МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ и оформлению
Отчета по ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКе
ПДП. Преддипломная практика (по профилю специальности)
для обучающихся по специальности
38.02.04. Коммерция (по отраслям)
Составитель Л. А. Перцева
Тюмень 2018
ПДП. Преддипломная практика (по профилю специальности): Методические указания по прохождению и оформлению отчёта по преддипломной практике для обучающихся по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям) / сост. Л. А. Перцева; ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса». – Тюмень, 2018.
Разработчики: Перцева Л. А., преподаватель высшей квалификационной категории
Одобрено | |||
на заседании ПЦК Экономики, управления и коммерции | |||
Протокол №1 от 31 августа 2018 г. | |||
Председатель ПЦК | |||
__________ Л. А. Перцева | |||
(подпись) | |||
СОГЛАСОВАНО
Руководитель структурного
подразделения (практического обучения)
________________ Л.А. Никулина
(Подпись)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Преддипломная практика (по профилю специальности) для студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) проводится на предприятиях и организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм, в которых есть возможность полностью выполнить все разделы программы, с применением экономических расчетов.
Продолжительность практики – 4 недели. Сокращение сроков практики не допускается. Если студент не успел выполнить программу практики в отведенные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, он проходит практику по индивидуальному плану.
Цель практики - приобретение обучающимися навыков формирования наиболее эффективных вариантов строения системы управления подразделением и организации его функционирования и развития, обеспечить возможность профессиональной деятельности выпускников в области организации управления трудовым коллективом, организации и проведения работ по товародвижению в производственных, торговых организациях, органах государственного, регионального и муниципального управления.
Основными задачами преддипломной практики (по профилю специальности) являются:
1. развитие профессионального мышления;
2. приобретение умений и навыков по компетенциям всех профессиональных модулей государственной программы;
3. отработка умений работы с нормативно-инструктивной базой;
4. проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;
5. ознакомление с принципами формирования коллектива, участие в производственном совещании.
В результате прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
приемки товаров по количеству и качеству;
составления договоров;
установления коммерческих связей;
соблюдения правил торговли;
выполнения технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации;
эксплуатации оборудования в соответствии с назначением и соблюдения правил охраны труда;
оформления финансовых документов и отчетов;
проведения денежных расчетов;
расчета основных налогов;
анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;
выявления потребностей (спроса) на товары;
реализация маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;
участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
анализа маркетинговой среды организации;
распознавания товаров по ассортиментной принадлежности;
оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями;
контроля режима и сроков хранения товаров;
соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;
В результате прохождения практики у обучающихся формируются следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
5.2. Менеджер по продажам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.
ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.
ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.
ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.
5.2.2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.
ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.
ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.
ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.
ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
5.2.3. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Студенты проходят практику в передовых предприятиях торговли Тюмени и Тюменской области, организационно-правовых форм, оснащенных современным оборудованием, применяющих передовые формы и методы торгового обслуживания.
Руководство студентами–практикантами возлагается на ведущего специалиста предприятия или его заместителя и оформляется приказом. Со стороны техникума эти задачи осуществляют преподаватели специальных дисциплин.
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, в организации. Кроме того, на студентов, зачисленных на рабочие штатные места, распространяется трудовое законодательство РФ и, они подлежат государственному социальному страхованию на ровне со всеми работниками.
Во время практики студенты выполняют все задания предусмотренной программой, накапливают копии первичных документов, учётных регистров, форм отчётности, составляют аналитические расчёты и делают заключения о результатах, а по окончании практики составляют отчет.
После прохождения практики студенту выдается характеристика, которая подписывается руководителем предприятия и руководителем практике от этого предприятия и приказ о прохождении практики.
