Цели: знать отличительные особенности самолета, его назначение, способы обслуживания; понимать ответственность и необходимость труда летчиков.
Материалы: игрушечные пассажирские и грузовые самолеты современных марок, изображения небесных и морских просторов, горных вершин, пустынь, тайги, тундры, Крайнего Севера, городов, поселков, полей, степей (вид сверху).
Правила. Дети должны сообща интересно рассказать о полете. Дети выбирают роли пилота, стюардессы, радиста, диспетчера, грузчика, кассира, а также вид самолета — пассажирский или грузовой. Каждый выполняет свою роль. Дети описывают места, над которыми пролетают. Роль пассажиров также могут выполнять дети. Они смотрят из иллюминатора, спрашивают у стюардесс где они летят, когда посадка, на каком аэродроме. Педагог в качестве командира экипажа может отдавать команды, начиная с пуска двигателей, заканчивая посадкой.
Дидактическая игра «На чем я путешествую»
Цели: понимать значение железнодорожного транспорта для большой страны России, знать особенности труда железнодорожников в зависимости от вида транспорта — пассажирского или грузового; уметь составлять рассказ-загадку о поездке, используя сюжеты картинок.
Материалы: игрушечная железная дорога или соответствующее сооружение из подсобного материала; слайды, картинки с изображением различных городов, природных зон.
Правила. Дети должны увлекательно составить рассказ-загадку о поездке, в рассказе использовать свои впечатления и картинки. Проявить себя умелым железнодорожником, л
Сказочные персонажи (Буратино, Крокодил Гена, Гном и т.п.) приглашают детей в путешествие по железной дороге. Вместе с ними дети выбирают роли — кассира, проводника, машиниста, диспетчера, грузчика, пассажиров, техников, проходчиков. Во время путешествия используются загадки, стихи, песни по теме; показываются слайды, картинки, как вид из окна поезда.
Встречающие на вокзале задают пассажирам вопросы, на которые они отвечают загадками-описаниями, по которым надо догадаться, где путешествовали пассажиры.
Источник: [13, с. 26, 68, 93, 95].
Составление загадок о транспорте
При составлении загадок можно использовать принцип, предложенный Д.А. Нестеренко в книге «Страна загадок». Дети ищут ответы на вопросы: «На что похоже?» и «Чем отличается?». (Варианты записываются.)
Например, составляется загадка про автобус.
На что похоже? Чем отличаются?
На дом. Но передвигается.
На троллейбус. Но без рожков.
На машину. Но длинный, с множеством окон.
Получаем загадку: «Похож на дом, но передвигается, на троллейбус, но без рожек, на автомобиль, но длинный и с множеством окон». Признаки сравнения должны быть главными Можно использовать ответы на вопросы: «Что делает?», «Что такое же?» Например: «Едет, но не автомобиль, останавливается на остановках, но не троллейбус, возит пассажиров по маршруту, но не трамвай». (Автобус.)
Составлять загадки лучше коллективно, выбирая наиболее интересные предложения. Лучше иметь перед глазами картинки.
Похож на дом, но на колесах. Имеет усы, но не папа. Обут в резиновую обувь, но не имеет ног. (Троллейбус.)
Нужен ток, но не троллейбус. Есть колеса, но едут только по рельсам. (Трамвай.)
Литературный материал
для чтения и заучивания наизусть
Моя улица
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Скверная история
Движеньем полон город —
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя —
Хвастун и озорник.
Велосипедист
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу,
У пешеходов на виду.
Волнуются шоферы.
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще одна минута —
Случилась бы беда.
И взрослые и дети
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя —
Хвастун и озорник...
С. Михалков
Милиционер
В снег и дождь, в грозу и бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин —
Много их, а я один.
Если руку подниму —
Нет проезда никому.
Мяч
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А Потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул — вот и все!
С. Маршак
* * *
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
В. Головко
Самокат
На бульваре старший брат
Обновляет самокат.
Младший брат не удержался
И по улице помчался.
Он летит вперед так скоро,
Что не видит светофора...
Вот без тормоза, один,
Он попал в поток машин.
Пристают к отцу ребята:
«Подари нам самокат!»
Так пристали, что отец —
Согласился наконец.
Говорит отец двум братцам:
«Сам я с вами не пойду.
Разрешаю вам кататься
Только в парке и в саду».
Так и есть! — шалун споткнулся,
Под машину подвернулся,
Но водитель был умелый,
У мальчишки ноги целы.
Жив остался в этот раз —
Слезы катятся из глаз.
Полюбуйтесь-ка, ребята,
На владельца самоката:
Он не бегает, сидит,
У него рука болит.
Ты имеешь самокат —
Так иди
С ним в парк и в сад,
Можно ездить по бульвару,
По дорожке беговой,
Но нельзя по тротуару
И нельзя по мостовой.
Н. Кончаловская
Светофор
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь —
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик — светофор.
