Назначение. Данная методика известна под названием «Знаете ли вы себя и
свое рабочее место?».
Производство - это прежде всего люди. Как научиться понимать тех, с кем
постоянно находишься бок о бок? Как подобрать верный ключик к психологическим
загадкам, с которыми постоянно сталкиваешься в работе с людьми? Психологический
анализ - дело непростое, и здесь первое правило: сначала познай себя. Этой цели
и служит предлагаемый тест. Он выполнен в трех вариантах.
Первый вариант - для директоров и их заместителей.
Второй вариант - для руководителей отделов, начальников цехов и других
руководителей такого же уровня.
Третий вариант - для руководителей первой линии и ведущих специалистов,
например, старшего инженера, ведущего конструктора и т. д.
Инструкция. Процедура тестирования заключается в следующем. Прочтите вопрос и
предлагаемые ответы на него. На листе бумага запишите номер вопроса (римской
цифрой) и соответствующий вашему мнению ответ (арабской цифрой). Ответив на все
14 вопросов вашего варианта, оцените результаты согласно таблице и
интерпретатору, помещенным в конце методики.
Вариант первый.
Для директоров и их заместителей
I.Что творится на предприятии, когда вы отправляетесь в длительную служебную
командировку:
1.Каждый делает что хочет?
2.Через месяц начинает падать производительность?
3.Дела идут нормально, но угроза «сбоя» висит в воздухе?
II.Считаете ли вы своих заместителей:
1.Ближайшими сотрудниками, которые вместе с вами управляют этим «кораблем»?
2.Не вредными, а порой и полезными сотрудниками?
3.Тайными соперниками, с которыми надо постоянно бороться?
III.Что вы ощущаете, принимая срочные задания министерства:
1.Ожидаете объективных трудностей?
2.Готовы справляться с любыми трудностями?
3.Уверены, что нет такой ситуации, из которой не было бы выхода?
IV.Что вы считаете основой вашей руководящей деятельности:
1.Оперативное решение возникающих проблем?
2.Концептуальный подход к управлению?
3.Координацию плановых заданий и оперативное решение возникающих при их
выполнении проблем?
V.Зачем вы собираете различные совещания:
1.Чтобы найти альтернативные пути решения проблем предприятия?
2.Чтобы довести до сведения подчиненных свои взгляды?
3.Чтобы не нарушать давнюю традицию периодической «накачки» подчиненных?
VI.Кому, по вашему мнению, должно принадлежать право вознаграждения
подчиненных:
1.Каждому руководителю подразделения?
2.Лишь некоторым нижестоящим руководителям?
3.Должно быть только вашей прерогативой?
VII.Где расположен ваш личный секретариат:
1.Там, где нашлось место?
2.Рядом с вашим кабинетом?
3.На том же этаже, где и секретариаты ваших заместителей?
VIII.Какую площадь занимает ваш секретариат?
1.Более 25 кв.м?
2.Менее 15 кв.м?
3.Около 25 кв.м?
IX.Чему вы отдавали предпочтение, обставляя свой кабинет:
1.Книгам?
2.Цветам?
3.Телевизору?
X.Как долго продолжаются обычно ваши совещания:
1.Не более двух часов?
2.Не более полутора часов?
3.Не более часа?
XI.Хорошо ли вы знаете руководителей предприятий-поставщиков и
предприятий-заказчиков:
1.Весьма поверхностно?
2.Хорошо?
3.Лишь по переписке?
XII.От чего, по-вашему, зависят отношения между вашим предприятием и
заказчиками:
1.От инициативной политики сбыта и качества вашей продукции?
2.От требований инструкций, принятых много лет назад?
3.От методов планирования?
XIII.Чего вы ожидаете от зарубежной командировки:
1.Получения информации и установления полезных служебных контактов?
2.Возможности пропагандировать продукцию предприятия?
3.Информации о другой стране и ее рынке?
XIV.Считаете ли вы рекламу продукции вашего предприятия:
1.Неизбежным, хотя и дорогим делом?
2.Тем, на чем нельзя экономить?
3.Неотъемлемой частью деятельности предприятия?
Вариант второй.
Для руководителей отделов, начальников цехов и других руководителей такого же
уровня
I.Вы опасаетесь, что ваше подразделение без вас:
1.Не обойдется и дня?
