Технология производства работ при возведении конструкций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из монолитного бетона и железобетона

Регламентирующие положения устройства опалубки

 

    Предварительно выбирается тип опалубки, разрабатываются ее рабочие чертежи и рабочие чертежи креплений и поддерживающих устройств. Проект производства опалубочных работ входит в состав общего проекта производства работ. В состав проекта производства опалубочных работ включаются:

- маркировочные чертежи опалубки;

- технологические карты и схемы организации опалубочных работ.

    Опалубку подают и устанавливают с помощью кранового оборудования, предназначенного для возведения данного сооружения. Если бетон подают не кранами, а другими механизмами, то для установки опалубки применяют средства малой механизации и краны небольшой грузоподъемности (до 2 т).

    Опалубку устанавливают в соответствии с технологическими картами в последовательности, зависящей от ее конструкции, обеспечивая при этом устойчивость отдельных ее элементов в процессе установки.

    Место установки опалубочных форм и лесов должно быть очищено от мусора, снега и наледи.

    При установке опалубки особое внимание обращают на вертикальность и горизонтальность элементов, жесткость и неизменяемость всех конструкций в целом и правильность соединений элементов опалубки в соответствии с рабочими чертежами. Допускаемые отклонения при установке опалубки и поддерживающих лесов нормируются.

    Долговечность опалубки и качество бетонируемой поверхности определяются конструктивными особенностями опалубки и организацией соответствующего ухода. Щиты инвентарной опалубки, поддерживающие и крепежные элементы после каждого оборота должны очищаться от цементного раствора металлическими скребками и щетками. Палубу щитов необходимо смазывать гидрофобизирующими смазками на основе минеральных масел или солей жирных кислот. Смазку восстанавливают через 1-4 оборота опалубки.

 

Армирование конструкций

 

    В современном строительстве ненапрягаемые конструкции армируют укрупненными монтажными элементами в виде сварных сеток, плоских и пространственных каркасов с изготовлением их вне возводимого здания с последующим крановым монтажом. Только в исключительных случаях конструкции армируют непосредственно в проектном положении из отдельных стержней (штучная арматура).

    Армирование конструкций ненапрягаемой арматурой состоит из следующих процессов:

    - заготовка арматурных элементов;

    - транспортирование арматуры на объект строительства, сортировка и складирование;

    - укрупнительная сборка на приобъектной площадке или подготовка отдельных стержней;

    - установка арматурных блоков, каркасов, сеток и стержней;

    - соединение монтажных единиц в проектном положении в единую армоконструкцию.

    Монтаж ненапрягаемой арматуры ведут с использованием механизмов и приспособлений, применяемых для других видов работ, предусматриваемых проектом производства работ.

    Ручная укладка допускается только при массе арматурных элементов не более 20 кг. Соединяют арматурные элементы в единую армоконструкцию сваркой и нахлесткой без сварки, редко – вязкой. Величина перепуска (нахлестки) зависит от класса бетона, класса арматурной стали и регламентируется ДБН.

    При монтаже арматуры необходимо элементы и стержни устанавливать в проектное положение с обеспечением защитного слоя бетона заданной толщины. Для этого в конструкциях предусматривают специальные упоры или удлиненные поперечные стержни. Возможно применение бетонных, пластмассовых или металлических фиксаторов, штампованных подставок.

    Защитный слой составляет для различных конструкций: 10-15 мм – для стен и плит, балках и колоннах – 25-30 мм (величина зависит также и от диаметра арматуры).

    Арматуру принимают с оформлением акта.

    Предварительное напряжение в монолитных конструкциях создается по методу натяжения арматуры на затвердевший бетон. По способу укладки напрягаемой арматуры метод подразделяют на линейный и непрерывный.

    При линейном способе в напрягаемых конструкциях при их бетонировании оставляют каналы (открытые или закрытые). При приобретении бетоном заданной прочности в каналы укладывают арматурные элементы и производят их натяжение с передачей усилия на напрягаемую конструкцию. Этот способ применяют для создания предварительного напряжения в балках, колоннах, рамах, трубах, силосах.

    Непрерывный способ заключается в навивке с заданным натяжением бесконечной арматурной проволоки по контуру забетонированной конструкции. Используется при предварительном напряжении стенок цилиндрических резервуаров.

    При линейном армировании напрягаемые элементы применяют в виде отдельных стержней, прядей, канатов и проволочных пучков. Линейное армирование включает в себя:

    - заготовку напрягаемых арматурных элементов;

    - образование каналов для напрягаемых арматурных элементов;

    - установку напрягаемых арматурных элементов с анкерными устройствами;

    - напряжение арматуры с последующим инъецированием закрытых каналов или бетонированием открытых каналов.