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Самый строгий красный свет.
Если он горит — Стоп!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет: жди!
Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
А. Северный
* * *
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой махнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда!
Не волнуется народ
Через улицу идет.
А стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Я. Пишумов
Если бы
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
-На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти.
-Мне наплевать на красный свет! —
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись: «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
-Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза —
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофер:
-Мне наплевать на светофор! —
И как попало ездить стал.
Ушел бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да... там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины — прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину...
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
О. Бедарев
Запрещается— разрешается
И проспекты и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается...
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается...
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
При зеленом даже детям
Разрешается...
В. Семернин
* * *
Над Москвой луна, как блюдце,
Бродят тени облаков...
Но успел уже проснуться
Наш трамвай — и в рейс готов.
Чисто вымытый и свежий,
По земле бросая тень,
Он выходит в путь, как прежде,
Начиная новый день.
Неба краешек искрится,
Шпиль высотный заалел...
Просыпается столица.
Значит, надо торопиться:
У трамвая много дел.
В пять утра по распорядку
Он на станцию идет.
Сделал первую посадку
И к метро повез народ.
В летний день и на морозе
Он идет путем своим.
На завод людей подвозит
И домой потом развозит,
Если рельсы есть под ним.
Он гремит по рельсам гулко
Вдоль окраин городских,
По безвестным переулкам,
Мимо улочек глухих,
Мимо рек и огородов,
Мимо парков и садов...
Вдаль уходит с каждым годом
Нить трамвайных проводов.
С. Баруздин
* * *
Это еду я бегом
Мчат колеса
По дороге.
Над дорогой
Мчатся ноги.
Это еду я бегом!
Это я бегу Верхом!
Я и сидя Бегу!
И сижу На бегу!
И машину качу,
И качусь,
Куда хочу!
В. Берестов
* * *
Все мальчишки, все девчонки
Со двора бегут за мной.
Что за голос громкий-громкий
Раздается с мостовой?
Ой, смотрите-ка — машина!
Говорящая машина!
Звучный голос у машины,
У машины легковой!
А машина разъезжает
И прохожим разъясняет...
Нет, не правила сложения,
Не таблицу умножения —
Объясняет нам машина
Правила движения!
* * *
Юрка живет на другой стороне.
Он машет рукой через улицу мне.
«Я сейчас!» — кричу я другу
И к нему лечу стрелой.
Вдруг я замер от испуга,
Юрка в страхе крикнул: «Ой!»
И. откуда, и откуда
Появился самосвал?
Просто чудом, просто чудом
Под него я не попал!
У шофера грозный взгляд:
«Ты куда? Вернись назад!
Твой приятель подождет.
Посмотри, где переход».
Машина моя
Машина, машина, машина моя!
Работаю ловко педалями я.
Машину веду у всех на виду.
Катаюсь на ней во дворе и в саду.
Машина, машина, машина моя!
Шофер невелик, и сама ты мала. .
И нас постовой не пустит с тобой
Проехать по улице, по мостовой.
Машина, машина, машина моя!
Когда-нибудь станешь мала для меня.
А я подрасту и тогда поведу
Большую машину у всех на виду.
Машины
На улице нашей
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Спешат грузовые.
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
Песенка о правшах
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
Пешеходный светофор
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый — бравый часовой.
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить!»
Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит.
Проходите, путь открыт!»
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут.
Я. Пишумов
Светофор
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет:
«Нет!» Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит —
Проходите — говорит.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
Он и вежливый и строгий.
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!..
В. Кожевников
Гололед
Февраль был теплый как, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут еще снежку метель
На тротуар подбросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется —
Ребята-школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается...)
На мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
И. Лешкевич
Кто храбрей!
Как-то раз на Каланчевке,
На трамвайной остановке,
Спор зашел у двух друзей,
Кто из них двоих храбрей.
Петя прыгнул на подножку,
Не боясь попасть в беду,
И, проехавшись немножко,
Лихо спрыгнул на ходу.
— Это что! — Сергей заметил, —
Тоже мне еще герой!
И, кивнув небрежно Пете,
Мяч погнал по мостовой.
Петя, спором увлеченный,
Вслед за другом побежал.
Встречный транспорт возмущенно
Тормозами скрежетал.
Вы, конечно, знать хотите,
Чем закончился их спор?
Не спешите, погодите —
Спор не кончен до сих пор.
Петя страшно горячится.
Жарко спорит с ним Сергей.
Два дружка лежат в больнице,
Выясняют, кто храбрей.
А. Рангов
Чудесный островок
Как река, проспект широк.
Здесь плывет машин поток.
И хотя здесь нет ни моста,
Ни парома на пути,
Каждый может очень просто,
Каждый может очень просто
Эту реку перейти.
Собирается народ
У таблички «Переход».
Пешеходов не тревожит
Блеск огней, машин поток —
Перейти им всем поможет,
Перейти им всем поможет
Пешеходный островок.