2.Может спокойно обойтись - все дела пойдут своим чередом?
3.Может обойтись некоторое время?
II.Ваше сотрудничество и контакты с другими подразделениями предприятия:
1.Удовлетворительны?
2.Единичны?
3.Недостаточны?
III.Считаете ли вы, что некоторые подразделения и цеха на вашем предприятии
надо:
1.Ликвидировать?
2.Оставить в покое?
3.Привести количество занятых там работников в соответствие с важностью
решаемых задач?
IV.Что вы думаете о руководителях своего предприятия:
1.Они полностью удовлетворены своей работой?
2.Работают производительно?
3.Делают все, что могут?
V.Как вы относитесь к обеспечению подчиненных полной информацией:
1.Считаете это необходимой предпосылкой хорошей работы своего подразделения или
цеха?
2.Способом перекладывания на них своей работы?
3.Излишним делом?
VI.Что вы делаете, когда нужно материально поощрить подчиненных:
1.Решаете вопрос самостоятельно?
2.Консультируетесь с вышестоящим начальством?
3.Практически не имеете такой возможности?
VII.Если вам удалось получить еще одну комнату, как вы ее используете:
1.Для размещения своих сотрудников?
2.Устройство нового кабинета для себя и своей секретарши?
3 Благоустройство комфортабельного кабинета лично для себя?
VIII.Как вы поставите свой письменный стол:
1.Чтобы свет падал на него спереди?
2.Чтобы вы выглядели как можно внушительнее?
3.Чтобы свет падал слева?
IX.Как вы относитесь к дыму во время совещаний в вашей комнате:
1.Запрещаете курить?
2.Делаете перерыв для курильщиков?
3.Не видите из-за дыма друг друга?
X.Каково ваше мнение об оснащении своих подчиненных средствами оргтехники:
1.Считаете это второстепенным?
2.Допускаете, что они вполне могут одалживать приборы друг у друга?
3.Придаете важное значение этой «мелочи»?
XI.Каково ваше мнение о поставщиках?
1.Безразлично, кто поставщик, были бы поставки в срок?
2.Вы готовы помогать поставщикам в совершенствовании продукции?
3. Вы изучаете результаты применения этой продукции в ваших изделиях?
XII.Считаете ли вы, что продукция:
1.Прекрасно расходится сама?
2.Может быть успешно реализована при минимальных усилиях сбытовиков?
3.Нуждается в рекламе?
XIII.Каково ваше отношение к профессиональным семинарам и конференциям:
1.Видите в них прекрасную возможность завязать новые контакты?
2.Помогают узнать новости из вашей области деятельности?
3.Считаете их потерей времени?
XIV.Что, по вашему мнению, имеет наибольшее значение для укрепления доброго
имени вашего предприятия:
1.Хорошие служебные и человеческие отношения в коллективе?
2.Четкая работа отдела пропаганды и рекламы?
3.Высокое качество продукции?
Вариант третий.
Для руководителей первой линии и ведущих специалистов,
например, старшего инженера, ведущего конструктора и т. д.
I Считаете ли вы, что ваша должность и, соответственно, работа для
предприятия:
1.Необходима?
2.Бесполезна?
3.Полезна, но не необходима?
II.Как вы оцениваете служебную квалификацию своих сотрудников:
1.Очень высокая?
2.Поверхностная?
3.Крайне низкая?
III.Считаете ли вы, что ваши сотрудники:
1.Только делают вид, что работают?
2.Работают так же хорошо, как вы?
3.Работают больше вас?
IV.Чего вы ожидаете от своего непосредственного руководителя:
1.Что он поможет вам лучше выполнять свою работу?
2.Больше внимания к координации работ в вашем подразделении?
3.Что сможете кое-чему научиться у него?
V.Как вы представляете задачи подразделения, в котором работаете?
1.Изучение текущих и перспективных задач вашей организации?
2.Выполнение работ сходного характера?
3.Ваши функции сводятся лишь к выполнению круга прямых обязанностей и вас не
волнуют общие задачи подразделения?
VI.Когда вы обычно получаете вознаграждение за сверхурочную работу:
1.В ближайшую зарплату?
2.В течение двух месяцев?
