Роман Ч. Диккенса «Домби и сын»: роман о воспитании, образы чудаков у Диккенса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роман «Домби и сын» (1848) завершает второй этап творчества Ч. Диккенса. Во второй половине 40-х гг. очевидной становится беспочвенность многих иллюзий писателя. И в то же время в «Домби и сыне» отразились программа Ч. Диккенса, его эстетическое кредо, нравственный идеал, связанный с протестом против эгоизма и отчужденности человека в обществе. Прекрасное и доброе у Диккенса — самые высокие нравственные категории, зло трактуется как вынужденное уродство, отклонение от нормы, а потому оно безнравственно и бесчеловечно. «Домби и сын» призван показать антигуманность общества, где все строится только на денежном расчете и наживе.

Писатель утверждает в романе мысль, что события частной жизни тесно связаны с событиями жизни общественной. Это и определяет построение романа. Если прежние произведения Диккенса строились как серия последовательно чередующихся эпизодов или параллельно развивающихся и в определенные моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все подчинено единству замысла, все сюжетные линии романа сходятся и переплетаются в едином центре. Детали окружения и быта мыслятся в единстве с внутренней сущностью героя и начинают играть особую, психологически емкую роль: душевный холод Домби находит продолжение в холоде его угрюмого дома. Качественно новую роль выполняет контраст между грубой или смешной внешностью и глубоко человечным содержанием персонажа (Тутс). Теперь Диккенс способен разглядеть духовное начало за смешной,

нелепой и даже мишурной светской оболочкой. От Тутса читатель не слышит ни одного умного слова, но Диккенс заставляет уважать его, поскольку нелепость персонажа лишь подчеркивает непричастность этого человека к обществу чистогана и наживы. Но, несмотря на большое внимание, уделяемое писателем всем персонажам, идейно-художественным центром романа является образ мистера Домби — крупного торговца, возглавляющего фирму «Домби и сын». В отличие от романов, названных именем главного героя, это произведение имеет в заголовке название торговой фирмы, что подчеркивает значимость этой фирмы для судьбы мистера Домби.

Необходимо упомянуть, что первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость — вот главная черта характера Домби, ставшая причиной всех его бед. Гордость заставляет Домби жениться на красавице Эдит, не уважающей и не любящей его, гордость мешает увидеть преданную любовь Флоренс, не замечать страданий и одиночества маленького Поля. Правда, Диккенс не мыслил своего героя прямолинейно-примитивным, поэтому гордость не единственное качество характера буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением — положением владельца торговой фирмы «Домби и сын»: «В этих трех словах выражалась одна единая идея жизни мистера Домби». Личные качества человека Диккенс всегда связывал с социальными условиями. На примере Домби писатель показал негативную сторону буржуазных отношений, грубо вторгающихся в сферу личных, семейных связей, безжалостно ломая и коверкая их. Все в доме Домби подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей. Слова «должен», «сделать усилие» становятся главными в лексиконе фамилии Домби. Те, кто не могут руководствоваться этими формулами, обречены на гибель. Гибнет Фанни, первая жена Домби, выполнявшая свой долг и подарившая ему наследника,

но не сумевшая «сделать усилие». Торговля оптом и в розницу превратила людей в своеобразный товар. У Домби нет сердца: «Домби и Сын часто имели дело с кожей, но никогда с сердцем». Ч. Диккенс показывает, как полная поглощенность идеей собственности приводит Домби к абсолютному отчуждению от всего человеческого, от близких его людей, толкая его в объятия Каркера. Образ Домби, по заложенной в нем обобщающей сатире, становится символом всего темного, античеловеческого, порожденного буржуазным строем и общественными отношениями, ориентированными только на материальные ценности.

Однако мистер Домби — сложная натура, гораздо более сложная, чем все предыдущие герои-злодеи Диккенса. Его душу постоянно отягощает бремя, которое он ощущает больше, иногда меньше. В начале романа автор не объясняет сути и природы этого бремени. Он только намекает на то, что гордость не позволяла мистеру Домби снисходить до человеческих слабостей, например, жалости к себе по случаю смерти жены.

