Программа «Дорожная карта бизнеса – 2020» реализуется Правительством Казахстана в целях посткризисной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В ее рамках государством субсидируются кредиты, выдаваемые на новые проекты, а также ранее выданные кредиты МСБ.
Программа состоит из трех направлений: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств.
Реализация первого направления программы осуществляется через следующие механизмы: субсидирование ставки вознаграждения, гарантирование ставки вознаграждения, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисная поддержка ведения бизнеса.
В рамках первого направления субсидирование осуществляется по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства. Банки снижают ставку вознаграждения для одного заемщика до 12%, из которых 7% оплачивает должник, а 5% - компенсирует государство.
Второе направление реализации программы направлено на оздоровление предприятий, в рамках которого может оказываться такая поддержка, как субсидирование предприятию-должнику процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта; предоставление должнику отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) сроком до трех лет без начисления пени; другие мероприятия по оздоровлению предприятий в рамках плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже.
Третье направление направленно на поддержку предпринимателей экспортирующих продукцию на внешние рынки.
Целевые индикаторы программы:
· удешевление кредитов на общую сумму не менее 400 млрд. тенге ежегодно;
· к 2015 году:
· увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 12,5 %;
· увеличение доли несырьевого экспорта не менее 40 % в общем объеме экспорта;
· увеличение объема несырьевого экспорта не менее 43 % от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности;
· увеличение производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее 1,5 раз
I направление – поддержка новых бизнес-инициатив, предусматривает льготную помощь по новым кредитам (полученным не раньше 1 января 2010 года), выданным на старт-ап проекты, и предпринимателям, которые хотят модернизировать или расширить производство в приоритетных секторах экономики.
Участник I направления программы может рассчитывать на субсидирование части процентной ставки и частичное гарантирование по банковскому займу, а также поддержку в развитии производственной инфраструктуры.
II направление – оздоровление предпринимательского сектора, акцентируется на предприятиях, испытывающих затруднения с выплатой кредитов в связи с влиянием кризиса. Такие компании могут претендовать на субсидирование части процентной ставки по новым и действующим ссудам в рамках одной кредитной линии, рассчитывать на предоставление отсрочки по выплате налогов (кроме ИПН) сроком до 3 лет без начисления пени, а также получить льготы в рамках других мер, предусмотренных планом финансово-экономического оздоровления своего бизнеса.
III направление – снижение валютных рисков предпринимателей
Это направление подразумевает субсидирование части процентной ставки по действующим кредитам.
Участниками третьего направления Программы могут быть предприниматели, имеющие валютную выручку в размере не менее 10% от общего объема денежной выручки за соответствующий финансовый год. Ставка вознаграждения банков - участников программы, не может быть выше 14%. При этом предприниматель будет выплачивать не более 6%, а государство компенсировать 8%. Сумма кредита не должна превышать 3 млрд тенге по каждому отдельному проекту, срок субсидирования – от 1 до 3 лет с возможностью пролонгации до 10 лет.
Предприниматель обращается координатору программы на местном уровне с заявлением на субсидирование ставки вознаграждения банка, с приложением информации и документов, подтверждающих наличие валютной выручки в размере не менее 10% от общего объема денежной выручки за соответствующий финансовый год. Координатор программы на местном уровне выносит на рассмотрение РКС списки предпринимателей подавших заявление на субсидирование. РКС, в соответствии с условиями программы, принимает решение по возможности (невозможности) субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков предпринимателей, и оформляет решение соответствующим протоколом. Все проекты, рассматривавшиеся на РКС, направляются в уполномоченный орган, с приложением принятых по ним решений. В случае несоответствия проекта критериям программы к программе Уполномоченный орган имеет право приостановить решение РКС до заключения договора субсидирования. По проектам субсидирования, имеющим положительное решение РКС, между банком, предпринимателем и финансовым агентом заключается договор субсидирования, в рамках которого финансовый агент и предприниматель выплачивают банку соответствующие части ставки вознаграждения.
38. 39. Опишите значение новой Экономической политики «Нұрлы жол» в развитии Казахстана
Глава Государства отметил, что стержнем новой экономической политики станет план инфраструктурного развития, призванный обеспечить стабильное развитие государства и сохранение социальных достижений Казахстана. Прежде всего, это:
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
Развитие индустриальной инфраструктуры;
Развитие энергетической инфраструктуры;
Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо - и теплоснабжения;
Укрепление жилищной инфраструктуры;
Развитие социальной инфраструктуры;
поддержка малого и среднего бизнеса и деловой активности.