3.Еще позже?
VII.Комната, в которой вы работаете, предназначена для:
1.Четырех и более человек?
2.Двух-четырех человек?
3.Одного-двух человек?
VIII.Как освещается ваше рабочее место:
1.Лампами дневного света и светом из окон?
2.Только светом из окон?
3.Только лампами дневного света?
IX.Что в основном вызывает шум в вашем кабинете:
1.Постоянные разговоры сотрудников?
2.Громкие руководящие указания начальника?
3.Шум пишущих машинок и звонки телефонов?
X.На сколько человек приходится у вас один телефонный аппарат:
1.На четырех и более?
2.На двух-четырех?
3.На каждого работника?
XI.Что вы знаете о главных поставщиках вашего предприятия:
1.Только название организации?
2.Характер производства?
3.Даже фамилию директора и имя самой красивой секретарши?
XII.Что вы знаете о судьбе продукции вашего предприятия:
1.Она используется другими предприятиями как полуфабрикат?
2.Вам известны ее основные параметры и значения для заказчиков?
3.Судьба продукции вас вообще не интересует?
XIII.Как организовано на вашем предприятии информационное обслуживание:
1. Каждый сотрудник должен и может получить для своей работы всю необходимую
информацию?
2.Вашему начальнику все равно, где и как вы ее добываете?
3.Руководители вашего предприятий считают сбор информации пустой тратой времени.
XIV. Каково ваше мнение о рекламе продукции вашего предприятия:
1.Вам безразличны эти вопросы?
2.Вы считаете это ненужным делом?
3.Вы всегда рассказываете, на каком предприятии вы работаете?
Обработка и интерпретация результатов
Против номера вопроса в соответствующем варианте находится тот ответ, который
вы подчеркнули. Определите его оценку о баллах. Просуммировав баллы, вы узнаете,
к какой из четырех категорий относится ваше предприятие и правильно ли вы его
оценили.
Баллы 3
2
1 1
3
1 2
1 2 3 2 3 4 2 3 5 1 2 6
1 2 7
3
2 8
3
1 9 1 2 10 3
2 11
2
3 12 2
1 13
1
214
3
2I 23 1 1 3 3 1 2 3 1 1 3 31
Менее 20 баллов. Ситуация на предприятии неблагоприятная. Необходимы
существенные перемены даже в самой концепции управления производством,
21-28 баллов. Предприятие постоянно лихорадит, Время работает против
руководителя. Необходимо ускорить анализ сложившегося положения и разработать
новую концепцию системы управления и развития предприятия.
29-37 баллов. Предприятие находится на хорошем счету. Но все же нельзя
забывать о том, что для стабильного успеха нужно постоянно совершенствовать
методы руководства и деятельность подчиненных. Почивать на лаврах опасно - это
может привести к ухудшению ситуации и в данном подразделении, и на предприятии
в целом.
38 и более баллов. Свидетельствуют о том, что предприятие весьма стабильно,
слаженно и хорошо управляется. Но это вовсе не означает, что уже нельзя ничего
улучшить. Необходимо время от времени консультироваться у экспертов по
организации производства, чтобы сохранить достигнутый высокий уровень.
10.9. Диагностика привлекательности труда (В. М. Снетков)
Инструкция. Перед вами опросник, который содержит ряд суждений о различных
аспектах работы в трудовых коллективах. Среди предложенных суждений нет плохих
или хороших, все они важны, но для каждого человека каждое по-своему.
В первой части задания просим вас оценить по десятибалльной шкале степень
справедливости перечисленных суждений для вашей личной работы в данном
коллективе (на участке или в бригаде). Причем 10 баллов - это абсолютно (на
100%) справедливо, то есть оцениваемое качество постоянно присутствует. Если же,
хотя бы и очень редко, качество не обнаруживается, то следует ставить 9 баллов
и так далее до 0, который обозначает полное отсутствие данного качества, то
есть никогда такого не бывает. Для ответа вам необходимо написать в
соответствующей графе ответного листа тот балл, который выражает ваше мнение по
данному суждению.