    Для образования каналов для напрягаемых арматурных элементов в подготовленную к бетонированию конструкцию устанавливают каналообразователи, диаметр которых на 10-15 мм больше диаметра стержня или арматурного пучка. Для этого применяются стальные трубы, стержни, резиновые рукава с проволочным сердечником. Так как каналообразователи извлекают через 2-3 часа после того, как конструкция забетонирована, то их во избежание сцепления с бетоном через каждые 15-20 мин поворачивают вокруг оси.

    Затем производят натяжение арматуры гидравлическими домкратами.

При длине прямолинейных каналов свыше 18 м и криволинейных каналах арматуру натягивают с двух сторон конструкции. Если в сечении находится несколько арматурных элементов, то натяжение начинают с элемента, расположенного ближе к середине сечения. Для привода гидродомкратов применяют передвижные масляные насосные станции, смонтированные на тележке со стрелой для навешивания домкратов.

    Заключительной операцией является инъецирование каналов, к которому приступают сразу после натяжения арматуры. Для этого применяют раствор на цементе марки 400-500 и чистом песке. Нагнетают раствор растворонасосом или пневмонагнетателем с одной стороны канала. Инъецирование ведут непрерывно с начальным давлением 0,1 МПа и последующим повышением до 0,4 МПа. Прекращают нагнетание, когда раствор начнет вытекать с другой стороны канала.

    В последнее время применяют способ без устройства каналов и без инъецирования, когда используются стержни с антикоррозийным покрытием и тефлоновым покрытием, имеющим почти нулевой коэффициент трения. При натяжении канат относительно легко скользит в теле бетона.

Механизация бетонных работ

 

    Бетонную смесь изготавливают на заводах товарного бетона. В случае, когда на строительном объекте потребляется более 3000 м3 бетона в месяц, экономически целесообразно возведение приобъектного бетонного завода.

    Транспортировка бетонной смеси.

Бетонная смесь транспортируется в зону бетонных работ автобетоновозами или автобетоносмесителями.

    Автобетоновозы – открытые самосвалы с кузовом 3-5 м3, которые используются для объектов в пределах 10 минутной доступности.

    Автобетоносмесители представляют собой смеситель объемом 5-8 м3. Выпускаются с различным режимом работы:

- принудительным перемешиванием бетонной смеси только при движении автомобиля;

- принудительным перемешиванием смеси по команде водителя.

    Подача бетонной смеси.

    Бетонная смесь подается в конструкцию разными способами: по лотку, грузоподъемными механизмами, бетононасосами. Первые два способа используются при укладке до 50 м3 бетона в смену, третий – при любых объемах, но не менее 45 м3.

    По лотку бетонная смесь подается при возможности установки автобетоносмесителя выше уровня бетонируемой поверхности, например, при бетонировании фундаментов. Лотки изготавливают из влагостойкой фанеры или металлических листов длиной до 6м.

    Для подачи бетонной смеси в бадьях или бункерах используют грузоподъемные механизмы. В основном это самоходные и башенные краны. Бадьи имеют объем 0,3-1,0 м3 и для удобства подачи бетонной смеси выполняются в виде «рюмки», на которую для полного ее опорожнения устанавливают вибратор.

    Наибольшее распространение при укладке бетонной смеси получили бетононасосы. При объеме укладке до 80 м3 бетона в смену используются автобетононасосы, оснащенные загрузочным бункером, насосом и раздаточной стрелой. В вертикальном направлении смесь подают до 80 м, а в горизонтальном направлении – до 360 м. По стреле, состоящей из трех вертикально сочлененных частей, проходит бетоновод с шарнирами-вставками в местах сочленений стрелы, заканчивающийся гибким распределительным рукавом.

    При строительстве объектов с потребностью бетонной смеси более 60 м3 и зданиях более 20 этажей применяют стационарные бетононасосы в комплекте с раздаточными бетоноукладчиками. Бункер бетононасоса соединен с бетоноукладчиком с помощью вертикального трубопровода, по которому поступает бетонная смесь. Бетоноукладчик имеет стрелу с вылетом до 60 м и его устанавливают на ранее смонтированные конструкции или вспомогательные опоры. С одной стоянки бетоноукладчика осуществляется укладка бетона на нескольких ярусах. Бетоноукладчик имеет массу 1-6 т. Со стоянки на стоянке он переставляется с помощью монтажного крана.

