Для рассмотрения этого вопроса необходимо разобраться с соотношением правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).
I. Административно-правовые нормы, как и любые другие нормы, являются актом правотворчества, т.е. административного нормотворчества, закрепленного законодательством за соответствующими органами исполнительной или законодательной власти. Для административного права характерно юридическое опосредование деятельности по установлению правовых норм, основным содержанием который является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, являющихся основой правовой системы РФ. Именно поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений характеризуются как одни из важнейших юридических норм правоприменения в сфере государственного управления, т.е. нормы несут двойную юридическую «нагрузку» [Алехин, стр. 49]: правоустановительную и правоприменительную. Правоустановление по своей сути служит целям правоприменения. Однако некоторые из них устанавливают основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникают в процессе управленческих отношений. (ПРИМЕР: статус субъектов исполнительной власти).
Из этого следует, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: наивысшей юридической силой обладают конституционные нормы, затем нормы законов высших органов исполнительной власти в зависимости от их условия, т.е. административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с конституционными и законодательными нормами. Последние по своему юридическому значению первичны.
Административно-правовые нормы – вторичная норма правоустановления. Они создаются непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и прежде всего законодательных правовых норм. Они являются одними из существенных юридических средств, обеспечивающих действенность.
Обычно нормы закона не имеют прямого действия. Они наиболее общие правила поведения, нормы-принципы, нормы-абстракции. Административно-правовые нормы, создаваемые субъектами исполнительной власти придают тем или иным позициям, оговоренным в законе, прямое действие. Вообще, для того, чтобы закон действовал и исполнялся необходимо опосредование норм нормами административного права, что необходимо для функционирования механизма государственной власти в полном соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Административное нормотворчество не может быть безграничным и чтобы этого не происходило существует ряд условий, относящихся к содержанию и порядку формирования административно-правовых норм:
1. Длительный период законодательная власть действовала всего лишь формально. В результате этого нормотворческая инициатива была в руках исполнительной власти, т.е. административно-правовые нормы должны создаваться уполномоченными на то органами, для обеспечения прямого действия и реальности их.
2. Административно-правовые нормы должны опираться на законодательство, т.к. чрезвычайное развитие получило административное нормотворчество отраслевого характера. Вследствие чего стало больше ведомственных административно-правовых норм.
Для того, чтобы эти условия выполнялись необходимо четкое решение вопроса о границах и объеме компетенции субъектов исполнительной власти по самостоятельному установлению административно-правовых норм.
На данный момент необходимы условия не позволяющие чрезмерно расширять сферу административного нормотворчества, а так же условия, позволяющие нормам развиваться в строгих рамках законности и государственной дисциплины [Алехин, стр. 52-54].
II. Рассмотрим следующую особенность административно-правовых норм. Как и многие другие нормы права они состоят из гипотезы, санкции и диспозиции. Но иногда бывают случаи, когда гипотеза не четко выражена. Диспозиция – это предписания, запреты и дозволения (Пример: ст. 5.1. АК). Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, но не все нормы имеют эту особенность (Пример: ст. 13.2 АК).
Итак, административно-правовые нормы – это установленное государством правило поведения в сфере государственного управления. Они обеспечивают эффективную реализацию механизмов исполнительной власти, являются общеобязательными для всех и являются регулятором общественных отношений. Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей, связанных с их функциями, способами нормотворчества, а также со структурой.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.