Во второй части задания используется тот же опросник. Но теперь вам следует
ответить на вопрос: «Если бы у вас вдруг появилась возможность сменить эту
работу на другую, то вы бы выбрали ту, в которой...». При выполнении этой части
работы вам следует прежде всего ориентироваться на свои личные желания и
интересы, то есть отметить, что для вас в работе наиболее важно, а что наименее.
В ответах будьте самостоятельными, постарайтесь выразить свое личное мнение по
каждому пункту, ничего не пропускайте,
Результаты отдельных анкет нигде обсуждаться не будут и оглашению не
подлежат.
Протокол опроса
Цех, отдел________
Специальность______________
_ Участок, лаборатория____________. . Разряд _
Пол: мужской женский (нужное подчеркнуть) Возраст_____Образование______
Среднемесячная зарплатас учетом всех премиальных_____
Стаж работы: на этом участке/отделе________в этой должности
Какова вероятность того, что при случае вы уйдете с этого места работы?
Обведите кружком нужную цифру:
1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
Определите среднее арифметическое значение по каждой шкале отдельно в
первой и второй части задания,
Бланк ответов Первая часть
Номер л/л Балл Номер п/п Балл Номер
п/п балл Номер
п/пБалл Сумма Средняя По строке I 15 29 43 2 16 30 44 3 17 31
45 4 18 32 46 5 19 33 47 И 20 34 48 7 21 - 35 49 8 22 36
50 У 23 37 51 10 24 38 52 11 25 39 53 \1 26 40 54 13 27
41 55 14 28 42 56 Вторая часть
Номер п/пВаллНомер п/пБаялНомер п/пБаллНомерБаллСумма Средняя
По строкеМ,-М,115294321630443173!4541832465193347620344872135498223650923375110
24385211253953122640541327415514284256
Опросник
1 В работе всегда есть что-то новое, незнакомое и потому интересное
109876543210 2 Хорошие, безвредные для человека санитарно-гигиенические условия
труда 10987654321 0 3 В коллективе теплые и дружеские отношения между людьми
109876543210 4 У меня много товарищей по работе, которые меня ценят и уважают
109876543210 5 Есть возможность повышать свою квалификацию, профессиональную
грамотность 109876543210 6 Высокая среднемесячная зарплата. 109876543210 7 В
коллективе существуют отношения непримиримости к разгильдяйству, нечестности,
бесхозяйственности. 109876543210 8 В коллективе большинство
высококвалифицированных, грамотных работников. 109876543210 9 У большинства
членов коллектива ответственное отношение к своим обязанностям. 109876543210 10
Всегда своевременный ремонт техники и оборудования, пхтавка сырья и материалов
109876543210 11 В коллективе постоянно растет производительность труда.
109876543210 12 Работа простая, не требует специальной подготовки. 109876543210
13 0 моей работе не стыдно рассказать друзьям и знакомым. 109876543210 14 В
процессе работы всегда есть возможность переговорить с товарищами по работе.
109876543210 15 Работа требует специальных знаний и умений. 109876543210 16
Работа безопасная, не содержит травмоопасных ситуаций. 109876543210 17
Большинство в коллективе - приятные и симпатичные люди, с которыми можно не
только хорошо поработать, но и отлично отдохнуть. 109876543210 18 Я пользуюсь
авторитетом и доверием среди работников нашего коллектива. 109876543210 19 Есть
возможность поработать на различных операциях, станках, освоить смежные
профессии. 109876543210 20 Большие премии. 109876543210 21 В коллективе
сложились отношения взаимопомощи и сотрудничества. 109876543210 22 Большинство
членов коллектива имеют среднее, в том числе среднетехническое, и незаконченное
высшее образование. 109В76543210 23 В коллективе отсутствуют какие бы то ни
было нарушения трудовой дисциплины, правил техники безопасности, опоздания и т.
