В каббале, как мы уже привыкли, почти по каждому поводу существует несколько теорий. И теория возникновения Мира не исключение. Их тоже несколько. И, как вы уже догадались, никто не знает какая из них верная.
Одна из таких теорий изложена в «Трактате об эманациях с левой стороны» Рабби Исаака ха-Каэна. Из неё проистекает ещё одна концепция существования Ситра Ахра.
Привожу эту теорию в моём вольном изложении. Уже существовали Сефиры Кетер, Бина и Хокма. Некий Бог (возможно, это зачатки Сефиры Даат – Разума) решил создать весь остальной Сефирот. Для этого ниже Сефиры Бина была создана Сефира Гебура, не уравновешенная ничем.
Оставшийся мир, таким образом, оказался построенным на принципе исключительно разделения, разобщения, ничем не сдерживаемого расширения и, самое главное, ничем не ограниченного зла и жестокости.
Управлял им некий Камтиэль, который в конце концов тоже подвергся действию принципа разрушения и перестал существовать. А весь этот «мир» вместе с Гебурой тоже вернулся в первоисточник – в Сефиру Бина.
Затем была предпринята вторая попытка создания мира. Новым миром управлял Белиал. Этот мир оказался ещё более жестоким и закончил своё существование так же точно, как и первый мир.
Третья попытка тоже была неудачной. Третьим миром управлял Иттиэль, у которого хватило наглости замахнуться на всё Дерево Жизни в том его состоянии, в котором оно тогда пребывало. Он решил его срубить. В результате Дерево Жизни устояло, а третий мир тоже перестал существовать.
Четвёртый мир уже был создан с учётом ошибок всех предыдущих. Анализировать, абстрагироваться, учитывать предыдущие ошибки и делать выводы – это свойство разума. Значит, Сефира Даат к этому времени уже сформировалась.
При создании четвёртого мира уже был использован принцип равновесия между силами Гебура и Хесед. Поэтому этот мир до сих пор и не развалился.
Однако, не всё прошло так гладко. Третий мир не был разрушен без следа. Некоторые его осколки уцелели, упорядочились, и теперь представляют собой весь Клифот - обратную сторону Дерева Жизни.
А энергию для существования Клифот поддерживают некие «Божественные искры», которые туда случайно попали во время процесса очередного творения. По авторитетному мнению каббалиста Исаака Лурия, этих искр ровно 288. До сих пор никто не знает, как Исаак умудрился их сосчитать, или в результате каких расчётов он получил эту цифру. Перед нами ещё одна тайна каббалы.
Это, безусловно, интересная теория, вполне имеющая право на существование. Но вот только с «искрами» что – то не то. На мой взгляд источник, поддерживающий существование Клифот, несколько иной – тот, который описан разделом выше.
Не исключено, что Исаак Лурия сумел войти в состояние, которое позволило ему на самом деле пролезть в Клифот и наблюдать там некие «искры».
Входить в такие состояния Исааку было не в первой. Этого раввина один раз так «накрыло» на берегу Нила, что потом к нему стал очень часто являлся покойный пророк Элияху.
Мне всё же кажется более вероятным, что Исаак Лурия наблюдал флюктуации, описанные мною выше, в подразделе «Второе мнение о происхождении Ситра Ахра».
Но, тем не менее, эти «искры» так впечатлили Исаака, что, описывая их сущность, он чуть не совершил переворот во всей каббале.
Вот, вкратце, его учение, которое даёт ещё один взгляд на образование Ситра Ахра.
Исаак Лурия ввел несколько важных понятий. Одно из них – «Цимцум». Я уже упоминал об этом понятии в Главе «Христианство и каббала».
Изначально был, как известно, только Айн Соф, которому негде было творить. Цимцум создаёт как бы «пространство без Бога», чтобы Богу было где создавать Мир. Бог сам создал это «пространство без себя» для того, чтобы реализовать свою идею творения.
Ну как, читатель, вы прониклись идеей? То пространство, где мы с вами находимся, оказывается, не содержит Бога, а содержит только его творение.
Итак, образовалась пустота где нет Божественного Света и Бога вообще. По – еврейски она называется «Техира».
Потом в этой «Техире» нужно было начинать творение. Для этого в неё была направлена особая «тонкая черта» божественного света, которая сформировала там 10 Сефирот и зачатки каналов, их соединяющих.
Но это были не те 10 Сефирот, которые существуют сейчас. То, что тогда получилось, в Лурианской каббале называется «Адам Кадмон». (на иврите אדם קדמון – «первоначальный человек».) Не путать с Библейским Адамом!
Адам Кадмон был не просто человек – он как бы содержал в себе весь Сефирот. Каббала устанавливает точное соответствие между его частями тела и высшими Сефирами.
Далее этот Адам Кадмон, или, точнее, «старое Дерево Жизни», принимая и трансформируя «Божественный свет», делал это не очень хорошо. Свет несколько «рассеивался», и поэтому Сефирот не мог существовать как единый уравновешенный механизм.
Поскольку такое дело богу не понравилось, он решил прекратить рассеивание, и собрать весь свой божественный свет в три сосуда высшей триады Сефирот. Но и тут что – то пошло не так. Свет стал ниспадать в семь нижних сосудов – Сефир, да так быстро, что они развалились.
Освободившийся божественный свет разделился. Часть ушло обратно к «творцу», а часть осталась в виде этих самых 288 «искр» или «лучей».
Есть мнение (отличное от мнения Исаака Лурия), что именно эти осколки сосудов – Сефир образовали Клифот, а оставшиеся «божественные искры» до сих пор поддерживают своей энергией его существование.
Далее начался обратный процесс восстановления Мира, который получил название «тиккун». Он заключается в поиске этих «искр». В частности, Мессию евреи ждут именно для этого – собрать искры и уничтожить, таким образом, весь Клифот.
Ну а почему же у Исаака Лурии были проблемы с учением и полный переворот в каббале ему совершить не удалось? Да потому, что из него следовало, что не кто – нибудь, а сам Бог попробовал что – то сделать, а у него не получилось!
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.