Важное место в творчестве Диккенса занимает тема детства. Дети у Диккенса в большинстве своем несчастны, они лишены детства, человеческой теплоты, ласки. Флоренс и Поль не могут завоевать расположение отца, хотя внешне может показаться, что Поль не страдает от отсутствия отцовской любви. Но любовь Домби к сыну продиктована чисто деловыми соображениями. Он видит в нем наследника дела, а не личность, наделенную недетским опытом и серьезностью. Поэтому любовь собственника оказывается хуже его ненависти или равнодушия. На своего хрупкого сына Домби смотрит лишь с точки зрения его будущего участия в делах фирмы, а позже — его главы. Маленький Поль, изуродованный бессердечным воспитанием, умирает. Флоренс страдает от холодного пренебрежения отца (может быть, именно отверженность отцом и позволяет ей сохранить свою отзывчивость и доброту). Этим двум

детям суждено будет «сокрушить» холодное сердце мистера Домби и его гордыню. Однако Домби действительно не был наделен добрым сердцем. Он спокойно переносит смерть любимого сына, как когда-то его слова о назначении денег: «Папа, а что значат деньги? — Деньги могут сделать все.— А почему они не спасли маму?» Этот наивный и бесхитростный диалог ставит Домби в тупик, но ненадолго. Он еще твердо убежден в силе денег. На деньги покупается вторая жена. Ее чувства абсолютно безразличны Домби. Он спокойно переживает ее уход, хотя его гордости и нанесен незначительный удар. Настоящий удар Домби получает, узнав о разорении, которым он обязан своему поверенному, дельцу и хищнику по натуре — Каркеру. Именно крах фирмы является последней каплей, разрушившей каменное сердце ее владельца.

История мистера Домби была задумана в плане рождественских сказок об исправившихся злодеях-буржуа. Однако старик Домби, прежде чем стать добрым и чувствительным дедушкой, несколько раз больно наказывается самой жизнью. Его гордость не единожды оказывается уязвленной. Сначала умирает его сын, надежда и будущее фирмы «Домби и сын», Он покупает себе жену — красавицу Эдит, уверенный, что можно купить покорность, послушание, преданность. Но власть денег оказывается не всесильной в столкновении с гордой Эдит. Она бежит с его подчиненным, тем самым впервые поколебав уверенность Домби в несокрушимости его могущества. Нелюбимая дочь Флоренс уходит из дома и выходит замуж за простого моряка. Неудачи постигают Домби и в делах. В конце концов, он остается в полном одиночестве, преданный своим компаньоном Каркером. И только потеряв все, усмиренный неудачами и сломленный беспримерной любовью отвергнутой им Флоренс, происходит волшебное преображение мистера Домби. Как видим, перерождение Домби в заботливого отца и деда, не должно восприниматься как сказочное перерождение скряги Скруджа

(«Рождественская песня в прозе»). Оно подготовлено всем ходом событий романа. Диккенс-художник гармонически сливается с Диккенсом-философом и гуманистом. Автор верит в возможность духовного воскрешения человека. Но предупреждает при этом, что воскрешение возможно лишь в том случае, человек пересмотрит свои жизненный ценности. Именно поэтому в финале романа Диккенс дарует Домби прощение, предварительно заставив его претерпеть потери и страдания и показав его трудную эволюцию в сторону человечности. Благодаря своему перерождению Домби становится своеобразным героем «романа воспитания». Но логика сказки, подчиненная идее волшебного наказания за все грехи, сохраняется. Правда, необходимо отметить, что, хотя «рождественский» миф, основа философии Диккенса, остался неизменным, сказка и действительность больше отодвинулись друг от друга в «Домби и сыне». Судьбами героев Диккенса в гораздо меньшей степени, чем раньше, управляет случай, поэтому изменяется и техника письма: ее отличает большая сдержанность.

Первая часть романа, повествующая о детстве и смерти маленького Поля, единственного наследника крупного коммерсанта мистера Домби, теснейшим образом переплетена со второй, где рассказывается о трагическом, купленном за деньги браке мистера Домби с Эдит и о крушении его надежд. Обе части составляют роман, в котором звучит мысль о пагубности гордыни для человеческой души. Диккенс последовательно проводит мысль о том, что не личные качества, а социальное положение определяет нравственный облик Домби, так же как и обстоятельства влияют на изменение его характера. Поляризация добра и зла в этом романе осуществляется тонко и продуманно. Носителей доброго гуманистического начала (все они принадлежат к третьему сословию) объединяет способность понимать друг друга, помогать в трудную минуту. Таковы Сол Джилс, капитан Катль, Сьюзен Нипер,

