Вопрос 22. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Рынок, его функции

2) Рыночный механизм

3) Конкуренция

 

 

1) Рынок, его функции

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и про- давцов, формирующих предложение материальных благ.

Взаимодействия продавцов и покупателей, взятые вместе, формируют рынки. Поку- пателями могут выступать как потребители, которые приобретают товары и услуги, так и фирмы, которые покупают труд, капитал, сырье и материалы, используемые ими для про- изводства товаров и услуг. К продавцам относятся фирмы, продающие товары и услуги; работники, которые продают свои трудовые услуги; а также владельцы ресурсов, которые предоставляют в аренду землю или продают минеральные ресурсы фирмам.

К онъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Сущность рынка проявляется в его функциях:

1. Стимулирующая (рынок побуждает производителей создавать необходимые товары, стимулирует развитие эффективного производства).

2. Информационная (рынок дает информацию о производстве товаров, количестве, ассортименте).

3. Посредническая (на рынке устанавливается взаимовыгодный для покупателя и про- давца вариант купли-продажи).

4. Регулирующая (при увеличении цены продавцы увеличивают объём производства, при уменьшении цены – уменьшают производство).

5. Функция ценообразования (цена на товары формируется спросом и предложе- нием).

6. Санирующая (неэффективно работающие предприятия разоряются и покидают рынок).

Классификация рынков:

В системе рынков выделяются три крупных элемента: рынок товаров и услуг, рынки факторов производства, финансовый рынок.

1) Рынок товаров и услуг (оптовая и розничная торговля, коммунальное и бытовое обслуживание).

2) Рынок факторов производства (рынки земли, рабочей силы (биржа труда), средств производства). На рынке средств производства организуется купля-продажа промышленных зданий, сооружений, станков, оборудования, транспортных средств.

3) Финансовый рынок (рынок ценных бумаг, валютный рынок и др.)

По географическому положению различают: местный рынок, региональный, нацио- нальный, мировой.

По характеру продаж – оптовый и розничный.

 

 

2) Рыночный механизм


 

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных эле- ментов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических зако- нов рынка.

Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения.

Величина спрос – это количество товара, которое покупатель готов приобрести по определенной цене в определенный период времени.

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше спрос, и наоборот, чем выше цена, тем спрос меньше.

Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса. Кривая спроса – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной спроса. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса.

 

 

 

Рис.24. Кривая спроса.

 

 

Факторы, влияющие на спрос:


Ценовые

2. Неценовые:

– вкусы и предпочтения потребителей;

– доходы покупателей;

– мода;

– реклама;

– сезонные изменения;

– ожидания покупателей.

Величина предложения – это количество товара, которое продавец готов продать по определенной цене в определенный период времени.

Объем предложения зависит от объема производства. На количество товара, которое фирма желает приобрести, оказывают воздействие многие факторы: цена самого товара, цена ресурсов, используемых при его производстве, уровень технологий, величина налогов и др.

Закон предложения: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением объема предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика пред- ложения. Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. При изменении в предложении происходит сдвиг кривой предложения.


 

 

Рис.25. Кривая предложения.

 

 

Факторы, влияющие на предложения:


Ценовые

2. Неценовые:

– стоимость ресурсов, используемых при производстве товара (издержки);

– уровень технологий;

– налоги;

– количество конкурентов;

– ожидания производителей.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой.

 

 

 
Рис.26. Равновесная цена. D – кривая спроса

S – кривая предложения

P – цена

Q – количество


 

E – равновесная (рыночная) цена

 

 

Цена – денежное выражение стоимости товара.

На рынке устанавливается рыночная или равновесная цена.

Равновесная цена – это цена, при которой спрос равен предложению.

Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения («Крест Маршалла»).

 

Вопросы ЕГЭ:

1. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребитель- ском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из поло- жения S1 в положение S2? (На графике по вертикали – цена товара, по горизонтали – коли- чество товара.)

 

 

 

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

5) снижение налогов на комплектующие изделия для роликовых коньков

 

 

3) Конкуренция

К онкуренция — соперничество между участниками экономических отношений, это ситуация, при которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция – конкуренция, основанная главным образом на снижении цены товара. Неценовая конкуренция включает качество продукта, качество рекламы, информацию, инструкции, надежность обещанных дат поставок, надежность при использовании и послепродажное обслуживание.

Совокупность признаков организации рынка, включая методы установления рыноч- ной цены и объема производства и определяющих наличие стратегического поведения фирм называют рыночной структурой.

Экономисты выделяют следующие типы рыночных структур:


 

1. Совершенная конкуренция – это рынок, на котором представлены аналогичные товары разных фирм – крупных и мелких.

Основные признаки совершенной конкуренции:

– наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей;

– свободный вход и выход из отрасли фирм;

– отсутствие контроля над ценами со стороны отдельного производителя.

В наибольшей степени к такому типу рынка можно отнести рынки сельскохозяйствен- ных продуктов, некоторых видов услуг, биржи, валютные, фондовые рынки.

Положительные стороны конкуренции:

– создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

– обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

– нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг;

– заставляет снижать издержки и цены.

Отрицательные стороны конкуренции:

– не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

– не обеспечивает развитие производства общественных благ (бесплатное образование и медицина, дороги, общественный транспорт, оборона страны);

– не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправед- ливости и расслоению общества на богатых и бедных.

2. Несовершенная конкуренция – это рынки монополии, олигополии и монополи- стической конкуренции.

Противоположностью совершенной конкуренции является монополия.

М онополия – тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкурен- ции, что предполагает господство одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и кон- тролирующий цену.

Основные признаки монополии:

– выпуск товара контролируется одним продавцом этого товара;

– производимый монополистом товар является уникальным в своем роде и не имеет близких заменителей;

– монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. В РФ действует антимонопольное законодательство.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 265.