Понятие и особенности административно-правовых норм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и особенности административно-правовых норм 5

1.1. Понятие нормы права 5

1.2. Понятие административно-правовых норм 6

1.3. Особенности административно-правовых норм 8

2. Виды административно-правовых норм 11

3. Административно-правовые нормы в российском праве. 14

3.1. Реализация административно-правовых норм. 14

3.2. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по круг лиц. 15

3.3. Формы выражения административно-правовых норм. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27



ВВЕДЕНИЕ

 

На данный момент времени в России проходит этап становления. Становления, преобразования всех сфер жизни. Для этого необходима прочная, справедливая и действующая правовая база. Переход от тоталитаризма к правовому государству обусловлен изменением системы и содержания права, органов государственной власти. Которые получат большую свободу, но одновременно и большую подотчетность обществу.

Административное право представляет собой одну из важнейших отраслей системы права России. Первоначальной единицей, кирпичиком административного права являются административно-правовые нормы.

Термин «норма» не однозначен. С его помощью, во-первых, обозначаются определенные статистические закономерности, существующие в природе и обществе. Эти нормы отражают объективную реальность вокруг нас. Во-вторых, термином «норма» обозначают правило поведения людей в обществе, которые создаются людьми, их социальными институтами или стихийно складываются в ходе общения людей в процессе совместного существования и совместной деятельности и имеют цель регулировать отношения между людьми. Нормы административного права понимаются именно в последнем значении.

Сами административные нормы являются одними из важнейших норм в праве, т.к. в них содержатся правила поведения, связанные как с государством, так и с обществом. Взаимоотношения властных подразделений, институтов государства, взаимоотношения граждан с органами государственной власти, исполнение последними своих обязательств. Это и многое другое содержится именно в административно-правовых нормах. Административно-правовые нормы – неотъемлемая часть права, т.к. во многом регламентируют работу органов, обладающих государственно-властными полномочиями, они необходимы для нормального, полноценного функционирования общества и государства в целом. Существует множество различных норм, каждая из которых регламентирует свою область.

Цель курсовой работы – показать все многообразие административно-правовых норм, способность государства реализовать на практике и выявить некоторые проблемы, связанные с действием и существованием административно-правовых норм.

В учебной литературе по административному праву дается описание, классификация правовых норм, их действие и реализация на практике, а также проблемы, связанные с несовершенством системы права и рычагов государственного управления.



Понятие и особенности административно-правовых норм

Понятие нормы права

 

Норма права – это установленное или санкционированное государством (публичной властью) общее правило поведения, регулирующее определенный вид общественных отношений и носящих обязательный характер. [Ар. стр. 38].

Вообще, норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения и из этого понятия можно выделить следующие признаки нормы права:

1. Норма права является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление и воля государства.

2. Это общеобязательное правило поведения. Норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства.

3. Это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей.

4. Они формально определены. Эта определенность состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия.

5. Принудительность норм – наиболее специфическое свойство, отличающее эти нормы от иных социальных норм. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем только правового.

Каждая норма характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что норма права может оказывать свое регулирующие воздействие лишь в том случае, если она определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его воплощения в жизнь и мерами принуждения, применяемыми за несоблюдение этого правила. Структуру правовой нормы составляют следующие элементы: гипотеза, санкция и диспозиция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, определяющая условия ее применения и круг адресатов. Например, ст. 56 Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ».

Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая правило поведения общего характера, т.е. права, обязанности или запреты.

Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на меры принуждения, применяемые за несоблюдение данной нормы. Например, ст. 8.20 Кодекса об административных правонарушениях: «Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне РФ добытых минеральных и(или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно, - влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и(или) живых ресурсов и т.д.».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основание административного права – это административно-правовая норма. По своему юридическому значению норма права – это установленное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различными способами.

Административно-правовые нормы обеспечивают упорядоченность организации и функционирования всей системы исполнительной власти, устанавливают вариант должного поведения, имеют свои средства защиты, регулируют общественные отношения.

Особенностями административно-правовых норм является то, что создание их опосредовано деятельностью по установлению норм. Административно-правовые нормы, создаваемые органами исполнительной власти, помогают закона прямо действовать, т.е. для действенности закона его нормы должны быть опосредованы нормами административного права, но есть требования к административным нормам, которые должны соблюдаться: во-первых, нормы должны издаваться уполномоченными на то органами; во-вторых, они должны основываться на законодательстве.

В современном российском праве существует множество видов административных норм с различными основаниями классификации, например, по целевому назначению нормы делятся на регулятивные и охранительные, с учетом федеративного устройства нормы общефедеральные и субъектов РФ и т.д. Каждый вид несет свою цель и значение, в соответствии с которым они применяются на практике. Реализация административно-правовых норм – это использование их. Основными способами реализации являются применение и исполнение, иногда выделяют соблюдение и использование, но они являются составной частью применения.

