Факторный анализ рентабельности продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исходные данные для проведения данного анализа представлены в табл. 8-9.

 


Таблица 8 – Основные показатели деятельности предприятия ОАО «В»

Показатель Базисный период (0) Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период (1)
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг 85 085 87 280 96 008
Полная себестоимость реализованной продукции 73 932 60 131 79 128
Прибыль 11 153 27 149 16 680

 

Таблица 9 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции

Показатель прибыли

Факторы

Прибыль, тыс. руб.

Объем продаж Структура продаж Цена Себестоимость
П РП Уд Ц С  
П0 t0 t0 t0 t0 11 153
Пусл1 t1 t0 t0 t0 13 941
Пусл2 t1 t1 t0 t0 27 149
Пусл3 t1 t1 t1 t0 27 692
П1 t1 t1 t1 t1 16 680

 

Индекс объема производства составляет I=Vрп1/Vрп0=1,25.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 8 и 9.

 

 

Изменение рентабельности общее:

 

∆Rобщ=

 

В том числе за счет:

 

∆Rрп=Rусл1-R0=15,09-15,09=0

∆Rуд=Rусл2-Rусл1=45,15-15,09=+30,06%

∆Rц=Rусл3-Rусл2=46,05-45,15=+0,95%

∆Rс=R1-Rусл3=21,08-46,05=-24,97%

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж и уровня цен. Резкий рост стоимости ресурсов, и как следствие, рост себестоимости реализованной продукции на 18 997 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,97%.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Как уже было отмечено ранее, уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

По данным таблицы 10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки [15 c.223]:

 

 

Таблица 10 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Цена, руб

Себестоимость, руб

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

t0

t1

t0

t1

t0

tусл

t1

общее

В том числе за счет

цены себестоимости
А 5,0 6,0 4,0 4,8 25 44 25 - +19 -19
Б 3,1 3,7 2,6 3,1 19,2 42,3 19,4 +0,2 +23,1 -22,9
и т.д                    

 

Общее изменение рентабельности по изделию Б:

 

∆Rобщ= =19,4-19,2=+0,2%

 

В том числе за счет изменения:

1) среднего уровня отпускных цен ∆Rц= =42,3-19,2=+23,1%

2) уровня себестоимости продукции ∆Rс= =19,4-42,3=-22,9%

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, чтобы выявить какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности, и какие факторы на это повлияли.




Заключение

 

В настоящее работе проведен анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Проведенный анализ современной методической и учебной литературы по данной тематике выявил множество разнообразных подходов к рассмотрению поставленного вопроса. В ходе чего обнаружено, что не существует единой методики в рассмотрении данных аспектов. Автором данной работы рассмотрены и предложены основные методы анализа финансовых результатов.

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансового результата деятельности предприятия, изучение его видов, раскрытие задач анализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.

Существует множество различных показателей прибыли, но в результате проведенного анализа выявлено, что показателем, оказывающим наибольшее влияние на финансовый результат деятельности предприятия в целом, а, следовательно, имеющим первостепенное значение для анализа, является прибыль от основной деятельности, то есть прибыль от реализации произведенных товаров, оказанных услуг или проделанных работ.

Основными факторами, влияющими на величину данного показателя являются: объем произведенной продукции, ее структура, среднереализационные цены и себестоимость.

Также в работе изучено влияние факторов, оказывающих влияние на прочие показатели финансовых доходов и расходов предприятия.

Отдельно рассмотрены и проанализированы основные показатели рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность производственных активов. Проведен факторный анализ рентабельности продукции.

В практической части работы проведен анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия на основе представленной методики в теоретической части настоящей работы.

На примере конкретных показателей рассматриваемых предприятий проанализирована динамика прибыли и рентабельности за два последовательных года и изучены факторы, оказавшие влияние на изменение изучаемых показателей.

Выполняя предложенный анализ финансовых показателей деятельности, предприятия смогут не только знать по каким причинам и в какой степени изменились данные показатели, но и в дальнейшем, управляя данными факторами, управлять и финансовыми показателями, то есть регулировать полученные объемы прибыли, в том числе и в сопоставлении их с затраченными на это средствами.



Список литературы

 

1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред. проф. В. Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 617 с.

2. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М. 2004. – 366с.

3. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности организаций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Бачурин; Под ред. З. И. Аксеновой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

4. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2001. – 592 с.

5. Галочкина Л. Н. Экономика бизнес-процессов (в схемах и таблицах): учебное пособие / Л. Н. Галочкина, Н. А. Кипень. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технолог. ун-та, 2009. – 82 с.

6. Губина О. В., Губин В. Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 192 с.

7. Дыбаль С. В. Финансовый анализ: теория и практика: : Учеб. пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 336 с.

8. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие/ Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. – М.:ИНФРА-М, 1996. – 284с.

9. Ильенкова Н. Д. Анализ взаимосвязи спроса на продукцию и финансовых результатов деятельности предприятия. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997. – 47 с.

10. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб./Л. Т. Гиляровская [и др.]. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2008. – 360с.

11. Крылов Э. И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 720 с.

12. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060500 «Бухгалтерский учет, анализ» и 060400 «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 448 с.

13. Макарьева В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – 2-е изд., перераб. и доп. / В. И. Макарьева, л. В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.

14. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ: учебное пособие/ Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. – 5-е изд., перераб. – М.: КНОРУРК, 2006. – 224 с.

15. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 425 с.

16. Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 296 с.

17. Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие / Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. – М.: Инфра – М, 2008. – 256 с.

18. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общей редакцией А. Г. Грязновой, - М.: Финансы и статистика, - 2002г.

19. Хеддервик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий: Пер. с англ. /Хеддервик К; Под ред. Ю. Н. Воропаева. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.