п. 109876543210 24 В коллективе полностью отсутствует работа в сверхурочное
время и выходные дни. 109876543210 25 В коллективе постоянно снижается
себестоимость продукции. 109876543210 26 Работа легкая, не вызывает физического
переутомления. 109876543210 27 Моя работа имеет большое значение для
деятельности всего коллектива. 109876543210 28 Руководитель часто обсуждает со
мной различные производственные вопросы. 109876543210 29 Работа разнообразная,
требует смекалки, заставляет думать. 109876543210 30 Хорошее, удобное
оборудование и техника. 109876543210 31 В коллективе отсутствуют какие бы то ни
было конфликты между работниками. 109876543210 32 Администрация предприятия
ценит меня как работника. 109876543210 33 Есть возможность и созданы все
условия для учебы. 109876543210 34 Высокая оплата сверхурочных часов и работы в
выходные дни. 109876543210 35 В коллективе отношения между людьми строятся на
основе высокой требовательности и принципиальности. 109876543210 36 Большинство
работников имеют четко выраженную политическую позицию. 109876543210
Продолжение 37 Большинство членов коллектива характеризуются творческим
отношением к труду. 109876543210 38 Работа ритмичная, без штурмовщины.
109876543210 39 В коллективе совсем нет брака в работе. 109876543210 40 Условия
работы позволяют выбрать для себя удобный темп. 109876543210 41 Продукция,
которую я выпускаю, очень важна. 109876543210 42 Руководитель всегда
интересуется моими личными делами. 109876543210 43 Работа требует высокой
квалификации. 109876543210 44 Хорошо оформлены места общего пользования:
столовые, душевые, раздевалки и пр. 109876543210 45 В коллективе сложилась
атмосфера доверия и доброжелательности людей друг к другу. 109876543210 46 Мой
руководитель меня уважает. 109876543210 47 Есть возможность постоянно повышать
свою экономическую, правовую грамотность 109876543210 48 Хорошее обеспечение
членов коллектива путевками, жильем, детским садом, летним
лагерем для детей и пр. 109876543210 49 Высокая организованность и сплоченность
всего коллектива. 109876543210 50 Большинство в коллективе активно участвуют в
общественной жизни цеха, предприятия. 109876543210 51 В коллективе каждый
считает своим долгом бороться за повышение качества продукции. 109876543210 52
Удобная сменность, 109В76543210 53 В коллективе всегда строго выполняются все
плановые показатели. 109876543210 54 Работа не накладывает на человека большой
ответственности. 109876543210 55 Наш коллектив играет важную роль в жизни всего
предприятия. 109876543210 56 Члены коллектива часто проводят вместе свободное
от работы время. 09В76543210
Обработка и интерпретация результатов
Определить степень субъективной привлекательности работы для человека в
данном коллективе путем нахождения разности средних арифметических значений
шкал между первой и второй частями (М, - Мг). Здесь важное значение имеют
величина разницы и знак: отрицательные значения интерпретируются как
неудовлетворенность тем или иным аспектом работы; положительные - как
привлекательность данного аспекта для человека.
Ключ
Для удобства обработки все изучаемые потребности сведены в 14 шкал и даны в
листе ответов построчно:
1.Потребность в творческой и интересной работе.
2.Потребность в благоприятных условиях труда.
3. Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе.
4. Потребность в признании, в личном авторитете.
5.Потребность в собственном развитии.
6.Потребность в личном материальном и социальном обеспечении.
7.Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в
коллективе.
8.Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива.
9.Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива.
10.Потребность в хорошей организации труда.
11.Потребность в производственных успехах всего коллектива.
12.Утилитарная потребность (потребность в удовлетворении узких личных
интересов).
13.Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы
коллектива в целом.
14.Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
10.10. Определение деятельностной эффективности организации (В. Зигерт, Л.
Ланг)
Инструкция. Вам предлагается оценить 22 суждения, отмечая крестиком один из
вариантов ответа («нет», «скорее нет», «скорее да», «да»).
Суждения (гипотетические ситуации) Нет Скорее нет Скорее да Да В случае срывов
и неудач в первую очередь всегда идет активный поиск виноватых. Многие
сотрудники на всякий случай стремятся обезопасить себя с помощью докладных
записок, инструкций и прочих бумаг. Доступ к информации определяется
положением сотрудника, а не его служебными функциями. Нет ясности в том,
какие цели в данный момент считаются приоритетными. Многим сотрудникам они не
известны. Если допущена ошибка или промах, то первым об этом узнает не
допустивший ее работник, а его начальник или коллеги. Присутствует и даже
господствует «отдельский эгоизм». Сотрудники редко отождествляют себя с
принятыми решениями. Они чаще всего воспринимают эти решения не как свои.
