Статьи импорта и видовой состав древесины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными видами древесины, которые Россия экспортирует в Китай, в числе прочих являются две хвойные породы – лиственница и сосна. Импорт круглого леса хвойных пород в 1999 г. составил 93% от общего объёма импорта брёвен из России. Из твёрдолиственных пород основная часть приходится на дуб и бук, согласно международной таможенной классификации. На протяжении 1995-99 гг. доля этих двух видов в импорте твёрдолиственных пород была достаточно высока, колеблясь от 33% до 72% в 1998 г. Объём импорта всех видов круглого леса твёрдых пород резко вырос после 1997 г., также как и импорт хвойных пород.

В поставках пиломатериалов из России в последние пять лет преобладали хвойные породы. Вместе с тем, доля пиломатериалов из твёрдолиственных пород составляла в разные годы от 8% до 53%. Бóльшая часть импортированной древесины была отнесена к «прочим твёрдолиственным породам». Следует отметить также, что объём импорта таких пород как дуб и бук стремительно увеличился после 1997 г.

В пересчёте на среднюю цену (долл. США / м3 = общая стоимость / общий объём) импортированной древесины брёвна и пиломатериалы из твёрдолиственных пород, ввозимые в относительно малых количествах, имели рыночную цену в два раза выше, чем продукция из древесины хвойных пород. Например, в 1999 г. весь «кругляк» хвойных пород, включая химически обработанный круглый лес, импортировался по ценам 135 и 58 долларов, соответственно. Аналогичная тенденция прослеживается и по пиломатериалам – твёрдые породы в 2-5 раз дороже хвойных. Особенно высока цена на «кругляк» и пиломатериалы из бука.



Правила импорта леса из России в Китай

 

Существует пять основных нормативов, регламентирующих импортно-экспортную деятельность, все они перечислены в Таблице 10. Кроме этого, взимаются таможенные тарифы на импорт (включая преференциальные и обычные тарифы), НДС и налог на потребление (для отдельных видов товаров). Импорт и экспорт леса и лесоматериалов осуществляется по общим правилам. Те нормы, которые касаются импорта брёвен, в целом не очень строги (табл. 10). Единственными требованиями являются проверка импортируемого товара и наличие импортных сертификатов для отдельных видов древесины.

Маньчжурия

Одним из главнейших пунктов, через которые осуществляется торговля между КНР и РФ, является г. Маньчжурия на северо-востоке АРВМ. Россию и Китай соединяет всего два железнодорожных пути, один из них, по которому курсирует поезд между двумя столицами, Москвой и Пекином, проходит через Маньчжурию. Второй - через г. Суйфэньхэ в пров. Хэйлунцзян. По причине высокой значимости таможня г. Маньчжурии отнесена к 1 классу, ей подчиняется две таможни 2 класса, одна из которых находится в г. Хайларе. В то же время, административно г. Маньчжурия (окружной уровень) подчиняется г. Хайлару (уровень префектуры). Однако хайларская таможня является небольшим подразделением вдали от границы и поэтому находится под управлением маньчжурской таможни. Ещё одна таможня в АРВМ – на погранпереходе в г. Приаргунске.

Маньчжурия является основным пунктом пропуска, через который ввозится наибольший объём леса. За ней следуют города Суйфэньхэ и Хэйхэ. Импорт сырья через этот пункт претерпел существенный рост - со 116.462 м3 в 1995 г. до 1.782.626 м3 в 1999 г. В телефонном разговоре с сотрудником маньчжурской таможни мы выяснили, что более 95% объёма приходится на перевозки через саму Маньчжурию, остальные 5% - на приаргунский переход. Город Хайлар находится на удалении от российско-китайской границы, поэтому в сводках хайларской таможни обычно не фигурирует импорт леса.

Суйфэньхэ

Пункт пропуска Суйфэньхэ находится на Северо-востоке провинции Хэйлунцзян. Как уже упоминалось, через него проходит один из двух железнодорожных путей, соединяющих Китай с Россией. Эта железная дорога – основной маршрут из КНР на российский Дальний Восток, обладающий богатыми лесными ресурсами. В настоящее время налажено пассажирское ж/д сообщение между г. Харбином (административный центр пров. Хэйлунцзян) и гг. Хабаровском и Владивостоком, маршрут которого проходит через г. Суйфэньхэ.