миссис Ричардс. Зло же сконцентрировано в единомышленниках мистера Домби — миссис Чик, Каркере, миссис Скьютон, которые принадлежат к буржуазно-аристократическим кругам. Каждая из групп персонажей имеет свою жизненную философию, свои зоны влияния. Но заслуга Диккенса в том, что он показывает суть современного ему общества, которое идет по пути технического прогресса, но которому чужды такие понятия, как духовность и сострадание. Психологическая характеристика персонажей в «Домби и сыне» значительно усложняется. После краха своей фирмы Домби проявляет себя с наилучшей стороны. Он выплачивает почти все долги фирмы, доказав свое благородство и порядочность. Это результат внутренней борьбы, которую Домби постоянно ведет сам с собой и которая помогает ему возродиться для новой жизни, не одинокой, а полной человеческого участия. Трагедия Домби есть трагедия социальная, и выполнена она в бальзаковской манере: в романе показаны взаимоотношения не только человека и общества, но человека и материального мира. Чем меньше общество влияет на человека, тем человечнее и чище он становится. Немалую роль в моральном перерождении Домби суждено было сыграть Флоренс. Ее стойкость и верность, любовь и милосердие способствовали возвращению к ней расположения и любви отца. Точнее, Домби, благодаря ей, открыл в себе нерастраченные жизненные силы, способные «сделать усилие», но во имя добра и человечности.

Метод Диккенса в «Домби и Сыне» в большей степени остался таким же, каким он был в романах 30-х гг. В нем по-прежнему соединяются различные художественные приемы. Однако в нем уже вызревают и новые тенденции. В частности, юмор и комическая стихия оттесняются в «Домби и сыне» на задний план, выступают в обрисовке второстепенных действующих лиц. Главное место в романе начинает занимать психологический анализ внутренних причин действий и переживаний героев. Реалистический портрет приобретает большую полноту; однолинейность изображения, некоторый схематизм, присущий комическим персонажам раннего Диккенса, исчезает. Понимание общества как сложного, противоречивого, но взаимосвязанного целого позволило Диккенсу с реалистической глубиной представить «тайну», существование и раскрытие которой приобретает иной, более значительный смысл, при котором нити человеческих судеб оказываются стянутыми в один сложный узел. А скрытые, постепенно выявляющиеся связи верхов и низов обнаруживают уже не частные тайны, но грязные социальные преступления всего общественного организма.

Однако ничто так красноречиво не свидетельствует об эволюции искусства Диккенса, как новое изображение ребенка в «Домби и сыне». Дети ранних его романов: Оливер, Нэлл, маленькие правонарушители в приюте Фейджина, несчастные заброшенные существа в школе Сквирза похожи на детей в литературе XVIII в. Поль Домби — уже индивидуальность. Создавая этот образ, Диккенс вложил в него свои соображения о задачах воспитания. Рассказывая о пансионе миссис Пипчин и о заведении мистера Блимбера, Диккенс показывает, к каким порочным, трагическим как в личном (старообразность детей), так и общественном отношении (детская преступность) последствиям приводит неправильное воспитание — без любви и тепла.

Тщательней, чем когда-либо прежде, работает Диккенс над языком романа, поэтому значительно усложняется и повествовательная манера писателя. Она обогатилась новой символикой, интересными и тонкими наблюдениями. Усложняется и психологическая характеристика героев, расширяется функциональность речевой характеристики, дополненной мимикой, жестами, возрастает роль диалогов и монологов. Усиливается философское звучание роман.

Совершенствуется мастерство Диккенса-карикатуриста. Каркер с его безупречными белыми зубами напоминает кота с мягкой поступью, острыми когтями и вкрадчивой походкой. Гордость мистера Домби подчеркивается походкой, позой, манерой держаться и разговаривать, а также общаться с окружающими. В речи майора Бэгстока преобладают одни и те же выражения, характеризующие его как сноба и подхалима. Но, пожалуй, высшим достижением Диккенса-психолога является сцена бегства Каркера после объяснения с Эдит. Каркер, разоривший Домби, неожиданно оказывается отвергнутым ею. Его коварство обернулось против него самого. Сцена бегства Каркера привлекает внимание разнообразием эмоциональных состояний героя. Мысли Каркера путаются, реальное и воображаемое переплетаются, темп повествования убыстряется. Несмотря на то, что Каркер видит все происходящее вокруг него, ему кажется, что время настигает его. В передаче движения, его ритма Диккенс использует повторяющиеся фразы: «Снова однообразный звон, звон бубенчиков и стук копыт и колес и нет покоя».

«Домби и сын» — первая часть в диккенсовском «эпосе буржуазного общества». Здесь впервые дана художественно емкая общественная панорама, к чему Диккенс стремился с самого начала творчества. В романе выведены все классы общества. Причем Диккенс нарисовал объективный, не искаженный никакими предрассудками, как в «Барнаби Радже», и не смоделированный согласно его мировоззрению, как в «Пиквике» или в «Рождественских повестях», портрет людей труда: машиниста Тудля и его жены, кормилицы Поля. Это независимые люди, жизнь которых наполнена смыслом; они несколько безалаберны и совсем не рациональны, но такими и положено быть героям, к которым Диккенс питает симпатию.