Текучка или рутина отнимают массу времени, спокойно заняться своей
непосредственной работой трудно. Часто мешают авралы. Руководители не
стремятся строить управление на коллективных началах, хотя иногда и говорят о
необходимости этого. Когда речь заходит о руководителях, о них обычно
говорят в ключе «эти там, наверху», а не «один из нас». Большинство
конфликтов чаще возникают из-за мелочей. Совещания длятся слишком долго и
завершаются чаще всего «накачкой», то есть безрезультатно. Иногда они сводятся
к борьбе амбиций. Насколько хорошо работник справляется со своими
обязанностями, он узнает крайне редко. Часто он даже не знает, на основе каких
критериев его оценивают. Сотрудникам трудно, а часто бесперспективно
предлагать новые идеи по совершенствованию технологических или управленческих
процессов. Энтузиазм в работе - это удел «чудаков». Руководство четко
делит всех сотрудников на две части: те, с которыми оно начинало, люди "первого
призыва», и новички, которым еще предстоит доказать, что они могут быть
«своими». Большинство сотрудников четко придерживаются регламента и
инструкций и редко выходят за их рамки. Когда руководители оценивают работу
подчиненных, то это чаще всего происходит на эмоциональном уровне или на кнове
более или менее поверхностных наблюдений. Многих сотрудников часто посещает
мысль, зачем нужно было так долго и много учиться, если все равно твои знания и
опыт почти никому не нужны и редко используются в работе. Критика
недостатков в работе из уст рядовых сотрудников не поощряется. Большинство
сотрудников устраивает сложившийся стиль управления. Они привыкли быть ведомыми.
Усилия и старания сотрудников не всегда адекватно оцениваются и
вознаграждаются. Во многом это зависит или от случайных факторов, или от
степени близости к начальству.
Интерпретация
В начале необходимо определить сумму крестов по вариантам. Чем выше будет
полученная сумма по вариантам «нет» и «скорее нет», тем выше зрелость
организации, тем ближе она к современной демократической форме развития.
Максимальный результат по каждой колонке - 22 балла, Чем выше показатель,
набранный по колонкам «скорее да», «да», тем больше данных в пользу косности
организации, ее бесперспективности.
10.11. Экспертная оценка деятельностной успешности курсантов военных учебных
Заведений
Инструкция. Оцените каждого курсанта (военнослужащего) по 10-балльной шкале.
Содержательные значения оценок приведены ниже.
В группу экспертов рекомендуется включать начальников курсов, преподавателей и
непосредственных начальников, которые определяют результаты успешности обучения
(службы) по шкалам экспертных оценок.
Балл Содержательная интерпретация экспертных оценок
10 По своим способностям и личным качествам, успешности обучения
и службы лучший из лучших в группе (подразделении).
9 Лучший в группе (подразделении), обладает высокими способностями и
личными качествами, отлично усваивает теоретический материал и практические
навыки специальности и службы.
8 По своим способностям и личностным качествам, успешности обучения и
службы, по легкости усвоения материала и практических навыков специальности и
службы существенно отличается от среднего уровня курсантов, один из лучших в
группе (подразделении).
7 Обладает хорошими способностями и личными качествами, лучше, чем
большинство других, усваивает материал и овладевает практическими навыками
специальности и службы.
6 Обладает хорошими способностями и личными качествами, по ряду
показателей несколько лучше, чем большинство, усваивает материал и практические
навыки специальности и службы.
5 По своим способностям и личностным качествам, усвоению материала и
овладению практическими навыками специальности и службы ничем не отличается от
большинства остальных ни в лучшую, ни в худшую сторону.
4 Обладает средними способностями и личными качествами, по усвоению
материала и овладению практическими навыками специальности и службы несколько
отличается от большинства в худшую сторону.
3 Способности и личные качества ниже среднего, усвоение материала и
овладение практическими навыками специальности и службы медленное и требует
большого внимания, чем у большинства.
2 Способности и личные качества низкие, усвоение материала и овладение
практическими навыками специальности и службы очень медленное и требует очень
много внимания при низкой эффективности и отдаче.
1 Способности и личные качества недостаточны для усвоения материала и
овладения практическими навыками специальности и службы, самый слабый в группе.
Обработка и интерпретация
Интегральная экспертная оценка определяется ее средним значением для
каждого оцениваемого результата успешности обучения и службы.