Свет зеленый впереди —
Не робей, вперед иди.
Ты дошел до середины —
Вдруг зажегся красный свет,
Снова двинулись машины,
Снова двинулись машины,
И дороги дальше нет.
Тут увидишь ты у ног
Этот самый островок.
Подожди, постой до срока
На чудесном островке,
Он на улице широкой,
Он на улице широкой
Словно остров на реке.
А. Дмоховский
Автомобиль
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это нам никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице,возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофер из машины вылез и куда-то ушел. Мы подбежали.
Я говорю:
-Это «Волга».
А Мишка:
-Нет, это «Москвич».
-Много ты понимаешь! — говорю я.
-Конечно, «Москвич»,— говорит Мишка.— Посмотри, какой у него капор.
-Какой,— говорю,— капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины — капот. Ты посмотри, какой кузов!
Мишка посмотрел и говорит:
-Ну, такое пузо, как у «Москвича»!
-Это у тебя, — говорю, — пузо, а у машины никакого пуза нет.
-Ты же сам сказал «пузо».
-«Кузов», я сказал, а не «пузо»! Эх ты! Не понимаешь, а лезешь!
Мишка подошел к автомобилю сзади и говорит:
-А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» — буфер. Я говорю:
-Ты бы лучше молчал. Выдумал еще буфер какой-то. Буфер — это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у «Москвича», и у «Волги».
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
-На этот бампер можно сесть и поехать.
-Не надо,— говорю я ему.
А он:
-Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.
Тут пришел шофер и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
-Садись скорей! Садись скорей!
Я говорю:
-Не надо!
А Мишка:
-Иди скорей! Эх ты, трусишка!
Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:
-Я спрыгну! Я спрыгну!
-Не надо, — говорю, — расшибешься!
А он твердит:
-Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
-Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!
Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят! На перекрестке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я все тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:
-Держись, дурак, крепче!
Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.
-Слезай, — говорю Мишке.
А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофер из кабины вылез — все на него набросились:
-Не видишь, что у тебя сзади делается?
А про нас забыли. Я шепчу Мишке:
-Пойдем.
Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!
Потом Мишка говорит:
-Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофера жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?
Я говорю:
-Надо было остаться и сказать, что шофер не виноват.
-А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:
«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват, виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».
На конверте написали:
«Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».
Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдет.
Н. Носов
Любопытный мышонок
В большом городе был гараж, где отдыхал после работы автомобиль «Москвич».
И никто, даже сам «Москвич», не знал, что в углу гаража в тесной норке поселилось целое мышиное семейство: папа-мышь, мама- мышка и их дети, маленькие мышата.
Днем они сладко спали, а к ночи просыпались и принимались за дела.
Папа брал в лапку авоську и бежал за продуктами (что поделаешь — семья!), мама хлопотала по хозяйству, а дети, как все дети на свете, играли и шалили.
-Милые мышатки,— не уставала повторять мама,— никогда не выбегайте из норки: в гараж частенько заглядывает кот.
-Кот? Какой кот? — пискнул самый маленький мышонок. Он был страшно любопытный и вечно задавал вопросы.
-Ой,— испугалась мама, — тише! Кот — самый злой на свете зверь: зубы у него острые, лапы когтистые, хвост длиннющий, уши чуткие и глазищи, как фонарики. Больше всего на свете он любит лакомиться мышатиной. От него уже однажды пострадала твоя бедная бабушка. Умоляю: берегись этого злодея!
Так сказала мышка-мама и, вздохнув, принялась подметать норку.
Но мышонок был из всех неслухов неслух. Только мама отвернулась, он выскочил из норки.
Глядит, из темноты на него уставились чьи-то громадные блестящие глаза.
Мышонок испугался и уж скорей хотел юркнуть обратно в норку.
Но ведь это был на редкость любопытный мышонок, и он не убежал, а дрожащим голоском спросил:
-Скажите, пожалуйста, у вас есть хвост?
-Нет у меня хвоста, — услышал он в ответ.
-А усы?
-И усов нет.
-А когтистые лапы?
-Тоже нет.
-А мышат вы едите? — робко поинтересовался мышонок.
-Ни-ког-да!
-Вот здорово! Значит, вы не кот?
-Конечно, нет. Я — автомобиль.
-Ав-то-мо-биль?.. Нет, мама про вас никогда не рассказывала. Но все равно, раз вы не кот, давайте играть в кошки-мышки.
-Не могу, мышонок, мне очень хочется спать.
-Ха-ха-ха! Да кто же по ночам спит? Разве вам дня мало?
-Странно. Может быть, это у мышей заведено днем спать, а я днем работаю: по дорогам взад-вперед бегаю, людей развожу.
-Ну, тогда сказку расскажите! Я страх как люблю сказки!