    Нормальная эксплуатация бетононасосов обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 5-15 см (это подвижность соответствует способности смеси не расслаиваться и не образовывать пробок). Оптимальная подвижность смеси с точки зрения ее удобоперекачиваемости 6-8 см, а В/Ц - 0,4-0,6. В качестве крупного заполнителя рекомендуется применять гравий или щебень неугловатой формы. Наибольший диаметр зерен крупного заполнителя не должен превышать 0,4 внутреннего диаметра бетоновода для гравия и 0,33 – для щебня. Количество зерен игловатой и пластинчатой формы не должно превышать 15%.

    Перед началом транспортирования бетонной смеси трубопровод смазывают, прокачивая через него известковое тесто или цементный раствор.

    Укладка бетонной смеси

    Укладка бетонной смеси  должна быть выполнена такими способами, чтобы обеспечить монолитность бетонной кладки, проектные физико-механические показатели и однородность бетона, его хорошее сцепление с арматурой и полное заполнение без пустот заполнение бетоном заопалубленного пространства возводимой конструкции.

    Укладку бетонной смеси осуществляют тремя методами:

    - с уплотнением:

    - литьем (бетонные смеси с суперпластификаторами);

    - напорной укладкой.

    При каждом методе укладки должно быть соблюдено основное правилоновая порция бетонной смеси должна быть уложена до начала схватывания цемента в ранее уложенном слое. Этим исключается необходимость устройства рабочих швов по высоте конструкции.

    Укладку в небольшие конструкции в плане конструкции (колонны, стены, балки и др.) ведут сразу на всю высоту без перерыва для исключения рабочих швов. В большие в плане конструкции (массивные фундаментные плиты) бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями по всей площади.

    На больших массивах иногда невозможно перекрыть предыдущий слой бетона до начала схватывания в нем цемента. В этом случае применяют ступенчатый способ укладки с одновременной укладкой двух-трех слоев.

    Основной и наиболее распространенный способ уплотнения при монолитной кладке – вибрирование.

    Для уплотнения бетонной смеси используются вибраторы различного назначения:

- для вертикальных конструкций – глубинные вибраторы;

- для горизонтальных – виброрейки.

    Бетонную смесь вибрируют с помощью внутренних (глубинных), поверхностных и наружных вибраторов. Область применения различных типов вибраторов зависит от размеров, формы бетонируемой поверхности, степени ее армирования и требуемой интенсивности бетонирования.

    Внутренние вибраторы типа булавы применяют для уплотнения бетона, укладываемого в массивные конструкции с различной степенью армирования, а внутренние – в различного типа густоармированные конструкции. Поверхностными вибраторами уплотняют только верхние слои бетона и используют их при бетонировании тонких плит и полов. Наружными вибраторами уплотняют бетонную смесь в густоармированных тонкостенных конструкциях.

    Глубина проработки различных вибраторов составляет 10-60 см. Время вибрирования должно составлять в зависимости от вида вибратора и жесткости бетонной смеси – от 20 до 90 с. Визуально продолжительность вибрирования может быть установлена по следующим признакам: прекращение оседания, приобретение однородного вида, горизонтальность поверхности и появление на поверхности смеси цементного молока.

    По мере укладки каждого слоя бетонной смеси вибратор переставляют с одной позиции на другую. При перестановке необходимо, чтобы его рабочая площадка не менее чем на 10 см перекрывала смежный провибрированный участок.

    В исключительных случаях при бетонировании тонкостенных и густоармированных конструкций применяют штыкование вручную с помощью шуровок.

    Уплотнение трамбованием ведут ручными и пневматическими трамбовками при укладке жестких бетонных смесей в малоармированных конструкциях.

 

Устройство рабочих швов

    Рабочим швом  называют плоскость стыка между затвердевшим и новым свежеуложенным бетоном, образованную из-за перерыва в бетонировании. Рабочий шов образуется в том случае, когда последующие слои бетонной смеси укладываются на полностью  затвердевшие  предыдущие. Обычно происходит это при перерывах в бетонировании от 7 часов.

    Рабочие швы являются слабым местом, поэтому они должны располагаться в сечениях, где стыки старого и нового бетона не могут отрицательно влиять на прочность конструкции. Расположение рабочих швов в разных конструкциях различно:

- в колоннах – на уровне верха фундамента;

- в рамах – между стойками и ригелями;

- в балках – в пределах средней части пролета.

    Поверхность рабочего шва должна быть перпендикулярна оси элемента, а в стенах и плитах – их поверхности.

    Для надежного сцепления с бетоном в рабочем шве поверхность ранее уложенного бетона тщательно обрабатывают: кромку схватившегося бетона очищают от цементной пленки и обнажают крупный заполнитель, продувают сжатым воздухом и промывают струей воды. Особенно тщательно производят обработку вокруг арматуры.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 163.