Итогом преддипломной практики (по профилю специальности), является оценка, которая выставляется руководителем практики от учебного заведения, на основании наблюдения за самостоятельной работой практиканта, характеристики и предварительной оценки руководителя практики от организации.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
№ п/п | Наименование видов, разделов и тем практики | Количество часов | Количество дней |
1. | Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли: 1.Составление характеристики района деятельности торгового предприятия с учётом особенностей обслуживаемого населения; 2. Составление характеристики вида, класса и типа торгового предприятия. Участие в составлении договоров. 1.Оформление заказа и заявки; 2.Оформление договора поставки. | 6 | 1 |
2. | Участие в размещении товарных запасов на складе, их учёт и контроль за сохранностью. 1.Оформление товарно-сопроводительных документов: карточки учета ТМЦ, копии счетов-фактур, товарно-транспортных накладных. 2. Составление схемы торгового зала с учетом покупательских потоков. | 6 | 1 |
3. | Участие в приемке товаров, тары по количеству и качеству от различных поставщиков и ее документальное оформление. 1. Оформление акта о выявленных расхождениях в количестве и качестве товарно-материальных ценностей | 6 | 1 |
4. | Участие в составлении договоров. 1.Оформление заказа и заявки; 2.Оформление договора поставки. | 6 | 1 |
5. | Ознакомление с информационными, консультативными, посредническими услугами предприятия: 1. Составление перечня услуг, оказываемых торговым предприятием. | 6 | 1 |
6. | Участие в мероприятиях по подтверждению соответствия товаров нормативным требованиям 1.Составление схемы: этапы прохождения добровольной сертификации услуг торговли. | 6 | 1 |
7. | Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения: 1.Составление организационной структуры предприятия; 2.Разработка должностной инструкции специалиста коммерческой службы; 3.Оформление протокола производственного совещания. | 6 | 1 |
8. | Участвовать в мероприятиях по обеспечению рационального перемещения материальных потоков: 1.Оформление таблицы рейтинга поставщиков; 2.Составление заявки на закупку товаро – материальных ценностей. | 6 | 1 |
9. | Ознакомиться с правилами эксплуатация торгово-технологического оборудования: 1. Рассчитать коэффициенты использования установочной и экспозиционной площадей; 2.Ознакомиться и приложить инструкцию по технике безопасности. | 6 | 1 |
10 | Проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации. 1.Составление инвентаризационной описи. | 6 | 1 |
11 | Ознакомление с товарно-сопроводительными документами, правильностью их заполнения и хранения. 1.Предоставление отчета по продажам за предшествующий период (из программы автоматизированной системам управления продажами). | 6 | 1 |
12 | Определение основных экономических показателей работы организации, цены, заработной платы. 1.Составление таблицы анализа основных экономических показателей торгового предприятия за определенный период. | 6 | 1 |
13 | Изучение покупательского спроса и применение маркетинговых мероприятий по его формированию и стимулированию сбыта 1.Составление рекомендаций по улучшению деятельности предприятия. 2.Проведение опроса потребителей с целью выявления потребностей, формирования спроса и стимулирования сбыта товаров | 6 | 1 |
14 | Ознакомление с общей стратегией маркетинга предприятия, характеристика инструментов продвижения товаров и услуг торгового предприятия. Разработка мероприятий по расширению рынка продаж товаров: -участие в проведении маркетинговых исследований на предприятии; -составление схемы маркетинговых исследований на новые товары. Приложить к отчёту: -план маркетинга организации; -схему маркетинговых исследований на товары, ассортиментные перечни на товары. | 6 | 1 |
15 | Анализ факторов, влияющих на формирование сбытовой политики предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия. 1.Составление перечня критериев для оценки конкурентоспособности торговой организации. 1.Составление анкеты для оценки отзывов покупателей о деятельности предприятия. | 6 | 1 |
16 | Составление финансовых документов и отчетов 1.Составление алгоритма расчета покупателя на кассе. 2.Составление финансовых отчетов (финансовый план): -движение денежных средств; -баланс доходов и расходов; -расчет прибыли и убытков. | 6 | 1 |
