С деятельностью мелких лесопользователей и вопросами регулирования лесного рынка связаны также незаконные вырубки и перерубы. Причем, первое проконтролировать сложнее.
Таблица 2
Данные по нарушениям правил лесозаготовительной деятельности
Год | Число зафиксированных нарушений | Объемы в кубометрах. | Выявлено нарушителей | Санкции | Объемы невыявленных нарушений в м3 |
1996 | 159 случаев | 5838,00 | 12 | Адм./53 | 908,00 |
1997 | 168 случаев | 5835,00 | 136 | Адм./23 | 1118,00 |
1998 | 293 случая | 6770,00 | 223 | Адм./6 Угол./3 | 2831,00 |
1999 | 570 случаев | 23200,00 | 405 | Адм./165 Угол./39 | 6052,00 |
2000 I-II кварталы | 370 случаев | 15136,00 | 292 | Адм./156 Угол./9 | 6573,00 |
За последние 5 лет прослеживается рост объема незаконных рубок, что связано с активизацией торговли древесиной и неэффективным государственным контролем. Реальные цифры, по всей видимости, выше, т.к. в таблице 1 приведено число только зафиксированных нарушений. Экспортировать ворованный лес может практически любой предприниматель, в том числе, не занимающийся лесозаготовительной деятельностью, так как основанием для экспорта леса является контракт, а не лесорубочный билет. Что привело в последнее время к неконтролируемому росту приемочных пунктов древесины. В одном только Петровск-Забайкальском районе Читинской области таких пунктов более 40. Причем, лесхозы, правоохранительные органы, местные администрации не имеют каких-либо законных оснований для проверки и предъявления санкций в случае обнаружения в приемочных пунктах незаконно добытой древесины.
Сложная социально-экономическая ситуация в Читинской области «провоцирует» местных жителей, зачастую «прибыль», полученная от незаконных рубок является их единственным источником существования. Это активно используется многочисленными предпринимателями и мелкими лесозаготовителями. Незаконно добытую древесину скупают у населения от 450 до 800 рублей за кубометр.
Мелкие лесопользователи и местное население дают 96% объема лесонарушений. Известны случаи, когда все жители поселка воруют лес, которые скупают предприниматели (пос. Подволок Читинского района) [6. 66].
2.4 Несогласованность федерального и местного законодательства
Отсутствие должного взаимодействия органов государственного контроля (Управления лесами, Госкомэкологии, Администраций разного уровня, органов таможенного контроля, Природоохранной прокуратуры, Управления внутренних дел) базируется на несовершенстве нормативно-правовой базы. Лесной закон и подзаконные акты, регулирующие лесные отношения, не согласуется с Гражданским, Уголовным, Административным, Налоговым Кодексом. Каждое ведомство действует в рамках своего правового пространства. Необходимы дополнительные нормативно-правовые акты субъекта Федерации, регулирующие лесные отношения (лицензирование, сертификация, порядок вывоза древесины за пределы области, разработка критериев эффективного лесопользования и др.).
Небольшой опыт в этом направлении в области есть. К примеру, в 1999 г. действовало Постановление Администрации Читинской области «О мерах по упорядочению деятельности по заготовкам, перевозкам и реализации древесины в Читинской области». По данному Постановлению на торгово-промышленную палату были возложены функции предоставления таможенным органам инспекционного отчета о законном происхождении, качестве, количестве и стоимости древесины. Однако Постановление действовало лишь в течение нескольких месяцев, и за несоответствием федеральному законодательству было отменено.
Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и, как следствие, отсутствие должного государственного контроля привели в настоящее время к чрезвычайной криминализации лесной отрасли. К настоящему времени в области незаконно заготавливают древесину не только одиночки, но действуют технически оснащенные и вооруженные бригады, способные за одну ночь добыть и вывезти до 250 м3 древесины. Деятельность таких бригад успешно покрывается отдельными представителями правоохранительных органов, чему был свидетель и автор данной статьи.
Наконец, государственная политика России в области природопользования, а именно, реорганизация органов государственного контроля и передача их функций природопользователю – Министерству природных ресурсов. Последствия такой политики мы ощущаем уже сейчас. Возросло количество правонарушений, специалисты прогнозируют рост объема незаконно срубленной древесины в 2-3 раза. Доля теневого сектора в лесопользовании, по оценке Забайкальского центра эколого-экономических исследований, в 1999 г. составила не менее 80%.
По всей видимости, в ближайшее время следует ожидать пересмотра природоохранного законодательства, благоприятного для хищнического и неконтролируемого использования природных ресурсов
В целом на рынке лесных товаров наблюдается стойкая тенденция увеличения заготовок древесины, в том числе незаконных. В 2000 году увеличилось количество арендаторов леса. Расширяется спрос на древесину других пород. Возрастает спрос на древесину в КНР, есть предложение о возможности передачи лесов Читинской области в концессию КНР.
Русский вопрос: «Что делать?»
1. Информация для принятия решений. Необходима оперативная и системная работа всех соответствующих учреждений и ведомств по сбору и анализу лесной информации: Лесная служба, Таможенные органы, Статистическое управление, Управление внутренних дел, Управление внешнеэкономических связей, налоговая инспекция и налоговая полиция, подразделения Администрации Читинской области, общественные экологические организации. Речь идет о создании отдельной структуры при Администрации области с соответствующим статусом, полномочиями, финансированием.
2. Развитие нормативно-правовой базы. Региональное и федеральное природоохранное законодательство «запаздывает» по отношению к реальной ситуации в регионе, в этом одна из причин отсутствия должного государственного контроля за использованием, сохранением и воспроизводством лесных ресурсов. На региональном уровне требуются решения и нормативные акты, которые входят сегодня в противоречие с федеральным законодательством. Нужна инициатива местной власти и общественности на региональном и федеральном уровнях.
3. Развитие системы общественного контроля – едва ли не самая актуальная задача сегодня. Когда проблема становится фокусом общественного внимания, власти вынуждены предпринимать действия для ее решения. Главные инструменты – открытая информация о лесе, о примерах коррупции и демонстрация успешного опыта участия общественности в принятии экологически значимых решениях.
4. Развитие международного сотрудничества в вопросах регулирования лесного рынка. Зарубежные организации имеют соответствующий опыт, который может быть применен в регионе (формирование экологически чувствительных рынков, общественные рыночные кампании, системы сертификаций и др.).
5. Расширение сети особо охраняемых природных территорий, в том числе через их резервирование. Законом Читинской области 1997 г. «Об особо охраняемых и резервных территориях» определено понятие резервных территорий, введен регламент их выделения, охраны и ответственности.
Лесная политика. Таковой сегодня не имеет Россия, тем более регионы. Между тем назревшие проблемы уже невозможно решать с помощью лишь одних природоохранных мер. В настоящее время мы все еще ориентируемся на получение скорой прибыли. Традиционно стоимостная оценка лесов основывается на стоимости древесины без учета других полезных функций леса: биологическое разнообразие, вода, воздух, туризм и пр. Читинская область нуждается сегодня в сбалансированной, долгосрочной программе, основанной на совершенно иных принципах лесопользования/природопользования, разработанной на основе общности интересов всех слоев общества и развивающей современную экономическую инфраструктуру территории [8. 311].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.