В зависимости от видов административные нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. Так, например, федеральные нормы действуют на всей территории, а нормы субъектов только на территории субъектов. Некоторые нормы, особенно локальные, имеют определенный круг лиц.

Внешними формами выражения являются нормативные акты, имеющие систему, в зависимости от силы.

Существует также множество проблем, связанных с административными нормами. Во-первых, длительное время законодательная власть действовала формально и в силу этого она фактически подменялась исполнительной властью. В результате большинство административно-правовых норм создавались не законным путем, а органами общей компетенции. Во-вторых, существовало обилие ведомственных административных норм.

Процесс реализации в наше время Дале о идеального. Это обусловлено кризисом исполнительной власти, управленческой независимости многих органов исполнительной власти.

Но тем не менее проводятся реформы о устранению недостатков системы.



ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и особенности административно-правовых норм 5

1.1. Понятие нормы права 5

1.2. Понятие административно-правовых норм 6

1.3. Особенности административно-правовых норм 8

2. Виды административно-правовых норм 11

3. Административно-правовые нормы в российском праве. 14

3.1. Реализация административно-правовых норм. 14

3.2. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по круг лиц. 15

3.3. Формы выражения административно-правовых норм. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27



ВВЕДЕНИЕ

 

На данный момент времени в России проходит этап становления. Становления, преобразования всех сфер жизни. Для этого необходима прочная, справедливая и действующая правовая база. Переход от тоталитаризма к правовому государству обусловлен изменением системы и содержания права, органов государственной власти. Которые получат большую свободу, но одновременно и большую подотчетность обществу.

Административное право представляет собой одну из важнейших отраслей системы права России. Первоначальной единицей, кирпичиком административного права являются административно-правовые нормы.

Термин «норма» не однозначен. С его помощью, во-первых, обозначаются определенные статистические закономерности, существующие в природе и обществе. Эти нормы отражают объективную реальность вокруг нас. Во-вторых, термином «норма» обозначают правило поведения людей в обществе, которые создаются людьми, их социальными институтами или стихийно складываются в ходе общения людей в процессе совместного существования и совместной деятельности и имеют цель регулировать отношения между людьми. Нормы административного права понимаются именно в последнем значении.

Сами административные нормы являются одними из важнейших норм в праве, т.к. в них содержатся правила поведения, связанные как с государством, так и с обществом. Взаимоотношения властных подразделений, институтов государства, взаимоотношения граждан с органами государственной власти, исполнение последними своих обязательств. Это и многое другое содержится именно в административно-правовых нормах. Административно-правовые нормы – неотъемлемая часть права, т.к. во многом регламентируют работу органов, обладающих государственно-властными полномочиями, они необходимы для нормального, полноценного функционирования общества и государства в целом. Существует множество различных норм, каждая из которых регламентирует свою область.

Цель курсовой работы – показать все многообразие административно-правовых норм, способность государства реализовать на практике и выявить некоторые проблемы, связанные с действием и существованием административно-правовых норм.

В учебной литературе по административному праву дается описание, классификация правовых норм, их действие и реализация на практике, а также проблемы, связанные с несовершенством системы права и рычагов государственного управления.



Понятие и особенности административно-правовых норм

Понятие нормы права

 

Норма права – это установленное или санкционированное государством (публичной властью) общее правило поведения, регулирующее определенный вид общественных отношений и носящих обязательный характер. [Ар. стр. 38].

Вообще, норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения и из этого понятия можно выделить следующие признаки нормы права:

1. Норма права является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление и воля государства.

2. Это общеобязательное правило поведения. Норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства.

3. Это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей.

4. Они формально определены. Эта определенность состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия.

5. Принудительность норм – наиболее специфическое свойство, отличающее эти нормы от иных социальных норм. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем только правового.

Каждая норма характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что норма права может оказывать свое регулирующие воздействие лишь в том случае, если она определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его воплощения в жизнь и мерами принуждения, применяемыми за несоблюдение этого правила. Структуру правовой нормы составляют следующие элементы: гипотеза, санкция и диспозиция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, определяющая условия ее применения и круг адресатов. Например, ст. 56 Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ».

Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая правило поведения общего характера, т.е. права, обязанности или запреты.

Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на меры принуждения, применяемые за несоблюдение данной нормы. Например, ст. 8.20 Кодекса об административных правонарушениях: «Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне РФ добытых минеральных и(или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно, - влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и(или) живых ресурсов и т.д.».

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 144.