17 | Ознакомление с ассортиментной политикой торговой организации. Определение показателей ассортимента, структуры ассортимента товаров – широты, полноты, новизны, устойчивости, коэффициента рациональности. Анализ ассортимента реализуемых на предприятии товаров и предложения по его оптимизации. 1.Составление ассортиментного перечня товаров. | 6 | 1 |
18 | Анализ организации процесса хранения на предприятии. Ознакомление с видами товарных потерь и определение естественной убыли. Анализ товарных потерь, образующихся в процессе хранения 1.Оформление акта на бой, порчу, лом товарно-материальных ценностей, подлежащих уценке или списанию. 2. Разработка мероприятий по предупреждению и снижению товарных потерь на предприятии | 6 | 1 |
19 | Ознакомление с организацией работы по оценке качества товаров. Проверка маркировки различных видов товаров, товарных знаков и заключение о соответствии их установленным требованиям. 1.Приложить фабричный маркировочный ярлык на товар. | 6 | 1 |
20 | Идентификация товара по ассортиментной принадлежности. Установление соответствия ассортимента товаров в партии. Оценка качества товара в соответствии с требованиями нормативных документов. Установление градации качества 1.Составление сравнительной таблицы оценки качества товаров. (5-6 наименований) | 6 | 1 |
21 | Анализ организации процесса хранения на предприятии. Контроль режима и сроков хранения и транспортирования товаров, обеспечивающих их сохраняемость. 1.Составление сравнительной таблицы обеспечения условий хранения товара. 2.Составление графика завоза товаров на данный торговый объект. | 6 | 1 |
22 | Количественная оценка основополагающих характеристик товара, проведение измерений. 1.Проведение проверки измерения товаров и правильности перевода внесистемных единиц измерения в системные. | 6 | 1 |
23 | Анализ наличия и правильности заполнения сертификата и декларации соответствия на товары, удостоверение его качества. 1.Приложить сертификаты соответствия на товары. | 6 | 1 |
24 | Защита отчёта | 6 | 1 |
Всего | 144 | 24 |
Вопросы к зачету по практике
1. Формирование торгового ассортимента по результатам анализа потребности в товарах.
2. Характеристика торгового предприятия: структура штата работников торгового предприятия, организация рабочих мест, классификация ассортимента по различным признакам.
3. Методика проведения наблюдений и опросов, виды и разновидности опросов.
4. Методы и средства стимулирования сбыта.
5. Виды покупательского спроса.
6. Методы покупательского спроса.
7. Причины, влияющие на соотношения спроса и предложения.
8. Приемка товаров по количеству и качеству.
9. Документальное оформление приемки: порядок составления актов на товары ненадлежащего качества, возврата некачественных товаров, претензии поставщикам.
10. Изучить порядок и сроки составления претензии поставщикам.
11. Ознакомиться с условиями и сроками хранения товаров и тары в магазине.
12. Ознакомиться с формами материальной ответственности и договором о материальной ответственности.
13. Ознакомление с лицензиями на различные виды деятельности и услуги.
14. Ознакомление с этапами и процедурой добровольной сертификации.
15. Составление заказов и заявок поставщику и их документальное оформление.
16. Изучение порядка и сроков заключения договоров с поставщиками.
17. Ознакомление с видами организационных структур предприятий.
18. Ознакомление с типами предприятий торговли.
19. Ознакомление со специализацией предприятий торговли.
20. Определение стиля и методов руководства.
21. Составление заявок и заявок поставщику.
22. Оформление ответов на претензии покупателей.
23. Проведение закупки и реализации товаров.
24. Ознакомление с принципами формирования коллектива.
25. Ознакомление с порядком приема и увольнения работников, с трудовой дисциплиной.
26. Соблюдение правил торговли.
27. Порядок проведения государственного контроля за соблюдением правил торговли.
28. Виды дополнительных услуг и их характеристика.
29. Принципы управления товарными запасами на предприятии, организация работы на складе.
30. Понятие товародвижения, его формы и характеристика.
31. Информационное обеспечение коммерческой деятельности.
