Совершенствование налоговой политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговая система России в настоящее время не только не находится на завершающем этапе своего реформирования, но нуждается в коренном преобразовании. НК РФ изобилует противоречиями, что допускает возможность уклонения от уплаты налогов. Формулировки статей НК РФ настолько запутанны, что зачастую возникают налоговые споры, разбираться с которыми приходится арбитражным судам. Причем нередко суды решают налоговые споры в пользу налогоплательщиков, что является свидетельством того, что даже некоторые работники налоговых органов неправильно понимают и применяют нормы налогового законодательства. Все это говорит о том, что налоговую систему нужно усовершенствовать.

Позволю себе высказать несколько предложений по совершенствованию налоговой политики в России.

Категории хозяйствующих субъектов.

Целесообразно все организации подразделять на следующие пять категорий:

коммерческие организации или предприниматели, которые не используют труд работников по найму или используют, но в количестве не более 10 человек, и годовой оборот (доход) которых составляет менее 1 млн. руб., целесообразно их вообще освободить от всех налогов. Они сами себя «кормят», и этого для государства должно быть достаточно.

коммерческие организации или предприниматели, годовой оборот (доход) которых составляет более 1 млн. руб., но не более 10 млн.руб. которые могут использовать труд работников не более 100 человек. Им необходимо всякое содействие, льготы, внимание. Им должно быть разрешено по своему выбору либо использовать общую систему налогообложения, либо применять какой-либо из специальных налоговых режимов. При переходе на специальный режим налогообложения в виде обобщенного налога, заменяющего три налога (НДС, НДФЛ, ЕСН), эти субъекты облагаются обобщенным налогом по ставке 10%.

коммерческие организации или предприниматели, годовой оборот (доход) которых составляет более 10 млн.руб., но не более 100 млн.руб. Их нужно освободить от мелочной опеки. При переходе на специальный режим налогообложения в виде обобщенного налога эти субъекты облагаются обобщенным налогом по ставке 20%.

коммерческие организации, годовой оборот которых составляет более 100 млн. руб., но не более 1 млрд. руб. При переходе на специальный режим налогообложения в виде обобщенного налога эти субъекты облагаются обобщенным налогом по ставке 30%.

коммерческие организации, годовой оборот которых составляет более 1 млрд. руб. В таких организациях следует ввести институт «налогпредов». Этот постоянный представитель налогового ведомства на предприятии должен обладать правом вето по отношению к любым решениям генерального директора, Совета директоров и финансовых служб организации, если, по его мнению, в результате выполнения этих решений бюджет государства недополучит налоговые поступления. При переходе на специальный режим налогообложения в виде обобщенного налога эти субъекты облагаются обобщенным налогом по ставке 30%.

Постепенный переход от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Он может совершаться путем отмены НДС и замены его на налог с продаж, путем исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль той части прибыли, которая направляется на расширение существующего производства, на инвестиции в новое производство, а также на благотворительность. Должно осуществляться налогообложение только той части прибыли, которая расходуется на выплаты физическим лицам.

Упрощение процедуры расчета налогов.

Исчисление налогов и контроль правильности исчисления и уплаты должны быть максимально простыми и осуществляться по данным бухгалтерского учета.

Отмена обязательной промежуточной отчетности.

Отмена налоговых и отчетных периодов меньших, чем календарный год.

Презумпция добросовестности.

Представление отчетности, сформированной по международным стандартам.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость требует серьезного пересмотра. При этом возможны три варианта.

1).НДС следует начислять как процентную долю от добавленной стоимости, определяемой по данным бухгалтерского учета. При этом книги покупок и книги продаж отменить, НДС с авансов не исчислять, в накладных и платежных документах не выделять.

2).НДС отменить и заменить его на новый налог с продаж, которым облагается только реализация товаров (работ, услуг) физически лицам.

3).Отменить НДС, налог на прибыль, НДФЛ и ЕСН и заменить их одним обобщенным налогом.

9. Налог на прибыль.

Установить две ставки: 24% для организаций, исчисляющих налог в соответствии с главой 25 НК РФ, и 35% для организаций, исчисляющих налог по данным бухгалтерского учета.

10.Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.

Следует снова ввести прогрессивную шкалу обложения этими налогами, увеличить необлагаемый доход на получателя дохода и на каждого из иждивенцев до прожиточного минимума и убрать ограничения на доход, по достижении которого вычет не предоставляется.

11. Реформировать прогрессивную ставку налога на имущество физических лиц.

12. С помощью повышающих коэффициентов повысить транспортный налог на владельцев транспортных средств, на владение вторым и последующими автомобилями, самолетами, яхтами и т.д.

13. Уплата всех налогов в один адрес одним поручением.

Итак, мною рассмотрены некоторые из наиболее значимых предложений по совершенствованию налоговой политики в нашей стране.

В заключение можно отметить следующее.

Эффективная налоговая политика во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

Таким образом, на сегодняшний день одна из главных задач заключается в том, чтобы сделать налоговую систему нашей страны понятной и предсказуемой для налогоплательщиков и в тоже время снять все еще сохранившиеся барьеры, которые ухудшают инвестиционный климат в России. Поэтому основные мероприятия в рамках налоговой политики должны быть направлены именно на достижение этой цели.

