Николая I. Крымская война (1853-1856 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После смерти Александра I и отречения от престола Константина, второго сына Павла, в декабре 1825 г. новым императором стал третий сын – Николай I.

По словам В. О. Ключевского, «два обстоятельства оказали сильное воздействие на характер царствования: император не готовился и не желал царствовать, и он шел к нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск». Свою деятельность на троне новый император рассматривал как обязанность, как служебное поручение.

В день присяги императору 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышли революционные массы военных полков, возглавляемые военными революционерами из дворян. Жизнь царя и его семьи была в опасности.

В его правления – это эпоха крайнего самоутверждения самодержавной власти и недопущения революций.

Бюрократическая система в годы его правления достигла больших размеров, половину из них составляли военные.

В 1826 г. было создано новое государственное учреждение Его Императорского Величества канцелярия, состоящая из 6 отделений.

Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии – корпус жандармом, был орган политического сыска. В ведении корпуса было вызвано восстанием декабристов, в его функции входило пресечение «инакомыслия», борьба с революционными настроениями, литературная цензура, и цензура театрального репертуара.

В это время было уделено внимание проектам по крестьянскому вопросу министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева, который разрабатывал и внедрял меры по облегчению положению государственных крепостных крестьян. Однако эти проекты были проигнорированы помещиками.

Император был солидарен с министром просвещения С. С. Уваровым в том, что «крепостное право – это древо, оно осеняет и церковь, и престол, вырвать его с корнем невозможно». Министром было создана, так называемая теория «официальной народности» – «Самодержавие, православие, народность». Эта теория осеняла всю деятельность Николая I. Самодержавие – это единственно возможная для России форма правления. Православие – это глубокая религиозность русского народа. Народность – это духовная связь народа с монархом.

В то же время император уделял много внимания технической стороне развития российской экономики, развивал высшее и среднее техническое образование, привлекал иностранный капитал в промышленность, строил железные дороги.

По инициативе царя в стране началось строительство первой железной дороги Петербург – Царское Село-Павловск. В 1851 году состоялось открытие движения по всей Николаевской железной дороге (Петербург-Москва), которая на тот период была самой протяженной в мире, ее длина составляла 645 км, а средняя скорость на ней достигала 60 км в час. Благодаря железной дороге путь из Петербурга в Москву сократился до 12 часов.

В царствование Николая I была произведена кодификация (упорядочивание) российского законодательства. Этим вопросом занимался М.М. Сперанский. В 1830 г. было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи» (45 томов). В 1832 г. из этого собрания были выбраны только действующие законы и помещены в «Свод законов Российской империи» (15 томов).

В 1836 году император утвердил «Положение о компаниях на акциях». Это был первый в Европе общий закон об акционерных обществах.

Внешняя политика в правление Николая I состояла в расширении геополитического пространства России на Кавказе – это Русско-иранская война 1826-1828 гг., Кавказская война 1817-1864 гг.

И разрешение Восточного вопроса – это Русско-турецкая война 1828-1829 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.

 

Крымская война 1853-1856 гг.

Причины войны – это противоречия между Россией и Турцией из-за режима проливов, т.е. беспрепятственный проход российских торговых и военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы. Также помощь России в национально освободительном движении балканских народов в борьбе против Османской империи.

Поводом к войне получил религиозный спор между императорами Николаем I и Наполеоном IV из-за святых мест в Иерусалиме, между католической церкви Франции и православной России за ключи от Храма Рождества Христова в Вифлееме, одной из самых главный святынь христиан. Храм был воздвигнут на месте рождения Иисуса Христа. Палестина в это время была оккупирована Турцией и храм открывали турки. Турция ключи от храма передала Франции.