-Вот непонятливый мышонок! Я же говорю, мне спать пора. Приходи завтра — у меня выходной. Тогда посмотрим, может, и расскажу.
На другую ночь мышонок только проснулся, сразу выглянул шз норки и опять увидел большие горящие глаза.
-Доброй ночи, дядя автомобиль! — сказал вежливо мышонок.
— Мяу! — услышал он в ответ.
— Мяу так мяу, — радостно взмахнул хвостиком мышонок. — Чyp, я мышка. — Он проворно выскочил из норки и — о ужас! — прямо перед собой увидел усатую морду, когтистые лапы и длиннющий хвост.
- Мамочка, ко-о-от! — не своим голосом завопил мышонок и заметался по гаражу.
Но тут в темноте, на счастье, вспыхнули глаза автомобиля.
-Кто там кричит? Ба, никак мой сосед в беде? Скорей прячься сюда! — сказал автомобиль и приподнял крышку своего мотора,
А когда мышонок юркнул в щелку, автомобиль мигом захлопнул крышку и прищемил коту хвост.
Уселся мышонок на еще теплый от недавней работы автомобильный мотор, отдышался, успокоился, даже умылся лапкой.
Но скоро этому непоседе надоело быть взаперти, и он захныкал:
- Пустите меня домой, я есть хочу, я пить хочу! Меня мама будет ругать...
— Лучше бы, мышонок, тебе немного потерпеть. А то кот у колеса притаился. Только чем бы тебя угостить. Ты что больше всего любишь?
— Крупу, сахар, хлеб, маслице, — облизнулся мышонок.
-Маслице? Пожалуйста. Его в моем моторе сколько угодно. Ешь на здоровье.
Мышонок попробовал и мордочку скривил:
-Фи, какая гадость! Разве это масло?!
— Вот привередник, — обиделся автомобиль, — настоящее машинное масло ему не по вкусу!
-Маши-и-инное? А я люблю сливочное.
-Такого не держу. Мне масло для чего? Мотор смазывать. Чтобы его части лучше работали. Тут только машинное масло годится.
-А вода у вас, дядя автомобиль, тоже машинная?
-Кто тебе сказал? Чтобы мотор остужать (ему, бедняге, от работы становится очень жарко), вполне подходит самая обыкновенная вода. Так что пей, не бойся.
-Почему ваша вода так скверно пахнет? — ужаснулся мышонок, понюхав жидкость в маленьком круглом стаканчике.— Опять какая-то гадость!
-Ну и чудак,— засмеялся автомобиль.— В этом стаканчике вовсе не вода, а бензин. Мышам он, может быть, и ни к чему, зато автомобилям ох как нужен! Нет бензина — стоп, машина! А воду я храню в другом месте — вон под той крышкой.
— Это другое дело, — сказал мышонок, вволю напившись водицы из горла большого плоского бачка — радиатора.
Он сразу повеселел и принялся, словно по родной норке, разгуливать по мотору и повсюду совать свой любопытный нос.
Ходил, ходил и наткнулся на большой черный ящик с шестью гранеными пробками.
-Это аккумулятор, — сказал автомобиль. — В нем хранится запас электрического тока. Из ящика он, как по дорожке, бежит по проводам к мотору, чтобы искоркой поджечь в нем бензин. Между прочим, аккумулятор — весьма опасная штука. Так что ты, мышонок, лучше его не трогай. Иначе могут быть большие неприятности.
Но мышонок, как всегда, не послушался. Что поделать, если это был на редкость любопытный мышонок.
-Назад! — закричал автомобиль, — Током ударит!
Но было уже поздно. Раздался сухой треск, вспыхнула голубоватая искра, мышонка что-то дернуло за нос, и он кубарем скатился на землю.
А кот тут как тут.
Был бы у него сегодня отличный ужин, если бы автомобиль вовремя не закричал мышонку:
-Прыгай в мою выхлопную трубу!.. Вот до чего доводит любопытство, — заметил автомобиль, когда опасность миновала и из трубы выглядывал только кончик мышиного хвоста.
Но неисправимый мышонок вскоре опять принялся за свое:
-А зачем вам эта труба?
-Ах, несносный! — удивился автомобиль. Но так как он был вежливым и привык отвечать, если его спрашивают, то он сказал:
-Это выхлопная труба. Она ведет к мотору, чтобы...
Думаете, мышонок дослушал до конца? Как бы не так. Он уже вовсю бежал по узкому туннелю и, достигнув его конца, спросил:
-А это что?'
-Мой мотор. Только теперь, мышонок, ты смотришь на него не снаружи, как раньше, а изнутри.
-А для чего вам мотор?
-Как для чего! — удивился автомобиль. — Чтобы крутить мои колеса. У моего мотора четыре цилиндра (в одном из них ты сейчас сидишь), и внутри каждого цилиндра, когда мотор работает, вверх-вниз ходит поршень.
- Почему он ходит?
