и развитие экономики сельскохозяйственных организаций в современных условиях предполагает внедрение и использование информационных технологий. Необходимо применять компьютерные системы для оформления бухгалтерских документов, расчета заработной платы, налогов и сборов и подготовки бухгалтерской отчетности. Однако использование информационных технологий для автоматизации технико-экономического, финансового планирования, экономического анализа и прогнозирования в сельскохозяйственных предприятиях не получило достаточного развития, хотя их применение имеет потенциальные возможности для повышения эффективности сельхозпроизводства[12].

Внутрихозяйственное планирование призвано обеспечить равновесие между производством и потреблением сельскохозяйственной продукции, рыночным спросом на продукцию растениеводства и животноводства и объемом ее предложения; кроме того, оно должно определить необходимые для этого производственные и финансовые ресурсы и условия, способствующие достижению поставленных целей.

Таким образом, сущность внутрихозяйственного планирования заключается в разработке и обосновании программы функционирования и развития сельскохозяйственного предприятия и его структурных подразделений на определенный (календарный) период в соответствии с установленными целями и ресурсным обеспечением. Такая программа разрабатывается в виде планов различного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.