Вопрос 25. Творчество Ч. Диккенса в 50-ые и 60ые годы: общая характеристика романов (Дэвид Копперфилд, Холодный дом, Тяжелые времена, Большие ожидания – один по выбору)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Творческую эволюцию Диккенса следует рассматривать в неразрывной связи с эволюцией мировосприятия писателя. В творческом развитии Диккенса можно наметить четыре этапа:

1834-35 – 1842-ой годы;

1843 – 1848-ой годы;

1849 – 1859-ый годы;

1860 –1870-ый годы.

50-е годы, составляющие третий этап, характеризуются углублением сатирической тенденции в творчестве Диккенса и созданием романов, изображающих наиболее широкую картину социальной жизни современной Англии. Этот новый этап открывает такой роман, как «Дэвид Копперфилд» (1849 – 1850), который нельзя назвать в полном смысле этого слова социальным. Наиболее типичные произведения этого периода – романы «Холодный дом» (1852), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1856) – крупнейшие социальные полотна великого представителя английского критического реализма. Одновременно в творчестве Диккенса зреет и новая тенденция, она получает наиболее четкое выражение в его произведениях последующих лет. Писатель уделяет больше внимания запутанной интриге, осложненному сюжету, тяготеет к необычным и волнующим фабульным и психологическим ситуациям. Заметная в больших социальных романах 50-х годов (особенно в «Холодном доме» и «Крошке Доррит»), эта тенденция уже явственно выступает в новеллах и рождественских рассказах Диккенса тех лет («Крушение золотой Марии», «Рецепты д-ра Мериголда», «Чей-то багаж» и т.п.). Переходом к последнему этапу в творческом развитии писателя служит его исторический роман «Повесть о двух городах», содержащий в себе как черты произведений третьего периода, так и черты характерные для «позднего Диккенса».

В романах 1860-х годов – «Большие ожидания» (1860), «Наш общий друг» (1863), «Тайна Эдвина Друда» (1870) – хотя и содержаться еще элементы социального критицизма, заметно, однако, углубление творческого кризиса писателя, мотивы упадка. Писатель постепенно отходит от

художественного разрешения коренных вопросов современности. Его все больше привлекает редкое и исключительное, которое изображается за счет типичного, все больше интересует раскрытие психологии героев, при этом такой, в которой выступает отклонение от нормы. Предельного выражения эта тенденция достигает в неоконченном романе «Тайна Эдвина Друда». В целом можно сказать, что произведения Диккенса 60-х годов уже не достигают той художественной силы, которой обладают его книги предыдущих лет.

В истории становления и развития английского реализма роман Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд» (1849—1850) занимает особое место. Наряду с такими зна-менитыми произведениями писателя, как «Холодный дом» и «Крошка Доррит», этот роман знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев.

«Дэвид Копперфилд» — первый и единственный опыт писателя в жанре автобиографического романа. И хотя он сам неизменно опровергал указания критики на автобиографичность романа, «Дэвид Копперфилд» все же является художественно воссозданной биографией писателя с детства до 1836 г., то есть до того момента, когда Чарльз Диккенс стал знаменитым писателем.

В образах и характерах героев романа содержится много такого, что соответствует как образу и характеру самого Чарльза Диккенса, так и людям, хорошо ему известным. Например, Дэвид Копперфилд очень напоминает самого писателя, комедийный Микуобер — его отца — Джона Диккенса, а образ Доры является почти точным воспроизведением образа Мэри Биднел — первой любви писателя.

Есть в романе и целые сцены, очень напоминающие реальные жизненные ситуации, в которых непосредственным участником был сам писатель. Например, сватовство и женитьба Дэвида повторяют историю сватовства Диккенса к Кэтрин Хоггард, ставшей впоследствии его женой — миссис Диккенс.

И все же писатель не воссоздает в своем романе конкретные лица, а рисует типические образы. История главного героя в «Дэвиде Копперфилде» совершенно правдива. И хотя в этом романе Диккенс не ставит масштабных социальных проблем, в нем уже присутствуют все признаки социального романа. Сказочный элемент с мальчиком сиротой, на которого как с неба сваливается состояние в виде наследства, меняющее в одно мгновение многострадальную жизнь героя, уже отсутствует в «Дэвиде Копперфилде». Зато присутствует художественно воссозданная писателем реальная жизнь с тщательно выписанными бытовыми деталями.

Осиротев и испытав обиды и унижения, герой Чарльза Диккенса Дэвид Копперфилд попадает к доброй тетушке, которая кажется ему сказочной феей. Но повзрослев, Дэвид убеждается, что тетушка Бетси всего лишь суетливая старая дева, а потеря тетушкой своего состояния окончательно отрезвляет Дэвида. «Большие надежды», связанные с тетушкиным состоянием, лопнули как мыльный пузырь, но Дэвид Копперфилд находит в себе силы, которые помогают ему прозреть: он постепенно осознает, что только упорный труд и сознательное воспитание в себе лучших человеческих качеств приведут его к успеху. Путь к счастью, который проходит Дэвид, долог и сопровождается целым рядом тяжких испытаний и болезненных прозрений. Таким образом, перед нами предстает еще одна «история молодого человека», которыми так богата литература XIX в.

С первого взгляда в «Дэвиде Копперфилде» налицо все признаки классического «романа воспитания» типа гетевского «Вильгельма Мейстера». Однако в романе Диккенса жизненный путь героя воссоздается не последовательным соблюдением хода событий, а прихотливой игрой его памяти, что, «по существу, генетически предвосхищает прозу М. Пруста и Д. Джойса». «Дэвид Копперфилд» — это роман о воспоминаниях героя и их роли в его жизни, а следовательно о времени и чувствах, вызванных памятью. С этой точки зрения перед нами не только роман автобиографический, но и социально-психологический.

Вместе с тем Диккенс не просто фиксирует на страницах своего романа опыт жизни Дэвида Копперфилда, а подвергает этот опыт сложнейшему этическому анализу, на основе которого возникает новое понимание природы добра и зла. И в этом смысле данный роман является еще и философским. Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что «Дэвид Копперфилд» — это автобиографический, со-циально-психологический, философский роман.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 297.