- Почему-почему!.. Как очутится в цилиндре порция бензина, как примчится туда по проводу электрический ток, сразу вспыхивает искорка и раздается маленький взрыв (бензин ведь очень легко воспламеняется!). Взрывы по очереди гремят в каждом цилиндре: трах-тах-тах! Трах-тах-тах! (Кстати, именно от этого мотор и трещит во время работы.) И каждый взрыв с силой толкает вниз поршень. Тот самый поршень, на котором ты сейчас так уютно устроился. Поршни ходят по цилиндрам и вращают вал-коротышку. Тот вертит другой вал, подлиннее. А уж этот, долговязый, вертит мои колеса. Вот я и еду по дороге.
-Все понятно, — вздохнул мышонок, — только про выхлопную трубу все-таки непонятно. Для чего она вам?
Но автомобиль не успел ответить. Как раз в эту самую минуту в гараж зашел шофер и завел мотор.
— Тр-рах-тах-тах! Тр-рах-тах-тах! — затрещал автомобиль. — Тр- р-ревога, мышонок! Тр-р-ревога! Скор-р-рей удирай из трубы!..
Мышонок и опомниться не успел, как его закружило, завертело, и вместе с дымом от сгоревшего в моторе бензина он пулей выскочил из трубы, пролетел мимо притаившегося кота, прямиком угодив в свою норку.
Автомобиль сразу поехал и колесом придавил коту хвост. Больно стало усатому, взвыл он дурным голосом. А любопытный мышонок из норки глядит да приговаривает:
-Так тебе и надо! Так тебе и надо!
-Не радуйся, не радуйся, — злобно прошипел кот,— все равно я тебя съем.
И съел бы. Да автомобиль выгнал злодея из гаража.
А чтобы и духу его кошачьего здесь никогда больше не было, автомобиль повесил над воротами гаража дорожный знак:
«Котам, кошкам, котятам и мышатам вход воспрещен!»
Г. Юрмин
Подземный ход
В самом центре Москвы есть большая площадь. Она называется площадью Дзержинского. С трех сторон площади — выходы из метро. Народ оттуда валом валит. Тут же и громадный универмаг «Детский мир», в котором всегда полно покупателей.
Целый день не прекращается поток людей от метро к универмагу и обратно. Подсчитано: за один только час здесь проходит больше двадцати тысяч человек. Но ведь площадь не пустая — на ней полно автомобилей. За тот же час их здесь проезжает иной раз больше четырех тысяч.
Когда-то на этой площади непрерывно возникали заторы и пробки. Весь день не умолкали свистки регулировщиков. То автомобили не давали пешеходам пересечь площадь, то вереницы пешеходов задерживали автомобили.
А сейчас люди и машины друг другу не мешают. По правде говоря, людей на площади и вовсе не видно.
Где же они?
Для пешеходов под площадью прорыли несколько подземных ходов, несколько туннелей- С любого тротуара можно спуститься в просторный светлый туннель и пройти по нему в метро или в «Детский мир».
В Москве уже множество таких подземных ходов, и приходится строить все новые и новые. Уж очень много в столице автомобилей, а скоро будет гораздо больше.
Пешеходные туннели прокладывают и в других городах страны: в Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Баку.
Заборчик вдоль тротуара
На многих улицах города, вдоль тротуаров, стоят легкие железные заборчики, выкрашенные ярко-красной или ярко-желтой краской.
Эти ограждения приходится ставить потому, что есть еще у нас люди, которые считают, что правила писаны не для них. Таких людей — взрослых и маленьких — я видел... в больницах. Кого — на костылях, кого — с подвязанной рукой, кого — с забинтованной головой.
Бывает, мчится машина по городу — и вдруг какой-нибудь торопыга, вместо того чтобы воспользоваться пешеходной дорожкой или подземным переходом, перебегает улицу в неположенном месте. Раздается скрип тормозов, слышится удар, звон разбитого стекла, скрежет металла.
А все из-за одного-единственного нарушителя.
Вот для того чтобы у недисциплинированных пешеходов было поменьше соблазна выскакивать на мостовую в неположенном месте, на улицах с сильным движением транспорта стали устанавливать железные ограждения. Их не перешагнешь. А перелезать через ограду на виду у всех не станет даже самый бессовестный нарушитель.
Шлагбаум
Кто кому должен уступить дорогу: поезд автомобилю или автомобиль поезду? Конечно, предпочтение отдается поезду. Недаром все автомобили, подъехав к железнодорожному переезду, останавливаются и терпеливо ждут, пока он промчится.
А почему?
Остановить быстро едущий автомобиль трудно. А мгновенно остановить мчащийся на всех парах поезд и совсем невозможно. Даже самый короткий железнодорожный состав в десятки раз тяжелее самого большого автомобиля. Попробуй-ка в считанные секунды становить такую махину! Все равно он еще какое-то время будут двигаться по инерции.