32. Правила эксплуатации различных видов оборудования на предприятии.
33. Основы психологии и этики деловых отношений.
34. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности торговой организации.
35. Организация рекламной деятельности на предприятии.
36. Идентификация товара по ассортиментной принадлежности.
37. Организация работы по оценке качества товаров.
38. Организация процесса хранения на предприятии.
39. Классификация товаров по срокам хранения.
40. Виды товарных потерь и их документальное оформление.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТОВ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Общие требования:
1. Отчет по преддипломной практике должен быть оформлен в виде текста.
2. Отчет по преддипломной практике выполняется в текстовом редакторе MS Word для ПК на одной стороне листа бумаги формата А4, размером 210*297 мм, в соответствии со следующими требованиями:
- поля: слева 30 мм, справа 10 мм, снизу и сверху 20 мм;
- межстрочный интервал должен составлять 1,5;
- отступ текста от левой границы составляет 1,25;
- выравнивание текста производится по ширине;
- шрифт Arial – 12;
- нумерация страниц проставляется арабскими цифрами без знака «№» в центре нижней части листа без точки и начинается с раздела
«ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ», причём в расчёт принимается титульный лист;
3. Отчет по преддипломной практике переплетают или сшивают в папку. Папка должна иметь плотную обложку.
4. К отчету прилагаются: дневник по преддипломной практике, характеристика от предприятия, заверенная подписью руководителя и печатью организации (для отчета по преддипломной практике), гарантийное письмо (для преддипломной практики), договор на практику (для преддипломной практики), аттестационный лист.
5. Оценка по преддипломной практике выставляется на основании данных аттестационного листа (Приложение А), в котором содержатся сведения об уровне усвоения обучающимися профессиональных компетенций.
6. По окончании практики руководитель практики от организации составляет на обучающегося характеристику. В характеристике (Приложение Д) должны быть отражены: результаты выполнения программы практики, профессиональные и личные качества, уровень профессиональной подготовки.
Содержание
3.1 Заголовок «ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ» пишется прописными буквами и выравнивается по центру строки, второй лист отчета.
3.2 Заголовки (темы) следует располагать по центру строки - без точки в конце и без переносов, не подчеркивать, жирным не выделять.
3.3 Заголовки (темы) разделов и подразделов следует отделять от основного текста двумя межстрочными интервалами. Интервал между строчками заголовка – одинарный.
3.4 Текст разбивается на разделы, подразделы. Они должны иметь названия, четко и кратко отражающие их содержание. Разделы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Их номера состоят из номера раздела и порядкового номера, отдельного от номера раздела точкой, слова «раздел» и «подраздел» не пишутся, жирным не выделяются.
ПРИМЕР:
1 ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ
1.1 Текст текст текст
Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст.
1.2 Текст текст текст
Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст.
3.5 Расстояние между заголовком раздела и текстом, если заголовок подраздела отсутствует – два интервала (12 пт.)
Расстояние между заголовком подраздела и текстом – один интервал (6 пт.)
Расстояние между текстом и заголовком подраздела – два интервала (12 пт.)
3.6 Каждый структурный элемент, каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа (страницы).
3.7 Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов не должны выполняться в конце листа, необходимо, чтобы за ним следовало несколько строк текста.
3.8 Раздел должен заканчиваться текстом, последний лист раздела должен быть заполнен минимум наполовину.
3.11 В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
3.12 В тексте не допускается:
– применять обороты разговорной речи;
– применять для одного и того же понятия научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
– применять произвольные словообразования;
– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также установленными в данном документе;
– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковинах таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
Иллюстрации
4.1 Под иллюстрацией понимают графики, чертежи, схемы, рисунки, диаграммы, фотоснимки.
4.2 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы формата А4 белой бумаги.
4.3 Иллюстрации следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке.
4.4 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего документа. Если рисунок один, то он обозначается – Рисунок 1
4.5 Иллюстрации в студенческих работах следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе, например, «… в соответствии с рисунком 1».