В г. Суйфэньхэ с 1998 г. действует две таможни 2 класса, одна обслуживает железнодорожный транспорт, а другая – автомобильный. Несмотря на близость расположения этих двух таможен друг к другу, таможенные власти решили разделить их по функциональному признаку с целью более точной идентификации грузопотоков, проходящих по железнодорожной и автомобильной магистралям.

Хэйхэ

Хэйхэ также является важным пунктом пропуска на российско-китайской границе, он находится примерно на середине хэйлунцзянского участка границы. Приграничная торговля в этой точке весьма активна, несмотря на отсутствие железнодорожного сообщения. С 1999 г. в г. Хэйхэ действует российско-китайский рынок лесоматериалов, способствующий развитию торговли в данной сфере. Занимая площадь 17 гектаров, этот рынок леса является крупнейшим на протяжении четырёхтысячекилометровой границы между КНР и РФ. В последние годы объём поставок через этот пункт пропуска также существенно вырос – с 1.923 м3 в 1996 г. до 98.675 м3 в 1999 г. Данный пункт пропуска не является пока крупным по абсолютному объёму перевозок, но имеет большой потенциал роста.

Хуньчунь

Город Хуньчунь находится на участке российско-китайской границы, проходящем по территории провинции Цзилинь (Гирин). Китай в этой точке граничит с самым южным уголком российского Дальнего Востока. Торговля лесом и другими товарами здесь не очень активна, отчасти по причине отдалённости, отчасти из-за плохих транспортных возможностей (отсутствие железнодорожного сообщения). Хуньчуньская таможня имеет ранг 2 класса и подчиняется таможне 1 класса в г. Чанчунь (административный центр провинции Цзилинь). Данные по импорту российского леса через таможню г. Хуньчунь включаются в статистику провинциального таможенного управления, после чего докладываются в Пекин.

Эрлянь

Эрлянь – один из основных пунктов пропуска, единственный на границе между КНР и Республикой Монголией, находится близ середины границы с Монголией, проходящей по АРВМ. Здесь же проходит единственная железнодорожная магистраль, соединяющая эти две страны. Ещё один пассажирский поезд Москва-Пекин, проходящий через территорию Монголии, пересекает границу именно здесь. Эрлянь является важным пунктом, через который осуществляется опосредованная торговля между КНР и Россией. В этом качестве Эрлянь занимает третье место среди пунктов пропуска по объёмам поставок российского леса. Согласно международной практике, в статистике импортных операций указывается страна-производитель, поэтому, несмотря на то, что закупаемый лес проходит через Монголию, он всё равно учитывается как российский. В Эрляне действует таможня 2 класса, подчиняющаяся таможне 1 класса в г. Хух-Хото, административном центре АРВМ. Всего под управлением таможни г. Хух-Хото действует две таможни 2 класса – в г. Эрляне и г. Баотоу. Последняя является небольшой таможней на удалении от границы.

Следует указать, что согласно информации, полученной в телефонном разговоре от сотрудника таможни г. Хух-Хото, 100% данных по торговле лесом относится к пункту пропуска в Эрляне, поскольку это единственный пункт пропуска на границе с Монголией. Из статистических данных следует, что Эрлянь занимает третье место по количеству пропускаемого российского леса после городов Маньчжурии и Суйфэньхэ. В 1999 г. через этот пункт пропуска было ввезено 21,7% от всего объёма закупленного в России леса (а в сумме три крупнейших пункта пропускают более 90%).

Алашанькоу

Алашанькоу – важный пункт пропуска на границе между Китаем и Казахстаном, бывшей республикой СССР. Он расположен на севере китайского северо-западного Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Через Алашанькоу проходит железная дорога, соединяющая две страны. Таможня Алашанькоу отнесена ко 2 классу и находится под управлением таможни г. Урумчи, столицы СУАР. Всего таможня 1 класса г. Урумчи управляет десятью таможнями 2 класса, в основном расположенными вдоль китайской границы с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Через Алашанькоу осуществляется опосредованная торговля с Россией [2. 116].

Дата: 2019-05-28, просмотров: 146.