Чтобы избежать возможного несчастья, автомобили и уступают дорогу поезду, ждут, пока он проедет, и только тогда продолжают путь.
Для того чтобы на рельсах в тот момент, когда по ним должен промчаться поезд, не оказалось ни одного автомобиля, перед большинством железнодорожных переездов по обе стороны стального пути установлены полосатые, то опускающиеся, то поднимающиеся перекладины-шлагбаумы.
Вот полосатый шлагбаум опустился. Стоп! Путь автомобилям, мотоциклам, велосипедистам закрыт. Приближается поезд! Тревожно мигают рядом со шлагбаумом красные огни, вовсю заливается предупредительный звонок: «Осторожно! Осторожно!»
А. Дорохов
Трамвай и его семья
Тяжело было бы жить без трамвая в большом городе. Но большие города начали появляться уже несколько веков тому назад. На чем же тогда ездили горожане?
Сначала придумали омнибус — большую многоместную карету. Слово «омнибус» — латинское, оно означает «для всех». Омнибусов давно уже нет, но слово оказалось живучим. Его кусочек — «бус» живет в названиях нынешних машин: «троллейбус», «автобус». Когда появилась железная дорога, попробовали провести ее и в городах. Но паровоз на городской улице был слишком неудобен — дымил, плевался паром и выбрасывал много искр. Для городской железной дороги паровоз заменили лошадьми. Так появилась конно-железная дорога. Народ называл ее просто «конка».
Прокладка рельсов стоила дорого, зато ехать по ним стало гораздо легче, чем по булыжной мостовой. По ровным, гладким рельсам две лошади тащили вагон с тридцатью, а то и сорока пассажирами. На передней площадке, на том месте, где теперь сидит вагоновожатый, стоял кучер с кнутом и вожжами. Сначала нехитрая «техника» конки всех устраивала. Все новые и новые города обзаводились конно-железной дорогой. Но шли годы, города быстро росли. Все дальше разбегались их улицы по полям, по лугам, по пригородным рощам. Поездка на конке из одного конца города в другой занимала уже несколько часов. Да пассажиров набиралось все больше; тесно становилось в вагончиках конки.
Города росли, а лошади оставались прежними. Лошадь нельзя ставить бежать быстрее и везти больше. Ее нужно заменить машиной. Но какой? Над этим все чаще задумывались ученые и инженеры.
Когда в 1837 году русский ученый Борис Семенович Якоби изобрел электродвигатель, он попробовал приспособить его для перевозки людей. Вскоре был готов электрический вагончик, ходивший по рельсам. В вагончик мог сесть человек. Правда, помещался он там с трудом: почти все место занимали батареи. Вагончик был набит ими, как карманный фонарь. Якоби подсчитал, что такой вагончик с батареями в 12 раз дороже паровоза!
Почти сорок лет прошло, прежде чем появились первые электростанции. Теперь уже не нужно было возить с собой дорогие батареи, и в 1879 году появился первый трамвай.
Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Только оно произносится там «трэм-вэй». «Трэм» — «вагон», «вэй» — «путь». «Трэм- вэй» — «вагон, ходящий по путям, по рельсам».
Городские ребята хорошо знают, как выглядит трамвай. Многие даже могут нарисовать его по памяти: длинный вагон с большими окнами, спереди и сзади — двери, внизу — колеса, сверху — дуга, которая скользит по проводу. Вот и весь трамвай. Кажется, очень просто! А вот попробуйте ответить на несколько самых простых вопросов о трамвае. Думаю, что только немногие дадут правильные ответы.
Первый вопрос: почему у трамвая только один провод? Ведь для того чтобы включить настольную лампу, электроплитку, утюг или другой электроприбор, вы втыкаете штепсельную вилку с двумя ножками в розетку с двумя отверстиями. Значит, т^м два провода. Почему же у трамвая только один?
Оказывается, второй провод — это рельсы. Ток от электростанции идет по верхнему проводу, оттуда — в дугу трамвая, проходит через двигатель, а из двигателя — в колеса и по рельсам возвращается на электростанцию. Таким же образом питается током электрическая железная дорога.
Второй вопрос немного сложнее. Если посмотреть вдоль трамвайной линии, можно заметить, что провод подвешен не прямо, а зигзагами. Зачем это нужно?
Дуга трамвая прижата к проводу и на ходу трется об него. Верх дуги сделан из мягкого алюминия, чтобы провод не стирался. Зато , сам алюминий стирается очень быстро. Если провод подвесить по прямой линии, дуга будет тереться об него все время одним и тем же местом и скоро совсем перетрется. А повесят провод зигзагами, он будет переходить по дуге от одного края к другому и обратно. Вы можете это увидеть сами, поглядев вслед идущему трамваю. Дуга стирается равномерно. А когда все-таки сотрется, ее заменят новой. Дуга стоит недорого, провода гораздо дороже.
