Получение и систематизация информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Оперативную и корректную информацию о лесе и лесопользовании сегодня предложить не может никто. К примеру, расчетная лесосека составляется сегодня на основании данных 17-20-летней давности и не включает текущую информацию о пожарах. Читинское Управление лесами, органы таможенного контроля, комитет по статистике оперируют разными цифрами - объемы рубок и экспорта не совпадают. В области нет оперативной и слаженной системы контроля за несанкционированными рубками. Управление лесами сегодня в состоянии контролировать только «официальных» лесопользователей. Чтобы эффективно осуществлять контроль за самовольными рубками, нужны дополнительные ресурсы, главный из которых общественный контроль.

В связи с этим, интересно сопоставить данные таможенного управления по экспорту с официальными данными по отпуску древесины Управления лесами. Так, в 1999 г. при законном отпуске древесины 766,4 тыс. м3, 445,6 тыс. м3 – заготовлено населением, бюджетными и сельскохозяйственными организациями для собственных нужд. По данным таможенного управления, на экспорт ушло 546,9 тыс. м3. Это может означать, что часть экспорта обеспечена древесиной по незаконным рубкам, а часть транзитной через посредников. Либо бюджетные организации Читинской области действуют через организации-посредников [11. 152].

Участники рынка

 

Большую часть леса на рынок поставляют мелкие лесозаготовители. Весь рынок лесных материалов мелких лесозаготовителей ориентирован на Китай и на экспорт крупномерной круглой древесины. В 1999 г. при объеме экспорта в 546,9 тыс. м3 доля лесоматериалов распиленных, обработанных составила лишь 13,2 тыс. м3.

Интересен разброс цен – круглый пиловочник продается ими по цене от 18,4 до 47 долларов США. В 1999 году средняя цена на круглый лес у мелких заготовителей составляла 28,8 долларов США, а у крупных – 32,7 долларов США. Эти факторы способствовали тому, что лесной рынок Читинской области практически полностью подчинен интересам КНР.

В настоящее время число мелких лесопользователей приближается к 700. Заинтересованные в получении скорой прибыли (сверхприбыли), они не сориентированы на социальные и экономические вопросы развития Читинской области, охотно идут на поводу у покупателей. Мелкие лесопользователи меньше защищены законодательно, как правило, временные на участке леса, потому заинтересованы взять древесину, не участвуя в охране лесов и лесовосстановлении. Большая часть их сотрудничает с криминальными структурами, чтобы уклоняться от налогов.

Число крупных лесопромышленных компаний в Читинской области составляет около 10. Они арендуют участки по договорам на основе конкурсного отбора. Часть этих компаний ориентирована на поэтапное внедрение глубокой переработки древесины, социальную направленность и вопросы занятости населения. Так, компания «Эпос», на основе соглашения с Администрацией Читинской области обязана до 2003 года предложить 75% всех рабочих мест населению Улётовского района Читинской области. Предусмотрен рост повышения заработной платы работникам компании не ниже банковской ставки рефинансирования.

Компания «Рассвет» с годовым объемом заготовок 7,5 тыс. м3 в 1997 г. при численности рабочих 50 человек сейчас вышла на объем лесозаготовок 50 тыс. м3 в год при численности рабочих около 600 человек. Развивает социальную инфраструктуру (детский сад, школа, гостиница, магазины, кафе, СТО). Заработная плата в компании в 3,2 раза превышает сложившуюся среднюю по району.

Крупные лесопромышленные компании начинают развивать глубокую переработку древесины. Компания «Рассвет» к концу 2000 г. подвергает глубокой переработке 60% своей продукции, сориентирована на европейский и японский рынки. Крупные лесопромышленные компании эффективней ведут охрану лесов от пожаров, осуществляют воспроизводство лесов, применяют щадящие технологии в производстве. Деятельность этих компаний легко контролируется, по договорам они несут определенные обязательства, развивают налогооблагаемую базу.

Государственная политика сегодня направлена на поддержку скорее мелких предпринимателей. В области пока не существует программы стимулирования успешных предприятий лесного комплекса, хотя существует ряд апробированных способов стимулирования предприятий различных отраслей, в том числе предприятий ЛПК [9.171].

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.