На этапе обострения экономического кризиса в Казахстане выдвинута программа "Нұрлы жол" как государственная мера и важный механизм обеспечения устойчивого развития экономики страны на предстоящую пятилетку. Это в условиях обострения внешних рисков и дестабилизации макроэкономической ситуации в мире. Обширная программа инфраструктурного обустройства объемлет качественно новую организацию транспортных (наземный и воздушный) связей и комплексного обслуживания потребностей и нужд экономики и населения. Это новый уровень комплексного развития экономики, повышения эффективности экономических связей, удешевления транспортных расходов.
Новая экономическая политика "Нұрлы жол" по внешним контурам и механизмам реализации в общетеоретическом плане укладывается в русло кейнсианских мер регулирования экономики на фазе депрессии экономического цикла и поисков выхода из нее. "Нұрлы жол" – это новая экономическая политика, новый механизм обеспечения устойчивого экономического роста страны на 2015–2019 годы.
Программа "Нұрлы жол" особенно важна на этапе выполнения заданий второй пятилетки ПФИИР. Производственные мощности многих предприятий, построенных и планируемых в рамках индустриальной программы, превышают внутренний спрос. Следует ориентироваться на рынки ближнего и дальнего зарубежья. За 2014 год казахстанский экспорт в государства ЕЭП уменьшился на 10,7%, а в РФ – на 20%. Ситуация на российском и в целом на мировых рынках продолжает ухудшаться. Реализация продукции на экспорт требует маркетинга внутренней и внешней конъюнктуры рынка. Создание оптимальной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей рациональные экономические связи между регионами с выходом на партнеров из ближнего и дальнего зарубежья, – важная и неотложная задача эффективного функционирования национальной экономики.
Принципиально новым и определяющим в программе "Нұрлы жол" является ее органическое слияние с базовой программой индустриализации страны – второй пятилетки ИИР РК. Притом "Нұрлы жол" как ядро новой экономической политики открывает новые возможности комплексного развития экономики, как бы ее "второго дыхания", обеспечивая оптимальное решение инфраструктурных и логистических задач конечной фазы воспроизводства, доведения ее результатов до стадии потребления. Системный государственный подход к управлению многоотраслевой инфраструктурой в органической связи с базовой программой новой индустриализации и обустройством неотложных социальных сфер предпринимается впервые не только в условиях ЕАЭС, но и стран СНГ. Тем более инфраструктура, как важная сфера процесса воспроизводства, обеспечивающая всю динамику и конечный эффект продвижения товара, товарной массы от производителя до конечного потребления, всегда была и остается наиболее узким местом суверенных национальных экономик, где их инфраструктурное обустройство как самостоятельный вопрос прежде не ставился.
Отрасли инфраструктуры экономики, обеспечивающие оптимальную логистическую связь и эффективное функционирование всего сложного народно-хозяйственного организма, впервые стали объектом государственного решения во всем комплексе, что будет иметь многоканальный мультипликативный эффект для формирующихся национальных экономических систем. Это также особенно важно как контрциклическая мера для расшивки узких, обострившихся негативных процессов кризиса, имеющих прямое отношение к Казахстану.
Кроме того, инфраструктурное обустройство страны, обеспечивая налаженные экономические связи между регионами и точками роста экономики в областях, явится естественным выходом к межконтинентальным путям сообщений, как, например, Западная Европа – Западный Китай или уже открытый путь на Иран и Ближний Восток, связывающий страны Центральной Азии и Персидского залива. Программа "Нұрлы жол" – реальная государственная акция по последовательному преодолению естественного барьера landlockedcountries – феномена Казахстана как «закрытой страны» в центре Евразийского континента, дающая серьезные возможности для смыкания налаженных внутренних инфраструктурных магистралей республики с международными путями сообщений, вплоть до морских порталов Запада и Востока.
