Одним из родоначальников данной теории принято считать математика Матеса Агре- ста, который в своей статье «Космонавты древности» высказал предположение о том, что нашу планету в прошлом посещали инопланетные цивилизации, потому как многие факты необъяснимы наукой. Например, глубокие знания древних об астрономии (при отсутствии необходимой техники), остатки древних сооружений и конструкций, которые вызвали бы
затруднение при строительстве даже с помощью современных технологий (египетские пира- миды) и пр.
Данная версия набирает все большую популярность, в свете некоторых археологи- ческих и научных открытий современности. Так, на снимках поверхности планеты Марс были обнаружены «сооружения», напоминающие египетские пирамиды. Многие рисунки на стенах храмов, найденные в разных частях света, также подтверждают факты «общения», не говоря о множестве свидетельств наблюдения за НЛО в наши дни.
2) Биологическое и социальное в человеке
Человек – биопсихосоциальное существо, т.е. представитель вида Homo sapiens (чело- века разумного), обладающий внутренним духовным миром; создатель культуры человече- ского общества и главный участник исторического процесса.
В этом определении мы рассматриваем человека с биологической, психической и соци- альной точки зрения.
Рис. 1. Человек – биопсихосоциальное существо
Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью при- роды. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми орга- низмами:
– анатомией и физиологией (костная, мышечная, нервная системы и т.д.);
– физиологическими (естественными) потребностями (питание, вода, воздух и т.д.);
– наличием инстинктов (инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт поиска и усвоения пищи и пр.)
Человек – биологическое существо, как и все живые организмы, рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.
Психическое в человеке – это его духовный мир, т.е. мышление и чувства, характер и темперамент. Другими словами, это «душа» человека, его сознание.
Социальное в человеке, означает то, что он неразрывно связан с другими людьми, что его полноценное развитие и становление как личности невозможно без общества. Самыми яркими примерами этого являются феральные люди.
Феральные люди («маугли», «дети джунглей») – люди, выросшие среди животных. Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитан-
ных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и явля-
ются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.
В октябре 1920 года, когда доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Манднапоре читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько местных жителей и рассказали о «фантастических существах», живущих в джунглях. Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа. Преподобный Сингх и его подручные были изумлены, обнаружив в волчьем логове двух волчат и двух человеческих детенышей. Последние были голыми, покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессив- ность, чем их товарищи-волки, и были готовы энергично защищать свою территорию. Младшей, Амале, было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале – так их окрестил доктор Сингх – около восьми лет.
Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость. Обе девочки пол- зали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице они довольно быстро бегали, вставая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении того, кого они считали опасным. Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жад- ностью пожирали их.
Рис.2. Амала и Камала
Но эти дети-волки прожили недолго в цивилизованной обстановке. Младшая девочка, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась от нефрита в сентябре 1921 года. Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удавалось избавиться от своей волчьей походки. Она начала умываться, пользоваться стаканом и даже выучила несколько слов, но продолжала есть сырое мясо и потроха, избегала собак. То, что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и что ее волчьи повадки были целиком пере- няты у «приемных родителей».
Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок Индии
Мы приходим к следующему выводу: полноценное развитие возможно только в обще-
стве.
Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимо-
действии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.
Вопросы ЕГЭ
роду.
1. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную при-
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самосовершенствованию
3) умение приспосабливаться к окружающей среде
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в отдыхе
2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психоло-
гической и социальной. Биологически обусловлена
1) половая дифференциация
2) система ценностей
3) мировоззренческая картина мира
4) профессиональная деятельность
5) инстинкт самосохранения
(Понятие «дифференциация» означает «разделение»)
3) Отличие человека от животного
Человек обладает мышлением. Мышление – высшая ступень человеческого позна- ния, это сложная форма психической деятельности, свойственная только человеку.
Человек обладает членораздельной речью. Мышление неразрывно связано с речью. В отличие от животных, чьи звуковые сигналы закреплены биологически и имеют опреде- ленный ограниченный набор, человеческая речь весьма разнообразна и постоянно обновля- ется.
Человек способен преобразовывать окружающий мир, он создает «вторую» (искус- ственную) природу – культуру. Животные, в отличие от человека, приспосабливаются к новым условиям, не могут их изменить.
Человеческая деятельность целенаправленна и осознана. В процессе жизнедея- тельности человек ставит перед собой цели и достигает их. Сознательная деятельность пред- полагает не просто осмысление того, что происходит вокруг, а складывание определенного отношения к предметам, явлениям и событиям, выработку собственного взгляда на вещи.
Рис.3. Деятельность человека и поведение животного
Человек способен заниматься творчеством. Только человек способен творить – создавать качественно новые материальные и духовные ценности. При этом человек сам определяет свою социальную роль, выбирает вид деятельности, а также способы и сред- ства достижения цели, составляет прогнозы. Животные в своем поведении руководствуются только инстинктами.
