Налоги и дотации и их роль в регулировании рыночной экономики
Курсовая работа
Автор курсовой работы А.А.Ухтинская
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Саранск 2008
Данная курсовая работа содержит 51 листа, 3 рисунка, 12 таблиц, 36 использованных литературных источников.
НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДОТАЦИИ, НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Саранский завод «Резинотехника».
Цель работы – изучение теоретических аспектов налогообложения и дотаций, а также разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налогового механизма.
В процессе работы используется экономический анализ, метод сравнений, абстрактно – логический метод.
В результате исследования был проведен анализ налоговой системы современной России и предложены меры по устранению существующих недостатков и построению справедливой и эффективной налоговой системы.
ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра экономики и логистики
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентки 214 группы Ухтинской Анастасии Александровны
Теоретические аспекты налогов и налоговой системы
Виды налогов и их функции
Основные формы и методы осуществления налоговой политики
Понятие системы дотаций
Анализ системы налогообложения ОАО «Резинотехника»
Механизм формирования системы налогообложения
ОАО «Резинотехника»
Анализ налоговой нагрузки предприятия
Система дотаций Республики Мордовия
Пути совершенствования системы налогообложения
3.1. Совершенствование налоговой политики предприятия
3.2. Совершенствование налогового механизма предприятия
Заключение
Список использованных источников
Руководитель работы ________________________ М.А.Шорохова
Задание принял к исполнению ______________
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Затянувшаяся реформа налоговой системы – одно из препятствий эффективного развития экономики России, налоговая система которой создавалась практически заново. Было очень мало монографий, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.
В условиях трансформации социальных и экономических основ хозяйствования в России изменяется роль налоговой системы и возникает реальная потребность в использовании не только фискальной, но и регулирующей роли налогов. По мере развития системы налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Оно широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. Данная работа является актуальной ввиду того, что в нашей стране период становления налоговой системы не закончился. В работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей в настоящее время в России налоговой системы. Также приведены мнения некоторых российских ученых – экономистов относительно решения этих проблем, некоторый практический опыт в решении подобных проблем в разных странах.
Задача данной курсовой работы – проанализировать систему налогообложения ОАО «Резинотехники», систему дотаций Республики Мордовия.
Цель работы – изучение теоретических аспектов налогообложения и дотаций, а также разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налогового механизма.
Виды налогов и их функции
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Выделяют четыре функции налога. Это дает возможность выделить характерные особенности, присущие только данной функции, с тем, чтобы государство могло более активно использовать налоги как инструмент рыночного управления экономикой. Схематично функции налогов представлены на рис.1.1:
Рисунок 1.1 – Функции налогов.
Рассмотрим суть и каждую функцию налогов.
Фискальная функция является основной функцией налогов. Данная функция отражает фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключениях налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений. Эта функция обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения уклонения от их уплаты, привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну напрямую не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается и в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Таким образом, распределительная функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое отражение стимулирующая функция налогов. Ее функция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категорий и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность. Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например, посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции.
Следует отметить, что существует тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией. С фискальной и распределительной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется в обеспечении контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, контрольной и стимулирующей функции в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Оно неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер.
Таким образом, мы в праве сформулировать следующие выводы. Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Он является одновременно финансовой, экономической и правовой категорией. Сущность налогов проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
Заключение
Исходя из проведенных мною исследований данной темы, я пришла к выводу, что основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально другой налоговой системе, соответствующей настоящей фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
Несомненно, нестабильность налогов мешает интегрированию российской экономики в мировую и еще более усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо построить справедливую и эффективную налоговую систему.
Список литературы
Новосельский, В. Налоговые факторы государственного регулирования // Экономист. // Ежемесячный научно практический журнал. – 2007 г. – № 5 - с. 17-21.
Швецов, Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // Вопросы экономики. – 2007 г. - №4. – с.140-145.
Саакян, Р., Трунин, И. Возмещение налога на добавленную стоимость при применении нулевой налоговой ставки // Вопросы экономики. – 2007 г. - №3. – с. 120-125.
Бурыга, Р., Кохно, П. Добавленная стоимость как целевой критерий // Экономист. – 2007 г. - №10 – с. 68-76.
Пеньков, Б. налоговый импульс экономического развития // Экономист. – 2005 г. – №6. – с.69-73.
Пансков, В. Новейшие коллизии налогообложения доходов физических лиц: суть и возможности разрешения // Российский экономический журнал. – 2007 г. – №1-2.
Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.: Учебник. - 2007 г.
Налоговые системы зарубежных стран // под ред. Князева В.Г., Черника Д.Г. – 2007 г.
Налоги и налогообложение // под ред. Черника Д.Г. – 2007 г.
Русакова, И.Г., Кашин, В.А., Толкушкин А.В и др. Налоги и налогообложение // Учебное пособие для вузов // под ред. Русаковой И.Г, Кашина В.А. – М.: ЮНИТИ. – 2000 г.
Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник 2-у изд. перераб. И доп. – М.: Дело. – 2006 г.
Петров, А.В. Все о поправках в налоговый кодекс РФ. – 2007 г.