В ответ на этот факт, Николай I ввел войска в Дунайские княжества – это Молдавию и Валахию, находившиеся под вассальной зависимостью Турции. Турецкий султан в 1853 г. объявил войну России. За Турцией стояли европейские страны. Европа стала диктовать свои права нашему царю. В Крыму высадился 60 - тысячный десант франко-английских войск. В сентябре 1853 г началась осада Севастополя. Город героически сражался с войсками противника 11 месяцев. Больше продолжать войну нам стало невозможно, т.к. у нас не было современных судов, дальнобойных оружий, скорострельной артиллерии.

По результатам Крымской войны (1853—1856) Валахия и Молдавия были переданы под совместную опеку Османской империи и Конгресса Великих европейских держав.

       Итоги войны были подведены 6 марта 1856 г. в Париже уже при Александре II. По Парижскому мирному договору России был возвращен Севастополь в обмен на турецкую крепость Карс. Мы отказались от протектората над Дунайскими княжествами. Черное море было объявлено нейтральным. Россия и Турция лишались возможности иметь здесь военный флот и береговые укрепления. Международный престиж России в связи с поражением в этой войне был сильно подорван. Поражение России в Крымской войне подорвало международный престиж нашей страны.

В марте 1871 г., на состоявшейся в Лондоне конвенции (разновидность международного договора), мы смогли отказаться от условий Парижского мира, и стали снова иметь военный флот на Черном море.

России и Турции было разрешено иметь в Черном море любое количество военных кораблей, но сохранялся запрет на проход военных кораблей России через проливы, европейским кораблям разрешалось через проливы пропускать военные суда.

 

3.7. Общественная мысль России в первой половине XIX века. Движение декабристов: программные установки, выступление и значение. Западники и славянофилы, революционеры-демократы, А.И Герцен и крестьянский общинный социализм.

 

В истории общественно-политической мысли России XIX век занимает особое место. В эти годы особенно быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В 1825 г. наиболее дальновидные дворяне уже понимали, что необходимо освободить крестьян и учредить представительные органы власти.

Движение декабристов. Главной причиной зарождения декабристов стал кризис феодально-крепостнической, самодержавной системы.

После образования первых тайных обществ «Союз спасения» в 1816 г. в Петербурге и

1818 г. в Москве «Союз благоденствия» в 1821 – 1822 гг. возникли Южное и Северное общества дворянских революционеров.

 

В своих программах в течение всего существования у обществ имелись серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т. д. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П. И. Пестелем (Русская правда) и Н.М. Муравьевым (Конституция).

По Конституции Н. М. Муравьева, Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту – Народному вече.

По «Русской правде» П. И. Пестеля, Россия объявлялась Республикой, власть до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного верховного правления.

Оба проекта решительно выступали против крепостного права.

Представители Северного и Южного обществ планировали совместное выступление летом 1826 года. Но неожиданная смерть Александра I, случившаяся 19 ноября 1825 г. вынудила дворян начать революцию.

Александр I не оставил наследника, и по закону престол переходил к среднему брату Константину. Однако еще в 1822 г. Константин подписал тайное отречение от престола, которое хранилось в Синоде и Государственном совете. 12 декабря пришел ответ об отречении Константина, находившегося в Польше. На 14 декабря была назначена присяга Николаю, младшему брату.

План декабристов состоял в том, чтобы вывести революционные войска на Сенатскую площадь (где находились здания Сената и Синода) и не допустить сенаторов до присяги Николаю I. Руководителем восстания, был избран полковник гвардии князь Сергей Трубецкой, начальником штаба – Евгений Оболенский.

Предполагалось, что как только восставшие войска блокируют Сенат объявить правительство низложенным и провозгласить революционный Манифест к русскому народу, составленный К.Ф. Рылеевым и С. П. Трубецким. Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк и конный эскадрон должны захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, а Каховский должен убить Николая I.

На Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г. в 11 утра вышли несколько рот Московского полка. К восставшим обратился генерал-губернатор М. А. Милорадович с призывом вернуться в казармы и присягнуть Николаю I, но был смертельно ранен выстрелом Каховского. Численность повстанцев постепенно увеличивалась, однако не имея руководства (Трубецкой так и не явился на Сенатскую площадь), они продолжали стоять в ожидании. К этому времени Николай I, видя, что «дело становится серьезным, а бунт мог сообщиться черни», послал за артиллерией. В ответ на отказ декабристов сложить оружие начался картечный огонь. К 18 часам восстание было подавлено, погибло около 1300 человек.

29 декабря 1825 г. под руководством С. И. Муравьева-Апостола выступил Черниговский полк, но уже 3 января 1826 г. восстание было подавлено.

По делу декабристов было арестовано 316 человек (всего по делу декабристов проходило 579 человек, но по многим делам подозреваемых в причастности к заговору следствие велось заочно).

К смертной казни четвертованием, замененной повешением, были приговорены 5 человек (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, М.И. Бестужев-Рюмин), к отсечению головы, замененному ссылкой, – 31 человек.

13 июля 1826 г. состоялась казнь в Петропавловской крепости. При экзекуции у Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола оборвались веревки, но их повесили вторично.

На каторжные работы в Сибирь отправились 88 человек, в том числе С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, Н.М. Муравьев, И.Д. Якушкин и др. Всех осужденных построили в «боевое каре» во дворе Петропавловской крепости и лишили чинов и дворянских званий. Над ними ломали шпаги, срывали погоны и мундиры и бросали в костер.

Только в 1856 г. в связи с коронацией Александра II была объявлена амнистия.

В начале 30-х гг. XIX века появилось идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия – теория «официальной народности». Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф С. Уваров. В 1832 г. в докладе императору он выдвинул формулу «Православие, самодержавие, народность». В основе ее была точка зрения, что самодержавие – исторически сложившийся устой русской жизни; православие – нравственная основа жизни русского народа; народность – единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов.

В 40-х гг. XIX века в стране появилось такое идейное течение, как либерализм. Этот политический термин был создан во Франции для обозначения взглядов, разделяемых сторонниками конституционных свобод.

В России же носителями идей либерализма оказались представители дворянского сословия. Дворянская интеллигенция в начале и в середине Х1Х века представляла собой ту интеллектуальную элиту, которая не могла мириться с существованием крепостного права, и составляла оппозицию царизму, требуя реформ.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева, где прозвучала резкая критика не только современного состояния России, но и всей российской истории. В частности, автор писал: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, у нас нет традиции... стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…». Автор видел спасение России в использовании европейского опыта, в духовной свободе, отказе от крепостного права.

В размышлениях об исторической судьбе России, ее истории возникли два идейных течения 40-х гг. XIX века: западничество и славянофильство.

Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие другие. Наиболее выдающимися представителями западников были историки, юристы, писатели и публицисты: П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т. Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А. И. Герцен и В. Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы расходились в поисках путей развития страны.

Славянофилы, критикуя современную им Россию, еще более негативно относились к Европе. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией «официальной народности»). Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью славянофилы считали православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу», нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что его реформы стали началом движения России во всемирную историю. Поскольку Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, Россия должна заимствовать опыт Европы. Западники считали, что следует добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти.

Российские либералы весьма негативно относились к революции, признавая лишь реформистский путь решения основных социальных вопросов России. Либеральные идеи западников и славянофилов оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России путь в будущее.

Революционно-демократическое движение в России 30–40-е гг. XIX века – время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен.

Они резко выступали против теории «официальной народности», против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Но, признавая прогрессивность буржуазного строя в мировой истории, они отрицали прогрессивность буржуазного развития для России и выступали за переход непосредственно к социализму.

В крестьянской общине Герцен увидел «зародыш» социалистического будущего России. Его теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

В 1852 г. Герцен приехал в Лондон и в следующем году основал там Вольную русскую типографию. Он выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание газеты «Колокол».

Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который предсказал появление в общественном движении России разночинцев.

Н. Г. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения

Дата: 2019-04-23, просмотров: 176.