Вопрос 43. Философия Платона. Концепция идеального полиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткая биография:

Платон (427-347) происходил из знатного аристократического рода. В детстве спектр его увлечений был широк: стихи, спорт, мечты о политике. Платон уже принял решение стать государственным деятелем, когда вдруг решил сначала попробовать заняться философией и потому пришел к Сократу. Платон провел следующие девять лет, обучаясь у Сократа. В этот период он во-первых полюбил философию, а во-вторых, посмотрев на правительство Тридцати Тиранов и прочие несправедливости, порвал с мечтами о государственной деятельности.

После убийства Сократа Платон удалился из Афин, прожил несколько лет при дворе сиракузского тирана Дионисия, пытаясь обратить его к добродетели, в результате чего был продан Дионисием в рабство и выкуплен чуть позже своими друзьями. В 387г. Платон вернулся в Афины и основал известнейшую философскую школу Академию, которую он возглавлял до конца жизни и которая, благодаря ему, вырастила немало знаменитых мыслителей. Платон много писал, избрав в качестве основной формы диалог (именно из таких диалогов мы знаем сейчас многое о Сократе).

Е.Н.Трубецкой:

Божественная идея есть представление по существу родовое и универсальное. Она воплащается в коллективной жизни человечкского общества – общежитие. Государства ведет своих граждан к вечной жизни и обуздывает их телесные влечения, искоренение эгоизма, забота о внетруннем их объединении.

Человек всецело приносит себя в жертву безличной родовой идее. Это государства стремится к сверхчувственной божественной идеи. Человек должен отказаться от всего личного и индивидуального. Гражданин не имеет ничег своего – нет собственности, государство отнимает собственность и является единственным собственником. В семейных отношениях тоже ничего своего не имеет, все граждане составляют одну семью. Цель – подчнить контролю государства половые связи. Нету союза вечного между мужчиной и женщиной, Государство – воспитательное учреждение, которое имеет цель облечить граданам путь к восхождению к загробной вечной жизни, как следующая ступень. Союз людей ради общего спасения, Государство стремится подчинить всю жизнь общества вечной идее и борится протии враждебных идее элементов. Бессмертный разум лучшей части общества борется против страстей толпы.

Три класса: философы – способны возвысится до созерцания идей, войны и работники. Три класса как три способности человеческой души – разумЮ сердце и пожелание. Положение каждого гражданина зависит от близости к идее, в этом заключается справедливость. Философы управляют. Их власть безгранична. Войны в сознательном подчинении мудрости правителя. Войн защищат идею. Воин должен обладать познанием идеи и силой. Войны и философы свободны от материального труда. А работники только работают государственные крепостные. Мудрость у философов, мужество у войнов и скромность у рабочих. Всякий класс не суется в другой и все подчиняются философу. Это – справедливость. Философская теократия. В основе лежит божественная идея. Человек всецело поглощается безличной божественной идей.

Платон:

«Государство» - Главное, что в образуово устроенном государстве жены должны быть общими, дети – тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общим будут военные мирные занятия, а царям надо всем этим должны будут наиболее отличившиеся в философии и военном деле. Никто не должен ничего приобретать.

У идеального государства четыре добродетели: мудрость, рассудительнсоть, мужество и справедливость. Основывать государство надо во имя целого. Справедливость – преданность делу у всех сословий.

По Новикову.

Платон - Представитель идеалистического направления, интересы афинских олигархов.

Жизнь первых двух сословий регулируется государством, в том числе и брачные связи и семья. А третье сословие обеспечивает средства для существования.
Для единства нужно уничтожить частную собственность для двух высших сословий. Определенная система воспитания как в спарте.
Другой вариант идеального государства в «законах». Более реальный.
Сохранение индивидуальной частной собственности, но земля- собственность государства. Она делится на 5040 участков по числу граждан полиса, каждый участок переходит по наследству. Только одному ребенку. Регламентировать деторождение. 4 разряда граждан по имущественному положению. Их политические права должны соизмерять со с их доблестью, красотой и с имуществом. Установить предел для богатства. Земледелие для рабов. Кто занимается физическим трудом, тот не гражданин. Торговлей тоже не заниматься. Аристократический тип. Но существует народное собрание. Во главе государства старейшины и наиболее мудрые из граждан. Коллегия высших должностных лиц – 37 правителей от 50 лет на 20 лет. Руководили только законами. Отсутствует условие коллективной собственности на имущество.

Это сочетание олигархических и демократических элементов со значительным уклоном в олигархию. + много инфы есть в википедии.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 249.