Белоцерковская, Г.В. Какие расходы учитываются при налогообложении прибыли //Российский налоговый курьер. – июнь 2007 г. - № 12. – с. 22-26.
Даненова, Е.Г. Начисление НДС по операциям с иностранными партнерами // Российский налоговый курьер. – июнь 2007 г. - №11. –с. 24-29.
Скапенкер, М.Ю. Особенности исчисления НДС в 2007 г.: вопросы с издательского семинара // Российский налоговый курьер. – июнь 2007 г. – №12. – с. 20-31.
Тишина, Е.А. Налог на прибыль – 2008: советы практикам // Российский налоговый курьер. – февраль 2008 г. - №4. – с. 10-12.
Шаталов, С.Д. Налоговая партитура от Минфина России // Российский налоговый курьер. – февраль 2008 г. - №4. – с. 8-10.
Черевидская, О.Е. Командировки по России: как исчислить налоги //Российский налоговый курьер. – февраль 2008 г. - №4. – с. 38-46.
Григоренко, Д.Ю. Обсуждаем проблемы налогообложения прибыли // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. - № 6.
Вайтман, Е.В. Налоговая база за 2007 г. // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. – с. 51-52.
Осипов, Д.В. Налог на прибыль: анализ сложных ситуаций // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. - №5. – с. 18-22.
Андреев, И.М. Как рассчитывать ЕНВД с 1 января 2008 г. // Российский налоговый курьер. – март 2008 г. - №5. – с. 30-34.
Мокрецов, М.П. Исполнение налоговых обязательств должно быть максимально упрощено для налогоплательщика // Российский налоговый курьер. – апрель 2008 г. - №7. – с. 10-14.
Полякова, М.С. Переходный период по НДС: что нужно сделать в 2008 году // Российский налоговый курьер. – апрель 2008 г. - №7. – с. 55-62.
Скапенкер, М.Ю. Издательский семинар по исчислению и уплате НДС // Российский налоговый курьер. – май 2008 г. - №9 – с. 22-26.
Котов, К.В. Советник государственной гражданской службы 2-го класса. Горячая линия: расчет НДФЛ в 2008 году // Российский налоговый курьер. – май 2008 г. - №9. – с.26-31.
Учебное пособие для студентов по специальности «Финансы и кредит» // под общ. ред. Ряховского Д.И. – 2006 г.
Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение. – 2007 г.
Гюльмагомедова, Г.А. Организация налоговых органов на современном этапе: автореф. дис. …канд. экон. наук / Гюльмагомедова Г.А. – Махачкала: Б. и. – 2007 г. –с.22.
Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. Г.Б.Поляна - -е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие // под ред. Алиева Б.Х. – М.: Финансы и статистика. – 2006 г.
33 Бюджетная система РФ: учебник/ Н.Б.Ермасова. – М.: Высшее образование, 2009г.
34 Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008г.
35 www.consultant.ru
36 www.szrt.ru
Налоги и дотации и их роль в регулировании рыночной экономики
Курсовая работа
Автор курсовой работы А.А.Ухтинская
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Саранск 2008
Данная курсовая работа содержит 51 листа, 3 рисунка, 12 таблиц, 36 использованных литературных источников.
НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДОТАЦИИ, НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Саранский завод «Резинотехника».
Цель работы – изучение теоретических аспектов налогообложения и дотаций, а также разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налогового механизма.
В процессе работы используется экономический анализ, метод сравнений, абстрактно – логический метод.
В результате исследования был проведен анализ налоговой системы современной России и предложены меры по устранению существующих недостатков и построению справедливой и эффективной налоговой системы.
ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра экономики и логистики
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентки 214 группы Ухтинской Анастасии Александровны
Теоретические аспекты налогов и налоговой системы
Виды налогов и их функции
Основные формы и методы осуществления налоговой политики
Понятие системы дотаций
Анализ системы налогообложения ОАО «Резинотехника»
Механизм формирования системы налогообложения
ОАО «Резинотехника»
Анализ налоговой нагрузки предприятия
Система дотаций Республики Мордовия
Пути совершенствования системы налогообложения
3.1. Совершенствование налоговой политики предприятия
3.2. Совершенствование налогового механизма предприятия
Заключение
Список использованных источников
Руководитель работы ________________________ М.А.Шорохова
Задание принял к исполнению ______________
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Затянувшаяся реформа налоговой системы – одно из препятствий эффективного развития экономики России, налоговая система которой создавалась практически заново. Было очень мало монографий, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.
В условиях трансформации социальных и экономических основ хозяйствования в России изменяется роль налоговой системы и возникает реальная потребность в использовании не только фискальной, но и регулирующей роли налогов. По мере развития системы налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Оно широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. Данная работа является актуальной ввиду того, что в нашей стране период становления налоговой системы не закончился. В работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей в настоящее время в России налоговой системы. Также приведены мнения некоторых российских ученых – экономистов относительно решения этих проблем, некоторый практический опыт в решении подобных проблем в разных странах.
Задача данной курсовой работы – проанализировать систему налогообложения ОАО «Резинотехники», систему дотаций Республики Мордовия.
Цель работы – изучение теоретических аспектов налогообложения и дотаций, а также разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налогового механизма.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.