Институт банкротства - это устанавливаемые государством правила поведения хозяйствующих субъектов, определяющие критерии состоятельности и платежеспособности организаций и механизмы, позволяющие соблюдать интересы кредиторов, государства, трудового коллектива, с помощью которых осуществляется отстранение неэффективного собственника от управления организацией, реализуются либо меры по приведению состояния банкрота в соответствие с определенными стандартами (правилами), либо «вывод игрока» с рынка».
Значение института банкротства для экономической системы трудно недооценить. Ведь именно он обеспечивает восстановление жизнеспособности организации посредством оказания ей помощи в преодолении финансовых трудностей, в случае, если ее сохранение является целесообразным, чем уход с рынка и одновременно устраняет нежизнеспособные элементы рынка. Таким образом, выполняя перераспределение ресурсов от неэффективных собственников к тем, кто выполняет свои функции оптимальнее, освобождая дорогу наиболее эффективно функционирующим субъектам, банкротство является одним из способов оздоровления экономики.
Кроме того, данный институт призван обеспечить сохранность и по возможности эффективное использование активов фирмы, испытывающей финансовые трудности; защищать интересы кредиторов, удовлетворяя их требования по отношению к предприятию-должнику. Выполняя последнюю функцию, институт банкротства способствует снижению цены и повышению благодаря этому доступности кредита, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития предпринимательства.
Благодаря институту банкротства принимаются в расчет общегосударственные интересы. В частности, сохраняются предприятия, социально-значимые как для всей страны, так и для отдельных регионов, а также несостоятельные, но экономически жизнеспособные хозяйствующие субъекты, испытывающие временные финансовые трудности. Таким образом, институт банкротства помогает сохранить производственный потенциал государства и является не разрушительной, как это принято считать, а созидающей силой.
Таким образом, от того, каким образом и насколько безболезненно для экономики будет разрешена ситуация, от которой не застрахованы даже вполне благополучные организации, во многом зависит общественное благосостояние. В связи с чем, особую значимость приобретает проблема эффективного функционирования института банкротства в национальной экономике, возможного лишь при условии наличия качественного законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности, и механизмов, обеспечивающих их практическую реализацию.
Решение обеих этих задач относится к компетенции государства. Оно призвано устанавливать между агентами правила взаимоотношений, возникающих в случае, когда один из них оказывается несостоятельным. Невыполнение государством данной функции имеет разрушительные последствия для экономики и является ярким примером «провала» государства.
В связи с выше изложенным, современная система регулирования несостоятельности должна быть элементом макроэкономической стратегии и, следовательно, должна выполнять определенную макроэкономическую функцию. В развитии экономических систем происходят радикальные изменения, и современное законодательство о несостоятельности не может это не учитывать. Регулирование несостоятельности является наиболее динамично развивающейся областью права в индустриальных странах, при этом экономика государства диктует необходимость постоянного обновления соответствующих норм. Отсюда, правовая система несостоятельности - единственный институт, который постоянно совершенствуется в рыночной экономике.
Примечательно, что банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все страны мира. Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали их по пяти категориям: радикально прокредиторские, умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолжниковские и радикально продолжниковские. Общим критерием для такой дифференциации служит превалирующая защита интересов соответственно кредиторов или должника. В двух первых градациях превалируют интересы кредиторов, в двух последних - должника.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.