Название под иллюстрацией включает:
- наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок»;
- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака «№» арабскими цифрами, нумерация сквозная;
- тематический заголовок иллюстрации;
- экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначаются цифрами, затем эти цифры выносят за рисунок, сопровождая текстом.
ПРИМЕР:
Рисунок 1- Наименование иллюстрации
В конце названия рисунка точка не ставится, если нет сокращения слова. Названия рисунков приводятся без отступов, выравнивание - по центру. До и после иллюстрации в тексте работы должны быть отступы 12 пт.
4.6 На рисунках должна быть только информация, которая помогает при чтении текста уяснить суть излагаемого вопроса. На одной странице документа можно помещать рисунки и текст. Рисунки располагают так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота документа. При невозможности выполнить это требование рисунки располагают так, чтобы для их рассмотрения документ можно было повернуть по часовой стрелке. Аналогично поступают при необходимости и с таблицами.
4.7 Каждая иллюстрация должна иметь заголовок, соответствующий содержанию рисунка (помещается над рисунком), и поясняющие данные (подрисуночный текст). Номер рисунка в этом случае помещают ниже поясняющих данных.
Таблицы
5.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей и оформляют в соответствии рисунком 5 и размещают по центру страницы без абзацного отступа.
5.2 Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, или, при необходимости, в приложении к документу.
5.3 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, точка в конце номера не ставится, например, Таблица 2
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, Таблица 1.
Рисунок 5 - Оформление таблицы
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Таблица А.2, если она приведена в приложении А.
Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица Б.1», если она приведена в приложении Б.
Слово «Таблица» выравнивается по левому краю таблицы.
5.4 Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева (первая буква прописная, остальные строчные), без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через дефис (тире).
5.5 На все таблицы должны быть ссылки в документе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например, «…в таблице 2.1».
5.6 Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
5.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки, подзаголовки граф следует указывать в единственном числе.
Допускается заголовки и подзаголовки таблиц выполнять через один интервал и применять размер шрифта в таблице меньше, чем в тексте.
Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
5.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
5.9 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название (заголовок), если оно есть, указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например – Продолжение таблицы 1.
Таблица 1- Характеристика красных соусов
Производные
Название | Подготовка наполнителей | Использование | |||||
1 | 2 | 3 | |||||
Продолжение таблицы 1
Производные
Название | Подготовка наполнителей | Использование | |||||
1 | 2 | 3 | |||||
Рисунок 6 – Оформление переноса таблицы на другую страницу
В каждой части повторяют головку таблицы.
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят (рисунок 6).
5.10 Таблицу с большим количеством граф (графы таблицы выходят за формат страницы) допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В этом случае в каждой части таблицы повторяется боковик.
5.11 Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяют головку таблицы в соответствии с рисунком. Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией (рисунок 7).
5.12 Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью в соответствии с рисунком 6.
Таблица 2
Наименование | Приготовление | Наименование | Приготовление |
Рисунок 7 – Оформление таблицы с небольшим количеством граф
Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах измерения (например, в рублях), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах измерения, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины, например, «Размеры в рублях», а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения других единиц физических величин в соответствии с рисунком 8.
Таблица 3 - Основные экономические показатели работы предприятия
В рублях
Показатели | 2005 год | 2006 год | Темп роста, % | Абсолютный прирост |
Товарооборот | ||||
Валовой доход | ||||
Издержки обращения | ||||
Прибыль | ||||
Рентабельность, в % |
Рисунок 8
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
5.8.13 Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.
При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 9.
5.14 Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу в соответствии с рисунком. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.
Таблица …
Наименование показателей | Значение | |
1 | ||
2 | ||
3 |
Рисунок 9
5.14 Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу в соответствии с рисунком. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.
Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными государственными стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например, D – диаметр, Н – высота, L – длина.
5.15 Ограничительные слова «более», «не более», «менее», «не менее» и др. должны быть помещены в одной строке или графе таблицы с наименованием соответствующего показателя после обозначения его единицы физической величины, если относятся ко всей строке или графе. При этом после наименования показателя перед ограничительными словами ставится запятая.
