Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и по своему юридическому содержанию. Существуют различные основания классификации. Далее рассмотрим некоторые из них:
I. По предмету правового регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений. Они регулируют сущность управляемых отношений или правила поведения. Такие нормы нередко называют статическими. Такие нормы, например, определяют обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть жалобы граждан, основа компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.
Таким образом, материальные нормы основа взаимодействия различных субъектов исполнительной власти.
Процессуальные административно-правовые нормы регулируют порядок реализации управленческих отношений или рассмотрения дел об административных правонарушениях. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан. Назначение этих норм в том, что они определяют порядок реализации юридических обязанностей и прав, установленных материальными нормами административного права.
II. По целевому назначению делятся на регулятивные и охранительные.
Регулятивные содержат правила нормативной деятельности, а охранительные призваны обеспечить защиту, охрану регулируемых отношений.
III. По юридическому содержанию выделяют следующие виды административно-правовых норм:
1. Обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия [Алехин, стр. 57]. Веления в таких нормах обязательные.
2. Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой [Алехин, стр. 58]. Запреты могут носить общий либо специальный характер.
3. Уполномочивающие (диспозитивные) нормы. В них предусматривается возможность адресата действовать по своему усмотрению. Отсутствует прямое предписание и запрет.
4. Стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно они связываются с исполнением в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов управления.
5. Рекомендательные нормы. Они не имеют юридически обязательного характера, поэтому они чаще используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.
IV. По адресату выделяют нормы регламентирующие:
1. Организацию и деятельность механизма исполнительной власти.
2. Административно-правовой статус государственных служащих – работников управленческого аппарата.
3. Ключевые вопросы организации деятельности государственных предприятий и учреждений.
4. Административно-правовой статус общественных объединений.
5. отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.
6. Административно-правовой статус гражданина.
V. С учетом федеративного устройства Российской Федерации нормы по своему масштабу подразделяются на:
- общефедеральные;
- устанавливаемые субъектами федерации.
VI. По объему регулирования:
- общие;
- межотраслевые;
- отраслевые;
- местные.
VII. По характеру предписаний:
- внутрисистемные;
- общеобязательные.
Итак, мы видим, что в современном российском праве существует множество оснований классификации административно-правовых норм, подчеркивая тем самым важность и необходимость их существования.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 164.