При экспертной оценке контролируемых результатов успешности обучения и
службы по десятибалльной шкале следует осуществлять перевод в пятибалльную
шкалу в соответствии со следующими критериями:
V 5 = 5 (отлично), если экспертная (интегральная экспертная) оценка
составляет 8 и более баллов (адекватна 1-й группе профпригодности);
V1-5 = 4 (хорошо), если экспертная (интегральная экспертная) оценка
находится в пределах 7-6 баллов (адекватна 2-й группе профпригодности);
V]5= 3 (удовлетворительно), если экспертная (интегральная экспертная) оценка
составляет 4-5 баллов (адекватна 3-й группе профпригодности);
V]S= 2 (неудовлетворительно), если экспертная (интегральная экспертная)
оценка составляет 3 и менее баллов (адекватна 4-й группе профпригодности).
На основании выявленных оценок производится ранжирование курсантов в
исследуемых группах.
10.12. Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности
Учителя (Н. П. Фетискин)
Инструкция. Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей
учебного процесса. Хочется верить, что ваши искренние ответы помогут
значительно повысить успешность вашей учебной работы.
А теперь возьмите опросник и лист ответов и укажите в его верхней части:
курс, группу / класс, возраст, пол, желание учиться.
В опроснике имеется 12 утверждений, которые позволят уточнить ваши мнения,
интересы, состояния, отношения, оценки учебной деятельности. На листе ответов
напишите номер утверждения, а рядом поставьте 1-2 ответа в буквенной форме по
каждому предмету. Обращайте внимание на то, когда нужно оценить отдельные
качества преподавателя, а когда свои учебные действия.
Лист ответов
Курс/класс Возраст Пол Желание учиться
Ю Д Очень большое Учусь подолгу Учусь без желания № «опросов Оценка
учебной деятельности ко предметам
Математика Химия Физика Иностранный язык История 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13
Опросник
1. Речь преподавателя:
а)свободная, разнообразная;
б) затрудненная, монотонная;
в) четкая, понятная;
г) малоразборчивая;
д) эмоциональная;
е} скучная.
2.Интонация педагога:
а) уверенная, стимулирующая;
б) неуверенная, безразличная;
в) жизнерадостная;
г) мрачная, пессимистичная;
д} спокойная, сдержанная;
е} раздраженная, недовольная;
ж) доброжелательная;
з) пренебрежительная.
3.На этом занятии я:
а) открываю много нового;
б} многие вопросы мне давно известны;
в) получаю установку для самостоятельной работы;
г) чаще топчемся на одном месте;
д) получаю весь необходимый материал;
е) вынужден усваивать второстепенный лекционный материал, т. к. педагог считает
свои лекции единственным верным источником.
4.Педагог по этому предмету:
а) жестко контролирует все мои действия, держит аудиторию в страхе;
б) безразлично относится к тому, чем я занимаюсь;
в) может легко оскорбить, обидеть;
г) пытается заинтересовать, увлечь предметом;
д) считает главным, чтобы ему не мешали;
е) пытается найти контакт с аудиторией, стремится к диалогу, сотрудничеству;
ж) ориентируется лишь на заинтересованных студентов.
5.На этом занятии я:
а} стремлюсь выполнить все задания;
б) занимаюсь для вида, чтобы произвести благоприятное впечатление;
в) стремлюсь не пропустить все интересные положения и факты;
г) считаю самым главным просто присутствовать на занятии.
6.На этом занятии я:
а) стремлюсь записать все самое главное;
б) занимаюсь посторонними делами (читаю художественную литературу, пишу
письма);
в) стремлюсь все понять, чтобы меньше готовиться дома;
г) сижу скучаю, зная, что все придется изучать самостоятельно;
д) выполняю многие задания машинально; е} готовлюсь к другому предмету.
7.На этом предмете я:
а) стремлюсь повысить свой интеллектуальный уровень;
б) пытаюсь получить высокую отметку;
в) стремлюсь утвердить свой статус, положение;
г) стремлюсь выполнить все так, как требует преподаватель;
д) занимаюсь, чтобы избежать нареканий, упреков;
е) стремлюсь понять основное содержание предмета.