5.16 Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.
Приложения
6.1 В приложениях помещают материал, дополняющий текст документа, который при включении в основную часть загромождал бы текст, например, бланки документов, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, иллюстрации, фотоснимки и т. д.
6.2 Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
6.3 Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на форматах большего размера.
6.4 В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
6.5 Каждое приложение должно начинаться с новой страницы (листа) с указанием наверху с права страницы слова «Приложение».
6.6 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
6.7 Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
6.8 В случае полного использования букв допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
6.9 Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
6.10 Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
6.11 Формулы, иллюстрации, таблицы, помещаемые в приложения, должны нумероваться арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждым номером обозначения приложения, например: формула (А.1), Рисунок Б.3, Таблица В,1
|
Формулы и уравнения
7.1 Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения, в тексте работы должны быть отступы 12 пт.
ПРИМЕР:
Формула для расчёта:
| ||
НБ= ВД = БД * N | (1) | |
где | НБ – налоговая база по ЕНВД; ВД – вменённый доход. | |
Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки, используется сквозная нумерация формул.
Приложение А
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, ДИЗАЙНА И СФЕРЫ УСЛУГ
Приложение Б
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, ДИЗАЙНА И СФЕРЫ УСЛУГ
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
Дата | Описание выполненной работы | Часы | Макс. балл | Факт. балл | Оценка и подпись руководителя практики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20.04.19 | Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли: 1.Составление характеристики района деятельности торгового предприятия с учётом особенностей обслуживаемого населения; 2. Составление характеристики вида, класса и типа торгового предприятия. Участие в составлении договоров. 1.Оформление заказа и заявки; 2.Оформление договора поставки. | 6 | 4 | ||
22.04.19 | Участие в размещении товарных запасов на складе, их учёт и контроль за сохранностью. 1.Оформление товарно-сопроводительных документов: карточки учета ТМЦ, копии счетов-фактур, товарно-транспортных накладных. 2. Составление схемы торгового зала с учетом покупательских потоков. | 6 | 4 | ||
23.04.19 | Участие в приемке товаров, тары по количеству и качеству от различных поставщиков и ее документальное оформление. 1. Оформление акта о выявленных расхождениях в количестве и качестве товарно-материальных ценностей | 6 | 4 | ||
24.04.19 | Участие в составлении договоров. 1.Оформление заказа и заявки; 2.Оформление договора поставки. | 6 | 4 | ||
25.04.19 | Ознакомление с информационными, консультативными, посредническими услугами предприятия: 1. Составление перечня услуг, оказываемых торговым предприятием. | 6 | 4 | ||
26.04.19 | Участие в мероприятиях по подтверждению соответствия товаров нормативным требованиям 1.Составление схемы: этапы прохождения добровольной сертификации услуг торговли. | 6 | 4 | ||
27.04.19 | Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения: 1.Составление организационной структуры предприятия; 2.Разработка должностной инструкции специалиста коммерческой службы; 3.Оформление протокола производственного совещания. | 6 | 4 | ||
29.04.19 | Участвовать в мероприятиях по обеспечению рационального перемещения материальных потоков: 1.Оформление таблицы рейтинга поставщиков; 2.Составление заявки на закупку товаро – материальных ценностей. | 6 | 4 | ||
30.04.19 | Ознакомиться с правилами эксплуатация торгово-технологического оборудования: 1. Рассчитать коэффициенты использования установочной и экспозиционной площадей; 2.Ознакомиться и приложить инструкцию по технике безопасности. | 6 | 4 | ||
01.05.19 | Проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации. 1.Составление инвентаризационной описи. | 6 | 4 | ||
