Формами выражения административно-правовых норм являются источники административного права. На практике это нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов исполнительной власти, законодательной, а также правила, утверждаемые этими органами.
Все акты имеют различную юридическую силу и поэтому их можно выстроить в определенную иерархическую систему.
I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов.
II. Акты Президента РФ.
III. Акты государственной администрации.
IV. Акты муниципальных органов.
V. Публичные договоры.
VI. Акты правосудия.
VII. Административные обыкновения.
Далее рассмотрим подробнее все группы.
I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов.
1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РСФСР.
1.1 Конституция РФ 1993 г. В ней содержатся общие нормы, имеющие прямую административно-правовую направленность. Например, это нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.ст. 77, 110-117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ (ст.ст. 71-73) и т.п.
1.2. Административно-правовые нормы законодательных актов. Например это закон о Правительстве.
1.3. Декларации, положения, акты об амнистии и др., акты Верховного Совета РСФСР, Федерального Собрания.
2. Законодательные акты субъектов РФ:
2.1. Конституции, уставы субъектов РФ.
2.2. Законы субъектов РФ.
II. Акты Президента РФ.
Акты Президента являются одними из важнейших источников административного права, они имеют особый юридический режим, связанный с тем, что Президент не входит ни в одну из ветвей власти.
Акты Президента это:
1. Указы Президента.
2. Распоряжения.
Акты Президента не должны противоречить Конституции, федеральным законам. Однако существует ряд особенностей, таких как то, что в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена, указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и ФЗ. Например, указ президента от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ».
III. Акты государственной администрации
1. Административные акты федеральных органов и организаций.
1.1. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они создаются на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ и нормативных актов Президента. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, в форме распоряжений.
1.2. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб РФ.
1.3. Приказы, постановления, инструкции, распоряжения и др. акты территориальных федеральных органов исполнительной власти, приказы, инструкции администраций и федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований.
1.4. Акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и др.
1.5. Акты Банка России.
2. Административные акты субъектов федерации.
2.1. Указы, постановления и др. акты глав исполнительной власти субъектов РФ (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций).
2.2. Постановления и распоряжения правительств субъектов РФ.
2.3. Приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов РФ.
2.4. Приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов РФ.
2.5. Приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов федерации.
IV. Акты муниципальных органов.
Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления являются источником административного права в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями. Акты муниципальных органов содержат нормы административного права, регулирующие вопросы административного принуждения.
V. Публичные договоры.
В правовой практике РФ увеличивается значение публичных договоров и можно выделить 4 их вида:
1. Международные договоры – это договоры РФ с иностранными государствами они имеют приоритет, т.е. в случае расхождения норм закона и международного договора применяются нормы международного договора (ст. 15 Конституции РФ).
2. Федеративные договоры РФ с субъектами.
3. Административные договоры. Нормы административного права содержатся в договорах между органами исполнительной власти различных уровней и компетенции.
4. Нормативные общефедеральные соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключенные на уровне субъектов РФ [Бахрах, стр. 40].
VI. Акты правосудия
Акты правосудия могут влиять на систему норм двумя способами. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции [Бахрах, стр. 41].
Существует 2 типа актов правосудия:
1. Акты судов общей компетенции (в том числе военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.
2. Акты правосудия, которые признаны источником административного права, - постановления Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд по запросам уполномоченных на то органов, решает дела о соответствии Конституции РФ:
ü федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства РФ;
ü конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
ü договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
ü Не вступивших в силу международных договоров РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Например, Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, ФЗ административно-правовых норм, регулирующих применение мер административного принуждения
VII. Административные обыкновения.
Административные обыкновения – это нормы, правила поведения в организациях. Они являются обязательными только для этих организаций и носят локальный характер.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что административно-правовые нормы, как и остальные, реализуются на практике. Основными способами их реализации являются исполнение и применение, т.е. четкое следование административно-правовым нормам и их применение и использование на практике в управленческой сфере.
Административно-правовые нормы имеют свой круг лиц (ограниченный, не ограниченный), действуют на всей территории РФ, на территории субъекта РФ или на территории локальной организации и его действие распространяется во времени. Иногда они могут иметь обратную юридическую силу.
Основными внешними формами выражения норм административного права являются нормативные акты, имеющие свою иерархию, значимость и юридическую силу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основание административного права – это административно-правовая норма. По своему юридическому значению норма права – это установленное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различными способами.
Административно-правовые нормы обеспечивают упорядоченность организации и функционирования всей системы исполнительной власти, устанавливают вариант должного поведения, имеют свои средства защиты, регулируют общественные отношения.
Особенностями административно-правовых норм является то, что создание их опосредовано деятельностью по установлению норм. Административно-правовые нормы, создаваемые органами исполнительной власти, помогают закона прямо действовать, т.е. для действенности закона его нормы должны быть опосредованы нормами административного права, но есть требования к административным нормам, которые должны соблюдаться: во-первых, нормы должны издаваться уполномоченными на то органами; во-вторых, они должны основываться на законодательстве.
В современном российском праве существует множество видов административных норм с различными основаниями классификации, например, по целевому назначению нормы делятся на регулятивные и охранительные, с учетом федеративного устройства нормы общефедеральные и субъектов РФ и т.д. Каждый вид несет свою цель и значение, в соответствии с которым они применяются на практике. Реализация административно-правовых норм – это использование их. Основными способами реализации являются применение и исполнение, иногда выделяют соблюдение и использование, но они являются составной частью применения.
В зависимости от видов административные нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. Так, например, федеральные нормы действуют на всей территории, а нормы субъектов только на территории субъектов. Некоторые нормы, особенно локальные, имеют определенный круг лиц.
Внешними формами выражения являются нормативные акты, имеющие систему, в зависимости от силы.
Существует также множество проблем, связанных с административными нормами. Во-первых, длительное время законодательная власть действовала формально и в силу этого она фактически подменялась исполнительной властью. В результате большинство административно-правовых норм создавались не законным путем, а органами общей компетенции. Во-вторых, существовало обилие ведомственных административных норм.
Процесс реализации в наше время Дале о идеального. Это обусловлено кризисом исполнительной власти, управленческой независимости многих органов исполнительной власти.
Но тем не менее проводятся реформы о устранению недостатков системы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.