Это своеобразный соединительный мост между фактически неконтактируемыми в прошлом крупными регионами бывшего единого Великого шелкового пути. Так, новая прикаспийская железная дорога выводит казахстанско-иранские отношения на новый уровень и способствует росту объема товарооборота, реализации новых проектов, имеющих важное значение для укрепления безопасности двух стран, в частности в области ядерной энергетики, экспорта зерна и др. У Казахстана с Ираном сложились дружественные отношения в такой сложной сфере, как сотрудничество в акватории Каспийского моря. Через прикаспийскую железную дорогу возможен выход на огромный рынок стран Ближнего Востока. А для Ирана – это "дверь" в Китай и Россию.
Речь идет о наглядном мультипликативном эффекте от одного частного, но важного инфраструктурного проекта. Возможности взаимной торговли между нашими странами будут значительно расширены при снятии санкций к Ирану со стороны США и ЕС. В частности, заблокирована деятельность иранских банков, и проводить взаиморасчеты напрямую в тенге и риалах наши страны пока не могут. Новая транспортно-транзитная составляющая во взаимодействии Казахстана с Ираном призвана диверсифицировать и увеличить экспортные потоки казахстанской продукции в южном направлении.
Важный аспект инфраструктурного обеспечения экономики Казахстана – открытие совместного казахско-китайского терминала в порту Ляньюньган. Новый транспортно-логистический терминал вкупе с регулярным контейнерным поездом Ляньюньган – Алматы нацелен на повышение экспортно-импортного и транзитного потенциала не только с Китаем, но имеет прямой выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Юго-Восточной Азии (ЮВА), способствуя развитию торговых отношений в регионе с выходом на транзит из этих стран в Центральную Азию (ЦА), государства Персидского залива, Россию, Кавказский регион и Европу через территорию Казахстана. Так, казахстанская политика «Нұрлы жол» де-факто реально способствует восстановлению экономического пояса Шелкового пути через магистраль Западная Европа – Западный Китай, что активно поддерживается и Китаем.
Программа "Нұрлы жол" – комплексная, где органически увязаны стратегические задачи кардинального решения энергетического снабжения северных, восточных и южных регионов Казахстана, завершение строительства третьего энергоблока на ГРЭС-2 в Экибастузе как важной составляющей программы "Нұрлы жол" в строительстве надежных высоковольтных линий на юге Казахстана и преодоления дефицита электроэнергии. В среднесрочный период (2015–2017 гг.) в республике предусмотрено стабильное, на высоком уровне авиасообщение между регионами Казахстана и новыми зарубежными линиями. Заключаются инвестиционные соглашения на поставку высокотехнологичной авиационной техники, в том числе вертолетной из Франции, ряда европейских стран.
Качественно новая постановка и решение транспортной инфраструктуры, где увязывается оптимизация внутренних сетей с международными магистралями, несомненно, будет иметь стратегический эффект в ускорении товарооборота и транзита экспортно-импортных взаимосвязей Казахстана со странами Запада и Востока, Севера и Юга, где ключевая роль республики как важного логистического звена несомненна. Такие благоприятные внешние и внутренние инфраструктурные возможности формируют качественно новый фактор экономического роста для Казахстана, обусловленный потребностями ускорения оборота капитала, особенно на выходе из затянувшегося экономического кризиса и той ролью, которую играют динамично развивающиеся Китай и страны Юго-Восточной Азии в обновлении мировой экономики. По рейтингу агентства Bloomderg, динамика только Китая, Индии, Индонезии, Филиппин и Кении – этих пяти стран – за 2015 год обеспечат 16% роста мирового ВВП
Новая экономическая программа "Нұрлы жол" по своей стратегической значимости объективно не может быть ограничена временными рамками и восприниматься как тактическая задача, рассчитанная на 3–5 лет. Речь идет о начале реализации уникального транзитно-транспортного проекта международного уровня, имеющего для Казахстана действительно стратегическое значение. Он должен изменить положение Казахстана как важного транспортно-логистического хаба в центре Евразии, призванного обеспечить наиболее экономичную связь между Западной Европой, Китаем и ведущими странами ЮВА.