3.2. Совершенствование механизма налогообложения предприятия

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы, отсутствие должного стимулирования отечественных производителей, чрезмерное налогообложение прибыли, низкое налогообложение имущества и так далее. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее «придумать» какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рационное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

Естественное желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями решения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.

Без острой необходимости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влиянием той или группировки политиков или экономистов делается попытка совместить несовместимое, учесть все те предложения, о которых говорилось выше.

Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости создания научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует иметь ввиду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство.

Снижение налоговой нагрузки примерно на один процентный пункт ВВП в год. В сегодняшних, на наш взгляд, очень непростых условиях, это – важный элемент политики государства. Однако он не заменяет необходимости проведения всех других преобразований, которые начаты, но далеко не все доведены до конца. Это является одним из элементов создания конкурентной среды и инвестиционной привлекательности страны для бизнеса.

При решении этого вопроса необходима доработка налогового законодательства с целью устранения «налоговых дыр», допускающих сделки ради ухода от уплаты налогов.

Весьма важным является вопрос о трансфертном ценообразовании.

Назрела необходимость совершенствования налогового администрирования и по целому ряду других направлений. При этом следует иметь в виду, что в связи с административной реформой во многом перераспределяются функции и обязанности Министерства финансов РФ и налоговых органов по информированию налогоплательщиков, разъяснению спорных ситуаций и принятию нормативно-правовых актов. За налоговыми органам остается обязанность предоставлять налогоплательщикам информацию о действующих налогах и сборах, о правилах формирования налоговой базы по всем налогам, проводить налоговые проверки. Так же за налоговыми органами остаются функции по обобщению и анализу вопросов, вызывающих у налогоплательщиков проблемы при применении законодательства, и выработка конкретных предложений по их устранению.

Гораздо большую роль, чем раньше в налоговой сфере будет играть Министерство финансов России. За ним будут закреплены издание нормативно-правовых актов и разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, утверждение форм расчетов по налогам и сборам, форм налоговых деклараций и порядка их заполнения. Финансовым органам субъектов Федерации переданы аналогичные функции в части региональных и местных налогов и сборов.

Налоговым органам перейдет право предоставлять отсрочки и рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Федеральная налоговая служба имеет право, по согласованию с Минфином России, принимать решение об изменении срока уплаты налогов при наличии соответствующих оснований. При этом, возможно, будут отменены или значительно либерализированы действующие в настоящее время бюджетные ограничения на принятие таких решений. Иной порядок предоставления отсрочек предусмотрен в отношении государственной пошлины и налогов, контролируемых таможенными органами, а в части единого социального налога ходатайствовать о предоставлении отсрочки по платежам во внебюджетные фонды следует в эти фонды. С учетом перераспределения полномочий Минфин России и Федеральная налоговая служба завершают разработку механизмов тесного взаимодействия, максимально снижающих возможность излишнего вмешательства в функции друг друга.

Налоговое администрирование должно быть построено так, чтобы налогоплательщику было выгодно в полном объеме платить установленные законом налоги и обязательные платежи. Снижение налоговой нагрузки, изменение в лучшую сторону правил налогообложения позволяют государству ставить вопрос о строгом налоговом контроле. Наведение порядка в этой сфере является не столько даже фискальной задачей, сколько важным элементом создания равной конкурентной среды. Не секрет, что в условиях, когда ни налогоплательщики честно платят налоги, а другие имеют возможность уклониться от этой обязанности, у последней имеется неоспоримое конкурентное преимущество, которое рано или поздно ставит добропорядочных налогоплательщиков перед выбором: уйти с рынка или тоже перейти в разряд неплательщиков.

Налогоплательщик вправе рассчитывать на доброжелательное отношение со стороны налоговых органов, а многие процессуальные моменты должны быть уточнены так, чтобы не создавать чрезмерных трудностей с исполнением налогового законодательства.

Предлагается внести ряд важных уточнений в первую часть Налогового кодекса, а также в документы, регламентирующие деятельность налоговых органов. Подлежат уточнению правила истребования документов и сроки их представления, правила оформления результатов налоговой проверки и рассмотрения возражений и налогоплательщиков. Эти возражения должны рассматриваться специальными подразделениями налоговых органов, в которых сосредоточены лучшие методологи, а не теми инспекторами, которые проводили налоговую проверку. При этом налогоплательщики должны иметь возможность участвовать в обсуждении разногласий по существу, что позволит урегулировать многие вопросы в рамках досудебных процедур.

Более взвешенными должны быть и решения налоговых органов о взыскании налогов. В любом случае решение о доначислении значительных сумм налогов перепроверяться, в том числе вышестоящим налоговым органом, до направления их налогоплательщикам.

Предлагается совершенствование структуры налоговых органов, чтобы сократить расходы на их содержание и одновременно повысить эффективность работы. Будут создаваться специализированные инспекции для работы с определенными категориями налогоплательщиков, сотрудники которых будут иметь соответствующие профессиональные навыки.