8.Данным предметом я:
а) заинтересован, т. к. мне нравится педагог;
б) доволен из-за хорошего усвоения материала;
в) увлечен, много занимаюсь самостоятельно;
г} недоволен из-за низкого уровня преподавания;
д} не удовлетворен, т. к. мои знания остаются на прежнем уровне;
е) разочарован из-за формального подхода: «сдал - забыл», испытываю
невостребовэн-
ность знаний.
9. На этом занятия у меня нередко возникает:
а) светлое, приятное настроение;
б) безразличие, скука;
в) вдохновенное увлечение;
г) раздражительность, возмущение;
д) радость, уверенность;
е) тревога, боязнь.
Ю. На этом занятии я:
а) целиком поглощен учебной темой;
б) занят разными воспоминаниями;
в) испытываю заинтересованность и увлеченность учебным занятием;
г) возмущен из-за того, что попусту потрачу время.
11. Этот преподаватель:
а) свободно владеет материалом и почти не пользуется конспектом;
б) увлечен своим предметом;
в) материал дает из учебников, частично читает по конспекту;
г) безразличен к своему предмету.
12.Этот преподаватель:
а) занятия проводит разнообразно и интересно;
б) проводит занятия скучно и однообразно;
в) преподносит материал сухо, формально;
г) излагает материал в эмоционально-увлекательной форме.
Ключ для обработки данных
1.Речевая компетентность преподавателя, учителя:
а, в, д - эмоционально окрашенная, четкая
б, г, е - монотонная, трудная для восприятия
2.Интонационная компетентность педагога:
а, в, д, ж - имеет положительные формы
б, г, е, з - неприятная, неуверенная
3.Информативность занятия:
а, в, д - высокая
б, г, е - низкая
4.Стиль педагогического руководства:
в, д - демократический стиль руководства (СР)
а, г - авторитарный (СР)
б, е, ж - либерально-попустительский (СР)
5.Характер практической деятельности учащихся на занятиях:
а, в - продуктивный
б, г, - формальный
6.Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии:
а, в, д - высокая
б, г, е - низкая, формальная
7. Доминирующая целеполагающая направленность учащихся:
а - творческая самореализация
г - глубокое знание предмета
б, в - повышение социального статуса
д, е - формальное выполнение учебного ролевого долга
8. Удовлетворенность учащихся занятиями по данному предмету:
а, б, в ~ дхтаточно выражена
г, д, е - выражена разномотивационная неудовлетворенность
9.Деятельностные состояния учащихся:
а, б, в - положительные эмоциональные состояния {Эс)
б, е - пассивно-отрицательные (Эс) г - активно-отрицательные (Эс}
10.Направленность мыслительной деятельности учащихся;
а, в - доминирование познавательной направленности
б - выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в
мыслительной
сфере
г - доминирование мыслительной агрессии, фрустрации
11.Дидактическая компетентность:
а, б - высокая
в, г - низкая
12.Методическая компетентность преподавателя:
а, г - высокая
б, в - низкая
Примечание. При анализе и интерпретации полученных результатов следует
учитывать количественные и качественные критерии исследуемых шкал.
Например, при сравнении полярных показателей важно учитывать степень
доминирования той или иной стратегии деятельностного поведения и степень их
качественных различий.
Существенное место в ходе анализа выявленных результатов должно занимать
системное сопоставление взаимосвязей между всеми шкалами. Наличие положительных
и отрицательных корреляций каждой из шкал с другими позволит определить главные
моменты в совершенствовании своей профессиональной деятельности.
Кроме того, не менее важно проанализировать ответы с позиции половозрастных и
мо-тивационных различий, заложенных в листе ответов.
Литература
1.Диагностика успешности учителя. Сб. метод, материалов для руководителей школ.
- М., 2001.
2.Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.
3.Новиков В. В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. -М., 1992.
4.ОбозовН. Н. Психология менеджмента.-СПб., 1995.
5. ПочебутЛ. Г., Чикер В. А, Организационная социальная психология.-СПб., 2001.
6.Свенцицкйй А. Психология управления организацией. - СПб., 1999.
7. Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад: Сб.
научных трудов / Подред. А. Л. Журавлева. - М., 1987.
8.ФетискинН. П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя.
-Кострома, 19
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.