Третий вопрос: где у трамвая двигатель? В самом деле, ведь никакого двигателя не видно ни спереди вагона, ни сбоку, ни внутри. Где же он спрятан? Двигатель — внизу, под вагоном. Моторный вагон трамвая едет на двух четырехколесных тележках. И внутри каждой тележки даже не один, а два двигателя, по одному на два колеса. Значит, у трамвая целых четыре двигателя, а ни одного снаружи не видно.
Четвертый вопрос: почему в моторном вагоне трамвая иногда начинает что-то тарахтеть под полом, как будто насос работает? Оказывается, там действительно воздушный насос. Он подает сжатый воздух для тормозов трамвая, для закрывания и открывания автоматических дверей. Звонок трамвая тоже не электрический, а воздушный. В прицепной вагон сжатый воздух поступает по резиновому шлангу.
Много рабочих занято прокладкой новых линий трамвая. Но в самых больших городах эти рабочие часто не прокладывают линии, а снимают их. По центральным улицам Москвы, Ленинграда, Киева трамваи не ходят. Почему? Ведь трамвай — такая удобная, такая нужная, а в больших городах прямо-таки необходимая машина!
И все-таки его заменяют троллейбусом. Что значит это слово? Окончание «бус» — это часть слова «омнибус» — «карета для всех». А «троллей» — «контактный провод». Троллейбус, как и трамвай, питается электрическим током от подвешенных над улицей контактных проводов. Но у троллейбуса нет рельсов. Хорошо это или плохо? Оказывается, хорошо!
Троллейбус катится мягко, почти неслышно на своих резиновых шинах. Он словно идет в мягких домашних туфлях, а трамвай, сколько ни стараются его утихомирить, гремит своими колесами, словно коваными сапогами.
Если один трамвай испортится в пути, остановится на линии, за ним все трамваи станут. Они исправны, а ехать не могут — линия занята. А троллейбус откатят в сторонку, отсоединят от проводов — и путь свободен.
Провести в городе троллейбус гораздо дешевле и проще, чем трамвай. Ведь троллейбусу не нужны рельсы. Правда, ему зато нужен не один контактный провод, а два. Но все равно — подвесить второй провод куда проще, чем рельсы проложить. Поэтому все больше троллейбусов появляется не только в больших, но и в маленьких городах.
Но почему же такая хорошая машина появилась не сразу? Почему сначала всюду проводили трамвай? Может быть, инженеры просто не додумались до троллейбуса? Нет, дело не в этом. Троллейбус— почти ровесник трамвая. Первый, опытный троллейбус построен в 1882 году. Только опыты с ним оказались неудачными. Резиновых надувных шин тогда еще не было, колеса у первого троллейбус были такие же, как у телеги. А улицы в городах мостили булыжником. На булыжной мостовой быстроходный троллейбус подпрыгивал и раскаливался, как телега, несущаяся с горы. Понятно, что при этом его токоприемники все время соскакивали с проводов. И сколько ни бились инженеры, так и не смогли помочь этому горю.
Победил трамвай. Его вагон ровно катился по рельсам, дуга не соскакивала с провода. А троллейбус был осмеян, как гадкий утенок в сказке Андерсена.
Но прошло пятьдесят лет — и улицы больших городов покрылись гладким асфальтом. Бесшумно и плавно покатились по ним автомобили на упругих шинах. И тут пришло наконец время троллейбуса. На хорошей дороге он оказался лучше, чем трамвай.
А. Гальперштейн
Контрольные вопросы и задания
1. Какие виды транспорта вы знаете?
2. Какие транспортные средства относятся к воздушному транспорту?
3. Почему этот транспорт называют воздушным?
4. На какие группы можно разделить воздушный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, специального назначения, космический.)
5. Чем отличаются самолет и вертолет, самолет и ракета, самолет и воздушный шар, воздушный шар и дельтаплан?
6. Чем они похожи?
7. Почему пилоты воздушного транспорта должны точно знать, в каком направлении и по какому пути им надо лететь?
8. Кто управляет полетами с земли? Как?
9. Кто управляет самолетом в небе? Вертолетом? Ракетой?
10. Кто обслуживает пассажиров в самолете?
11. Что было бы, если бы воздушный транспорт не соблюдал правил передвижения в воздухе?
12. Какими спасательными средствами могут воспользоваться люди в случае аварии?
13. Почему без воздушного транспорта люди не могут обойтись?
14. С какими животными сравнивают самолет и вертолет? Почему?
15. Продолжите предложение.
С взлетной полосы самолет... (взлетает).
По небу самолет... (летит).
На аэродром самолет... (прилетает).
На взлетную полосу самолет... (садится, приземляется).
Во время взлета самолет шасси... (убирает).
Во время посадки самолет шасси... (выпускает).
16. Назовите части самолета, вертолета.
17. Какие транспортные средства относятся к водному транспорту?
18. На какие группы можно разделить водный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, рыболовецкий, научный, специального назначения.)