Человек способен не только изготавливать орудия труда и использовать их в своей деятельности, но и постоянно совершенствовать их. Эволюция человека связана с появлением орудий труда, так первые рубила, палки-копалки и копья на современном этапе переросли в сложные механизмы, машины, комбайны и оружие. Создание и совершенство-
вание орудий труда способствовали развитию общества в целом, а научно-технологические революции создали новые, не существовавшие прежде сферы деятельности.
Человеку свойственны духовные потребности. Духовные потребности, свой- ственны только человеку – это потребности познавать окружающий мир, себя самого и смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Духовные потребности не вложены в человека биологически, не заложены от рождения. Они формируются и развиваются социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования.
Вопросы ЕГЭ
3. И человек, и животное способны
1) использовать природные предметы
2) создавать орудия труда
3) передавать навыки последующим поколениям
4) осознавать собственные потребности
5) заниматься целенаправленной деятельностью
4. Константин выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного?
1) способность ставить перед собой цели
2) стремление понять окружающий мир
3) использование предметов, данных природой
4) приспособление к природным условиям
5) общение с помощью членораздельной речи
6) забота о потомстве
5. Что свойственно человеку в отличие от животного?
1) ценности
2) инстинкты
3) эмоции
4) потребности
5) сознание
4) Индивид, индивидуальность, личность
В психологии и социологии понятие «человек» отождествляется с понятиями «инди- вид», «индивидуальность», «личность».
Индивид – это человек как отдельное живое существо, представитель вида Homo
Sapiens («человека разумного»).
Этот термин был введен древнеримским философом Цицероном как своего рода
«атом» человеческого общества. Другими словами, это и единичный представитель челове- чества как рода, и существо, обладающее своими уникальными, своеобразными особенно- стями.
Индивидуальность – уникальное сочетание природных (биологических) и социаль- ных черт индивида, то, что делает его непохожим на других – это особенности мировоззре- ния, поведения, способностей и т. п.
С рождения человек входит в общество, начинает взаимодействовать с другими людьми, погружается в систему общественных отношений и постепенно формируется как личность.
Личность (от лат. «persona» – «особа») – это индивид, обладающий сознанием и сово- купностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Другими словами, личность – это совокупность психологических и физических инди- видуальных особенностей человека, его привычек и предпочтений, социального опыта, характера и темперамента, определяющих его поведение в обществе. Главное понимать, что личность формируется только в обществе, т.е. это социальная сущность человека.
Большинство людей ошибочно предполагают, что слабохарактерные и пассивные люди не являются личностью, а ведь это просто их особенности. Ученые и психологи исклю- чают из этой категории лишь детей до трех лет, первобытных людей, не владеющих речью и психически неуравновешенных.
Человеком рождаются, личностью становятся на протяжении всей жизни. Ребе- нок появляется на свет со всеми необходимыми для существования биологическими каче- ствами, заложенными природой, взрослея в обществе, он начинает усваивать, перенимать и накапливать знания, которые затем будут переданы другим поколениям. Для того чтобы стать личностью, каждый человек проходит свой неповторимый путь развития и становле- ния – путь социализации.
Социализация (от лат. «socialis» – «общественный») – это процесс становления чело- века в обществе, усвоение им социального опыта предшествующих поколений и его после- дующее развитие.
В процессе социализации человек становится личностью, которая приобретает непо- вторимость, своеобразие, социально значимые отличия, непохожесть на других, т.е. инди- видуальность.
Вопросы ЕГЭ
6. Проявлением человека как личности является (-ются)
1) участие в общественной жизни
2) особенности протекания психических процессов
3) наследуемые качества
4) помощь другим людям
5) особенности мышления и памяти
7. Марине 23 года, она студентка университета. Что из перечисленного характеризует её как личность?
1) У Марины голубые глаза.
2) У Марины светлые волосы.
3) Марина трудолюбивая и ответственная.
4) По темпераменту Марина – сангвиник.
5) Она – добрая и отзывчивая
5) Факторы, влияющие на формирование личности
На формирование личности влияет ряд факторов:
– наследственность, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей передавшихся по генам от родителей;
– окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цик- личность – смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт – непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;
– к ультура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;
– социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приоб- ретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно
в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и само- реализация;
– личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате кото- рых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положи- тельный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.
Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства: 1) темперамент; 2) характер; 3) способности; 4) интеллектуальность; 5) эмоции и чувства.
В чем различие между понятиями «темперамент» и «характер»?
Т емперамент – это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Характер – это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, доб- росовестность, лень, скрытность – примеры различных черт характера в различных жизнен- ных ситуациях.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 323.