Если к заработкам наемных рабочих прибавить трудовые доходы фермеров и владельцев предприятий мелкого бизнеса, то в странах с развитой рыночной экономикой заработная плата достигает 80% национального дохода. Поскольку в заработной плате сконцентрированы интересы государства, работодателей и профсоюзов (как выразителей интересов работников), то их отношения становятся чрезвычайно сложными, переходящими в антагонистические (непримиримые). Последнее обусловлено двумя моментами.
Во-первых, субъекты рассматриваемых отношений еще полностью не осознали содержания своих интересов и тот факт, что их удовлетворение невозможно без взаимного согласования.
Во-вторых, появление негосударственного сектора экономики обострило отношения между работодателями и профсоюзами, аппарат и руководители которых рассматривают взаимоотношения предпринимателя и наемного работника как непримиримые.
На первый взгляд интересы государства, работодателей и профсоюзов не совпадают. Интересы профсоюзов заключаются в обеспечении полной занятости и максимальном увеличении заработной платы. Работодатели заинтересованы получить наибольшую прибыль при наименьших затратах. Уровень занятости населения для них должен быть также минимальным, так как это является условием успешной борьбы с профсоюзами, против их требований повышения заработной платы.
Более сложными являются интересы государства. Государство не может сегодня выступать сторонним наблюдателем борьбы профсоюзов и работодателей, так как это сопровождается социальными взрывами, снижением эффективности экономики на макроуровне, падением авторитета правительства.
Падение заработной платы ухудшает условия воспроизводства рабочей силы и снижает действие человеческого фактора в развитии экономики. Чрезмерный рост заработной платы нарушает диспропорцию между натуральным составом произведенного продукта и его денежным выражением, снижает размер прибыли работодателя. В первом случае правительство сталкивается с ростом цен и инфляцией. Во втором — со снижением заинтересованности работодателей в развитии производства.
Последствия принимаемых решений в области заработной платы каждый из субъектов отношений не может предвидеть в полной мере. Сиюминутная выгода через определенный период времени может обернуться потерей не только для него, но и для всех субъектов отношений. Увидеть последствия можно, взглянув на проблему из Центра. Это может сделать только правительство. Работодателям и профсоюзам это не под силу.
В вопросах регулирования заработной платы правительство должно выражать интересы всех субъектов отношений. Для их удовлетворения оно осуществляет следующие меры:
· разрабатывает тарифную систему для работников бюджетной сферы (в качестве обязательной) и для других предприятий — в качестве рекомендательной;
· устанавливает минимальную ставку заработной платы, обеспечивающую простое воспроизводство рабочей силы (работодатель не имеет возможности самостоятельно определить эту величину и выдержать ее в условиях рыночной конкуренции, у него всегдабудет стремление снизить размер заработков работников);
· регулирует с помощью налогов предельные размеры фонда потребления и индивидуальную заработную плату.
Среди трех субъектов отношений по поводу заработной платы профсоюзы могут быть самым сильным из них, благодаря своей массовости и возможности их влияния на сами отношения. Осознание профсоюзами своих интересов, их количественное определение, правильная оценка экономической и социальной ситуации создают условия для согласования общих интересов и, тем самым, — условия для развития экономики.
Трудовым кодексом РФ определено, что профессиональные союзы (или другие выборные органы работников предприятия) имеют право:
· согласовывать применение на предприятии норм труда (норм
выработки, обслуживания), а также порядок их пересмотра;
· осуществлять общественный контроль над правильностью их применения, защищать интересы работника в органах по рассмотрению споров, связанных с оплатой их труда;
· вносить в содержание коллективных договоров вопросы форм и систем оплаты труда на предприятии, принципов премирования различных групп работников, доплат за условия труда.
Работодатель защищает свои интересы с помощью тарифных соглашений (между отраслевым, территориальным профсоюзом, общественным объединением работодателей), коллективного договора (между работодателем и профессиональным союзом), а также через назначаемых в наблюдательные советы своих представителей. В целях обеспечения действия на предприятии всех функций заработной платы (стимулирующая, распределительная, оценки способностей работника к труду и уровня их фактического использования), работодателю необходимо:
· проектировать формы и системы заработной платы, соответствующие технологии и организации производства, характеру и со держанию труда, уровню профессиональной подготовки работников;
· организовывать систему аттестации работников и оценки результатов их работы;
· проектировать нормы труда и увязывать их с состоянием технологии и организации труда, со способностями работника к труду.
Верхние границы заработной платы сегодня определяет работодатель. Устанавливая ее величину, он должен исходить из следующих принципов:
1. Размер заработка не должен существенно отклоняться от цены рабочей силы на рынке труда (она определяется уровнем издержек на воспроизводство рабочей силы, спросом и предложением рабочей силы).
2. Заработная плата работника должна обеспечивать развитие способностей к труду и их наиболее эффективное использование.
3. Вложения в человека сегодня являются наиболее прибыльными.
4. Результаты дополнительных усилий работников в труде должны распределяться в их пользу.
5. Высокая заработная плата не является гарантией высокой трудовой активности работника. Он к ней привыкает, и стимулирующее воздействие снижается.
6.С целью поддержания стимулирующего эффекта заработной платы предусматривать ежегодный прирост ее размеров не менее чем на 2-3% .
Дата: 2019-05-28, просмотров: 161.