19. Чем отличаются и чем похожи парусник и яхта, корабль и лодка, корабль и плот, корабль и баржа, шлюпка и лодка, паром и плот?
20. Есть ли правила движения на воде? Для чего они нужны?
21. Кто управляет кораблем?
22. Кто ему помогает?
23. Как капитан узнаёт, куда должен плыть корабль?
24. Как капитан узнаёт, где мель, днем? Ночью?
25. Как называется место, куда приплывают корабли?
26. К чему причаливает корабль?
27. Почему команда перед отплытием должна знать сводку погоды?
28. Какие спасательные средства есть на корабле?
29. Для чего на море и в океане нужны пограничные катера, военные крейсеры, подводные лодки?
30. Для чего люди создали ледоколы?
31. Какое водное транспортное средство одновременно может быть и водным и воздущным? (Авианосец.)
32. Почему водный транспорт считают очень удобным?
33. Назовите части корабля и их назначение.
34. Продолжите предложение.
От причала теплоход... (отчаливает, отплывает).
К причалу теплоход... (пристает, причаливает).
По морю корабль... (плывет).
Буксир на барже груз... (тянет, тащит).
Подводная лодка на дно... (опускается).
Подводная лодка со дна... (всплывает).
На волнах лодка... (качается).
В шторм волны о корабль... (бьются, разбиваются).
35. Какой наземный транспорт вы знаете?
36. Почему он называется наземным?
37. На какие виды можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, специального назначения, железнодорожный.)
38. Какие транспортные средства относятся к каждому виду?
39. Чем отличаются грузовой и легковой автомобили? Чем похожи?
40. Для чего люди придумали правила дорожного движения?
41. Какие знаки помогают водителю в пути?
42. Что они означают? <
43. Какой прибор регулирует движение?
44. Что вы знаете о работе светофора?
45. Для чего машине нужны тормоза?
46. Без какой детали машина не тронется с места?
47. Чем автомобиль отличается от повозки, в которую запряжена лошадь?
48. Какие транспортные средства нуждаются в электричестве?
49. Без чего не может передвигаться железнодорожный транспорт?
50. Для чего на железнодорожном переезде используют шлагбаум?
51. Кто, кроме приборов и светофора, регулирует движение транспорта?
52. Для каких целей используется наземный транспорт специального назначения?
53. Почему эти машины окрашены в яркие цвета и снабжены сигналами?
54. Как другие водители узнают, что едет специальная машина?
55. Что случится, если водители на дороге не пропустят специальную машину?
56. Назовите номера телефонов для вызова «скорой помощи», пожарной, милицейской машин.
57. Какой подземный транспорт вы знаете?
58. Почему он самый удобный для перевозки людей в больших городах?
59. Где используется грузовой подземный транспорт?
60. Какие работы человеку нужно провести, чтобы пустить под землей метро?
61. С помощью чего люди поднимаются и опускаются в метро?
62. Кто управляет электричкой в метро?
63. Кто следит за тем, чтобы двери электрички никого не прищемили?
64. Как люди узнают, на какую остановку они приехали?
65. Почему в метро тепло даже зимой, хотя батарей отопления в нем нет? (Обогревается людьми.)
66. Что такое транспорт?
Для детей с ОНР обязательно использовать наглядность для опоры.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Дети должны знать:
— о том, что животные — это живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и чувствовать;
— что дикие животные — это животные, не прирученные человеком, живущий в естественных природных условиях;
— что местом обитания диких животных могут быть и воздух, и вода, и суша; саванна, пустыня, джунгли, горы, степи в жарких странах и южных районах России; льды, тундра, тайга в северных странах, Антарктиде, на севере России; леса, луга, реки в средней полосе России и других стран;
— все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу;
— всех животных делят на группы по сходным признакам (насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие, рыбы, птицы); по способу питания (травоядные и хищные).
Дети должны уметь:
— группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защиты от врагов, строению жилища, размеру;
— использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий;
— что дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления;
— что все в живой природе взаимосвязано.
МАТЕРИАЛЫ
Карта мира или глобус, карта России, области, в которой живут дети, заповедников края, картины с изображением природных зон, схематичное изображение природных условий, игрушки-животные, предметные картинки, серия картин «Дикие животные», энциклопедии, детские книги, сказки о животных, Красная книга, тематические альбомы, наборы открыток, фотографии и т.п.
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ
Путешественник-натуралист, волшебная Красная книга, Почемучка, профессор-зоолог, Маугли и др.
П ервая половина дня
Утро
Вводная беседа
Цели: собрать внимание детей; настроить на предстоящую деятельность; вызвать интерес к теме; спланировать совместно основные этапы дня.
Оформление «Царства животных»
Цели: знать характерные признаки южной, северной природы и природы средней полосы; места обитания диких животных; уметь размещать наглядные атрибуты в разных местах группы, обозначая природные зоны и называя их особенности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 383.