Суть капиталистического накопительства, рост английского капитализма, хотя и осмысленные преимущественно с нравственной

стороны, великолепно показаны Диккенсом. Уродливые отношения накладывают печать на внешний облик человека, предметный мир и природу; они ведут к искажению, деградации и смерти духовного мира человека. Неслучайно миру Каркера, миссис Скьютон и им подобным, в традиционной диккенсовской манере противостоит мир маленьких людей третьего сословия, с их скромными радостями и глубокими человеческими чувствами. Старик Соль, капитан Каттль — милые и добрые чудаки — противопоставляют миру стяжателей свою наивность и душевность.

«Домби и сын» — первый роман Диккенса, лишенный той оптимистической интонации, которая была характерна для его раннего творчества. Никогда прежде не звучали у Диккенса мотивы сомнения, смутной печали. Убежденность в конечной удовлетворительности существующего, в возможности увещеванием воздействовать на ход истории покидала Диккенса, но пока он не мог отказаться от привычных представлений о незыблемости существующей системы общественных отношений. Мотив неудовлетворенности и тревоги настойчиво звучит на протяжении всей книги. В различных вариантах возникает в романе и мотив смерти. Трагическое решение главной темы романа, связанной с раскрытием образа Домби, усиленное рядом дополнительных лирических мотивов и интонаций, делает «Домби и сын» романом неразрешимых и неразрешенных конфликтов. Эмоциональная окраска всей образной системы романа говорит о кризисе, который назрел в сознании писателя к концу 40-х гг. Именно поэтому при всех несомненных достижениях Диккенса в романе есть и художественные недочеты. Неубедителен образ «ангела» Флоренс и ее романтического жениха Уолтера Гэя. Есть недоговоренность, местами переходящая в двусмысленность, в решениях конфликта Домби — Каркер и Каркер — Эдит. Правда, недоговоренность, с такой очевидностью проявившаяся в «Домби и сыне», тоже принадлежит к новым чертам зрелого творчества Диккенса. Хотя он сознательно шел на

уступки, отдавая дань существующим условностям, по мере того, как его искусство развивалось, характер виделся ему не как одномерная величина, но в многообразии и противоречивости индивидуальных черт и особенностей. Так появился подтекст. Например, бунт Каркера против Домби непоследователен, если его рассматривать только с социальной точки зрения: разорив Домби, Каркер не присваивает себе его состояние. Однако Диккенс «убрал» весь образ Каркера в подтекст. В психологическом отношении это один из первых образов людей в английской литературе, раздираемых внутренними противоречиями.

Говоря о романе «Домби и сын», нельзя не упомянуть и еще об одной его особенности — религиозном аспекте. Ч. Диккенс является одним из немногих западных писателей, кто попытался воплотить в своем творчестве мир христианских (в широком смысле этого слова) ценностей, мир, живущий согласно евангельским заповедям. Вопрос о вере имел для Диккенса принципиальное значение. Для него важным был тот факт, что христианство воспитывает в человеке «смирение» и «усердие», не позволяющие ему «уклониться от истинного пути». Этими качествами Диккенс наделяет почти всех своих положительных героев — Поль, Флоренс, Тутс. Например, Флоренс Домби, являясь христианским типом личности, обладает христианскими добродетелями — кротость, терпение, смирение, невинность.

Действительно, Флоренс можно рассматривать как христианский тип личности. В трудные минуты она обращается к евангельской молитве: «Мысленно она молила бога благословить ее отца и смягчить его сердце…» В христианском художественном мире Диккенса, сверяемом с евангельскими заповедями, понятия любви, совести, страдания, сострадания, прощения, терпения, смирения, кротости, гордыни получают категориальное значение в формировании христианского типа личности и познании истины. В образе мистера

Домби из романа «Домби и сын» определяющей категорией характера становится грех гордыни, который им самим достаточно четко сознается. Важно, что гордыня Домби рассматривается и осуждается писателем как тяжкий грех, обрекающий не только самого человека, но и окружающих его людей на страдания. В христианском мире Диккенса основополагающей истиной в обретении человеком образа Божьего становится не страдание, а сострадательная любовь к ближнему. Именно такая любовь Флоренс спасает Домби от греха самоубийства и способствует преображению его личности. Как христианский писатель Диккенс призывает каждого человека к ответственности перед Богом за грехи всех: «за детство, чуждое невинности, юность, лишенную скромности и стыда, зрелость, в которой нет ничего зрелого, кроме страданий и греха, гнусную старость, позорящую образ человеческий». В то же время следует указать и на то, что не только соотечественники писателя, но и Запад зачастую не воспринимают христианскую основу творчества Диккенса или неимоверно искажают ее, находясь в другой (антропоцентрической) системе ценностей.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 734.