Глава 2. Анализ рентабельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как учитывают ресурсы, затраченные на получение прибыли, то есть их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [15].

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции,

2. показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов,

3. показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.

Далее в табл. 3 рассмотрены основные показатели рентабельности [17 c. 196].

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп ) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

 

 


Таблица – 3 Показатели рентабельности

Показатели Расчет Назначение

Рентабельность отбельных видов продукции, всей товарной продукции и производства

(Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции)∙100%

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия

(Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции)∙100%
(Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств) ∙ 100%
Рентабельность реализации (продаж) (Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации) ∙ 100% Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации, т.е. характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности
Рентабельность активов (капитала) (Прибыль / Совокупные активы) ∙ 100 %

Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов

Рентабельность текущих активов (Прибыль / Текущие активы) ∙ 100%
Рентабельность чистых активов (Прибыль / Чистые активы) ∙ 100%
Рентабельность собственного капитала (Балансовая (чистая) прибыль / Собственный капитал) ∙ 100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит

 

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию

При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции, снятии с производства неэффективных изделий.

Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (Зинв):

 

 

Далее более подробно остановимся на анализе показателей рентабельности реализованной продукции или рентабельности продаж и на показателях рентабельности производственных активов.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.