Сегодня мы должны переходить на новый качественный уровень взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков.

В целом многолетняя работа над Налоговым кодексом завершается, но очевидно, что жизнь будет ставить все новые вопросы, на которые надо будет находить адекватные ответы.

Заключение

Исходя из проведенных мною исследований данной темы, я пришла к выводу, что основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально другой налоговой системе, соответствующей настоящей фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

Несомненно, нестабильность налогов мешает интегрированию российской экономики в мировую и еще более усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо построить справедливую и эффективную налоговую систему.

Список литературы

Новосельский, В. Налоговые факторы государственного регулирования // Экономист. // Ежемесячный научно практический журнал. – 2007 г. – № 5 - с. 17-21.

Швецов, Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // Вопросы экономики. – 2007 г. - №4. – с.140-145.

Саакян, Р., Трунин, И. Возмещение налога на добавленную стоимость при применении нулевой налоговой ставки // Вопросы экономики. – 2007 г. - №3. – с. 120-125.

Бурыга, Р., Кохно, П. Добавленная стоимость как целевой критерий // Экономист. – 2007 г. - №10 – с. 68-76.

Пеньков, Б. налоговый импульс экономического развития // Экономист. – 2005 г. – №6. – с.69-73.

Пансков, В. Новейшие коллизии налогообложения доходов физических лиц: суть и возможности разрешения // Российский экономический журнал. – 2007 г. – №1-2.

Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.: Учебник. - 2007 г.

Налоговые системы зарубежных стран // под ред. Князева В.Г., Черника Д.Г. – 2007 г.

Налоги и налогообложение // под ред. Черника Д.Г. – 2007 г.

Русакова, И.Г., Кашин, В.А., Толкушкин А.В и др. Налоги и налогообложение // Учебное пособие для вузов // под ред. Русаковой И.Г, Кашина В.А. – М.: ЮНИТИ. – 2000 г.

Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник 2-у изд. перераб. И доп. – М.: Дело. – 2006 г.

Петров, А.В. Все о поправках в налоговый кодекс РФ. – 2007 г.

Белоцерковская, Г.В. Какие расходы учитываются при налогообложении прибыли //Российский налоговый курьер. – июнь 2007 г. - № 12. – с. 22-26.

Даненова, Е.Г. Начисление НДС по операциям с иностранными партнерами // Российский налоговый курьер. – июнь 2007 г. - №11. –с. 24-29.

Скапенкер, М.Ю. Особенности исчисления НДС в 2007 г.: вопросы с издательского семинара // Российский налоговый курьер. – июнь 2007 г. – №12. – с. 20-31.

Тишина, Е.А. Налог на прибыль – 2008: советы практикам // Российский налоговый курьер. – февраль 2008 г. - №4. – с. 10-12.

Шаталов, С.Д. Налоговая партитура от Минфина России // Российский налоговый курьер. – февраль 2008 г. - №4. – с. 8-10.

Черевидская, О.Е. Командировки по России: как исчислить налоги //Российский налоговый курьер. – февраль 2008 г. - №4. – с. 38-46.

Григоренко, Д.Ю. Обсуждаем проблемы налогообложения прибыли // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. - № 6.

Вайтман, Е.В. Налоговая база за 2007 г. // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. – с. 51-52.

Осипов, Д.В. Налог на прибыль: анализ сложных ситуаций // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. - №5. – с. 18-22.

Андреев, И.М. Как рассчитывать ЕНВД с 1 января 2008 г. // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. - №5. – с. 30-34.

Мокрецов, М.П. Исполнение налоговых обязательств должно быть максимально упрощено для налогоплательщика // Российский налоговый курьер. – апрель 2008 г. - №7. – с. 10-14.

Полякова, М.С. Переходный период по НДС: что нужно сделать в 2008 году // Российский налоговый курьер. – апрель 2008 г. - №7. – с. 55-62.

Скапенкер, М.Ю. Издательский семинар по исчислению и уплате НДС // Российский налоговый курьер. – май 2008 г. - №9 – с. 22-26.

Котов, К.В. Советник государственной гражданской службы 2-го класса. Горячая линия: расчет НДФЛ в 2008 году // Российский налоговый курьер. – май 2008 г. - №9. – с.26-31.

Учебное пособие для студентов по специальности «Финансы и кредит» // под общ. ред. Ряховского Д.И. – 2006 г.

Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение. – 2007 г.

Гюльмагомедова, Г.А. Организация налоговых органов на современном этапе: автореф. дис. …канд. экон. наук / Гюльмагомедова Г.А. – Махачкала: Б. и. – 2007 г. –с.22.

Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. Г.Б.Поляна - -е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.

Налоги и налогообложение: Учебное пособие // под ред. Алиева Б.Х. – М.: Финансы и статистика. – 2006 г.

33 Бюджетная система РФ: учебник/ Н.Б.Ермасова. – М.: Высшее образование, 2009г.

34 Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008г.

35 www.consultant.ru

36 www.szrt.ru

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.