Сертификация — это деятельность соответствующих органов управления по подтверждению соответствия продукции конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Сертификация продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.
Основными целями сертификации являются:
■ создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;
■ защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья в окружающей среды;
■ подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;
■ содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.
Обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.
Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.
Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном подтверждает надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой. Проведение добровольной сертификации организует изготовитель продукции.
Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.
Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация проводится сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.
При обязательной сертификации предприятию в соответствии с правилами системы сертификации выдается сертификат соответствия, который подтверждает соблюдение всех установленных требований к продукции, а при добровольной сертификации предприятие получает знак соответствия, который указывает, что продукция или услуги соответствуют требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа.
Процесс сертификации начинается со сбора и подготовки изготовителем (продавцом) продукции необходимых документов и подачи заявки на проведение сертификации. В заявке на проведение сертификации указываются реквизиты организации-изготовителя (продавца), наименование продукции, ее параметры, наименование и обозначение документации изготовителя (ТУ, стандарты и т.д.) и подтверждается соответствие продукции требованиям нормативных документов, вид сертификации (обязательная или добровольная) и предполагаемый номер схемы сертификации.Орган по сертификации продукции проводит анализ заявки и поступивших вместе с ней материалов.
Испытания образцов продукции проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с СТБ 941.0 – СТБ 941.3 на право проведения испытаний, предусмотренных в нормативных документах на сертифицируемую продукцию.
Отбор образцов проводится в соответствии с нормативными документами на продукцию в присутствии заявителя и оформляется актом. Испытания продукция проводятся на основании договоров, заключенных заявителем с испытательной лабораторией. Заявитель представляет отобранные в установленном порядке образцы и техническую документацию в испытательную лабораторию. По результатам испытаний составляется протокол, который направляется органу по сертификации продукции и заявителю независимо от результатов испытаний. При отрицательных результатах испытаний работы по сертификации прекращаются.
По результатам анализа состояния производства составляют акт, выводы которого учитываются при выдаче сертификата.
При обнаружении несоответствий работы по сертификации продукции приостанавливаются. После проведения корректирующих мероприятий заявитель представляет в орган по сертификации справку об устранении отмеченных несоответствий, на основании которой проводится повторная проверка.
28.Раскрыть сущность технического контроля на предприятии. Изложить требования к организации технического контроля на предприятии. Описать виды технического контроля.
Технический контроль - проверка соблюдения требований к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих его. Основной задачей технического контроля является обеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям.
Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизованно, через отдел технического контроля (ОТК). Аппарат ОТК состоит из:
- отдела технической приемки материалов, полуфабрикатов и изделий, поступающих от поставщиков;
- отдела цехового контроля (ВТК цеха);
- отдела контроля орудий производства;
- отдела испытания и сдачи готовой продукции;
- отдела по учету и анализу брака.
- центральной измерительной лаборатории (ЦИЛ) с контрольно-проверочными пунктами (КПП) в цехах,
- механической, металлографической и химической лаборатории.
В функции ОТК входят:
• контроль поступающих на предприятие со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива;
• контроль состояния оборудования и технического оснащения;
• контроль выполнения технологического процесса на всех стадиях изготовления продукции; контроль качества продукции; предупреждение, выявление и учет брака; установление причин брака;
• разработка мероприятий по устранению брака, рекламаций и улучшению качества продукции.
Основными требованиями, предъявляемыми к рациональной организации технического контроля, являются:
1) профилактичность, т. е. организация технического контроля с целью предупреждения выпуска некачественной продукции;
2) достаточная степень точности и объективности определения качества продукции и выявления брака;
3) оптимальные затраты труда и средств на проведение технического контроля;
4) широкое привлечение рабочих и специалистов к выполнению функций технического контроля.
Виды технического контроля
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.