02.05.19 | Ознакомление с товарно-сопроводительными документами, правильностью их заполнения и хранения. 1.Предоставление отчета по продажам за предшествующий период (из программы автоматизированной системам управления продажами). | 6 | 5 | ||
03.05.19 | Определение основных экономических показателей работы организации, цены, заработной платы. 1.Составление таблицы анализа основных экономических показателей торгового предприятия за определенный период. | 6 | 4 | ||
04.05.19 | Изучение покупательского спроса и применение маркетинговых мероприятий по его формированию и стимулированию сбыта 1.Составление рекомендаций по улучшению деятельности предприятия. 2.Проведение опроса потребителей с целью выявления потребностей, формирования спроса и стимулирования сбыта товаров | 6 | 4 | ||
06.05.19 | Ознакомление с общей стратегией маркетинга предприятия, характеристика инструментов продвижения товаров и услуг торгового предприятия. Разработка мероприятий по расширению рынка продаж товаров: -участие в проведении маркетинговых исследований на предприятии; -составление схемы маркетинговых исследований на новые товары. Приложить к отчёту: - план маркетинга организации; - схемы маркетинговых исследований на товары, ассортиментные перечни на товары. | 6 | 5 | ||
07.05.19 | Анализ факторов, влияющих на формирование сбытовой политики предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия. 1.Составление перечня критериев для оценки конкурентоспособности торговой организации. 1.Составление анкеты для оценки отзывов покупателей о деятельности предприятия. | 6 | 4 | ||
08.05.19 | Составление финансовых документов и отчетов 1.Составление алгоритма расчета покупателя на кассе. 2.Составление финансовых отчетов (финансовый план): -движение денежных средств; - баланс доходов и расходов; - расчет прибыли и убытков. | 6 | 4 | ||
09.05.19 | Ознакомление с ассортиментной политикой торговой организации. Определение показателей ассортимента, структуры ассортимента товаров – широты, полноты, новизны, устойчивости, коэффициента рациональности. Анализ ассортимента реализуемых на предприятии товаров и предложения по его оптимизации. 1.Составление ассортиментного перечня товаров. | 6 | 5 | ||
10.05.19 | Анализ организации процесса хранения на предприятии. Ознакомление с видами товарных потерь и определение естественной убыли. Анализ товарных потерь, образующихся в процессе хранения 1.Оформление акта на бой, порчу, лом товарно-материальных ценностей, подлежащих уценке или списанию. 2. Разработка мероприятий по предупреждению и снижению товарных потерь на предприятии | 6 | 4 | ||
11.05.19 | Ознакомление с организацией работы по оценке качества товаров. Проверка маркировки различных видов товаров, товарных знаков и заключение о соответствии их установленным требованиям. 1.Приложить фабричный маркировочный ярлык на товар. | 6 | 5 | ||
13.05.19 | Идентификация товара по ассортиментной принадлежности. Установление соответствия ассортимента товаров в партии. Оценка качества товара в соответствии с требованиями нормативных документов. Установление градации качества 1.Составление сравнительной таблицы оценки качества товаров. (5-6 наименований) | 6 | 4 | ||
14.05.19 | Анализ организации процесса хранения на предприятии. Контроль режима и сроков хранения и транспортирования товаров, обеспечивающих их сохраняемость. 1.Составление сравнительной таблицы обеспечения условий хранения товара. 2.Составление графика завоза товаров на данный торговый объект. | 6 | 4 | ||
15.05.19 | Проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке и срокам хранения. 1.Проведение проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации хранения товаров. | 6 | 4 | ||
16.05.19 | Количественная оценка основополагающих характеристик товара, проведение измерений. 1.Проведение проверки измерения товаров и правильности перевода внесистемных единиц измерения в системные. | 6 | 4 | ||
17.05.19 | Анализ наличия и правильности заполнения сертификата и декларации соответствия на товары, удостоверение его качества. 1.Приложить сертификаты соответствия на товары. | 6 | 4 | ||
Итого: | 144 часа | 100 |
Содержание объемов выполненных работ подтверждаю.