Важный аспект программы "Нұрлы жол" – решение неотложных в условиях кризиса социальных проблем. При этом нет места иждивенчеству, патернализму. Намечается увязка решения социальных аспектов создания условий для пополнения и расширения ниши роста среднего класса, подготовки квалифицированных рабочих кадров, среднего персонала – техников и их трудоустройства. В связи с этим задача ученых-трудовиков – разработать научные основы обеспечения программы трудовыми ресурсами по квалификациям "белых", "синих" воротничков и рабочих массовых профессий при общей массе в 200 тыс. рабочих вакансий, которые открываются программой "Нұрлы жол". При этом следует учесть неотложность поэтапной подготовки квалифицированных рабочих кадров, ибо доля обездоленных, реальных безработных, незанятых среди молодежи, особенно сельской, с учетом почти 30% активной рабочей силы в статусе "самозанятых". Программа выгодна прежде всего для основной массы неорганизованных рабочих, живущих в регионах на селе. Но их необходимо заблаговременно, поэтапно готовить через систему технических училищ, ибо основная масса претендентов – молодежь со средним общим образованием. Группа квалифицированных рабочих и средний технический персонал должны проходить уже специальную подготовку на уровне колледжей и бакалавриата.
Рабочие массовых профессий в наши дни в корне отличны от рабочих современных предприятий, где роль последних сводится к управлению линиями. Условия труда массовых профессий предстоят не из легких – это бетонщики, путеукладчики, слесари, рабочие-дробильщики, щебеночники, рабочие карьеров, водители большегрузных машин, машинисты-слесари. Эта категория рабочих, характерная для стран третьего мира. Потому возникает проблема организации оплаты труда с учетом региональных климатических и физически тяжелых условий труда, особенно на дорожном строительстве на открытом воздухе. Следует учитывать суровые, резко континентальные климатические особенности регионов Казахстана.
Управленцам среднего звена придется зачастую оперативно решать вопросы без привязки к стандарту 8-часового рабочего дня. При этом один из факторов оплаты труда – региональные различия в уровнях жизни населения. В связи с этим весьма кстати учет организации труда и заработной платы рабочих, управленческого персонала строительства трансконтинентальной международной трассы Западная Европа – Западный Китай.
Исходя из изложенного следует организовать социологическое обследование условий труда и быта рабочих массовых профессий по категориям с выявлением трудовой ориентации, целевых установок социальных страт слоев и групп, перспективы квалификационного роста этой категории рабочего класса. Из 200 тыс. привлекаемых рабочих по программе "Нұрлы жол" нам следует знать, кто эти люди, какова их социальная ориентация и какие у них планы по завершении инфраструктурных объектов. В целом достоверной социологической информации о рабочем классе республики, о самозанятом населении на селе и в малых городах, да и вообще о состоянии рабочего класса городских агломераций совершенно недостаточно. Институты, подобные "Левада-центру", республике неотложно необходимы.
Инфраструктурное развитие страны, не имеющее аналогов в СНГ, неразрывно с решением неотложных социальных проблем. Официально на государственном уровне гарантируется уровень заработной платы бюджетников и пенсионное обеспечение населения с индексацией инфляции. По-новому формируется жилищная программа, нацеленная на расширение арендного жилья при отсутствии первоначальных взносов, снижении процентов за ипотеку. Притом социальное арендное жилье будет предоставляться на более длительный срок с правом выкупа.
Программа "Нұрлы жол" предстает воплощением стратегической идеи по становлению Казахстана как Евразийского транслогистического и делового хаба. При этом органическими и важнейшими блоками этой стратегической магистрали, выходящей на международный уровень, формируются основные экономические районы Казахстана. Это фактически логистически выверенный этап возрождения Шелкового пути в условиях новых требований глобализации мировой экономики и оптимального решения транспортно-логистических задач на уровне крупнейшего казахстанского региона с включением в Евразийский континентальный блок. Решение этой крупнейшей задачи явится локомотивом экономического развития Казахстана и смежных с ним регионов Восточной Европы, России и Китая, с интеграцией торгово-транспортного потенциала Евразии.
В проект "Нұрлы жол" будут активно включены все регионы Казахстана с интенсификацией не только собственно межрегиональных связей, но и выходом в смежные приграничные, а также на межконтинентальный уровень с созданием специальных экономических зон. Это новый уровень комплексного развития экономики, повышения эффективности экономических связей, удешевления транспортных связей.
Новая экономическая политика "Нұрлы жол", вызывая к жизни новые механизмы и факторы ускорения экономического роста, безусловно, обретает действенно контрциклический, антикризисный характер.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.