Руководитель практики:
(Мастер производственного обучения): ___________________/ /
(Ф.И.О.) (подпись)
Место
Печати
Обучающийся получает:
- оценку «Удовлетворительно» при набранном количестве баллов от 61 до 75;
- оценку «Хорошо» при набранном количестве баллов от 76 до 87;
- оценку «Отлично» при набранном количестве баллов от 88 до 100.
Тематика практических работ
| ||
1 Идентификация вида, класса и типа организации. 2. Управление товарными запасами и потоками, организация работы на складе. 3. Участие в приемке товаров, тары по количеству и качеству от различных поставщиков и ее документальное оформление. 4. Установление коммерческих связей с деловыми партнёрами, заключение договоров и контроль за их выполнением. 5. Ознакомление с основными и дополнительными услугами оптовой и розничной торговли. 6. Проведение мероприятий по подтверждению соответствия товаров нормативным требованиям. 7. Ознакомление с методами, средствами и приемами менеджмента, делового и управленческого общения в коммерческой деятельности. 8. Использование методов и приемов статистики для решения практических задач коммерческой деятельности. 9. Применение логистических систем, а также приемов и методов закупочной и коммерческой логистики. 10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование. 11. Контроль результатов и планирования коммерческой деятельности, проведение учетов товаро-материальных ценностей. 12. Оформление, составление и хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных документов. 13. Использование методов микроэкономического анализа при изучении показателей работы предприятия. 14. Определение основных экономических показателей работы организации. 15. Изучение покупательского спроса и применение маркетинговых мероприятий по его формированию и стимулированию сбыта 16. Ознакомление с общей стратегией маркетинга предприятия, характеристика инструментов продвижения товаров и услуг торгового предприятия. 17. Проведение маркетинговых исследований рынка, разработка и реализация маркетинговых решений. Разработка мероприятий по расширению рынка продаж товаров. 18. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия при осуществлении коммерческой деятельности. 19. Определение показателей ассортимента, структуры ассортимента товаров – широты, полноты, новизны, устойчивости, коэффициента рациональности. Анализ ассортимента товаров и предложения по его оптимизации. 20. Анализ организации процесса хранения на предприятии. Ознакомление с видами товарных потерь и определение естественной убыли. 21. Ознакомление с организацией работы по оценке качества товаров. Проверка маркировки различных видов товаров, товарных знаков и заключение о соответствии их установленным требованиям. 22. Идентификация товара по ассортиментной принадлежности. Оценка качества, диагностика дефектов. 23. Количественная оценка основополагающих характеристик товара, проведение измерений. 24. Анализ наличия и правильности заполнения сертификата и декларации соответствия на товары, удостоверение его качества. | ||
Выводы |
| |
Приложения |
| |
Тематика практических работ выступает содержанием отчета по практике.
Приложение В
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, ДИЗАЙНА И СФЕРЫ УСЛУГ
Приложение Г
Образец
ООО «КЕГА» кафе 37
г. Тюмень, ул. Ленина 37 тел. 234-234
Директору ГАПОУ ТО
«Тюменский техникум
индустрии питания,
коммерции и сервиса»
М.А. Галаниной
Приказ
Я, директор ООО «КЕГА», кафе 37 Соболев Валерий Павлович, приказываю обеспечить прохождение преддипломной практики (по профилю специальности) специальности / профессии 38.02.04 Коммерция (по отраслям) с «20» апреля по «18» мая 2019 года, обучающегося ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» группы КМСз -16-11-1 заочного отделения Ф.И.О (студента)
Директор _______________________В.П. Соболев
Приложение Д
Выполняется на фирменном бланке организации – базы производственной практики
ХАРАКТЕРИСТИКА
На обучающегося ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» ______________________________________
(Ф.И.О. )
Группы КМСз -16-11-1
Специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
(код и наименование специальности)
Проходившего(ей) практику с «20» апреля 2019 г. по «18» мая 2019 г.
на базе _________________________________________________________________
(название организации)
по преддипломной практике
(вид производственной практики)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ и оформлению
отчета по ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКе
Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.