ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мотивационный этап (3 мин.). Учитель. Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины – нищий человек. Якуб Колас

Учитель. Ребята! Тема нашего информационного часа «Быть патриотом – быть гражданином». Давайте определим, о чем сегодня пойдет речь.

(Учащиеся определяют круг понятий: патриот, гражданин, белорусы, Родина, страна, патриотизм, гражданственность, Конституция, право, обязанность, государство, традиции; государственные «символы» страны: герб, флаг, гимн; Отечество, независимость, культура, закон, нация, национальность)

Основной этап (30 мин.). Учитель. Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных понятиях. Важных не только для вас, но и для всех людей в нашей стране. А у всех людей нашей страны есть общая мать, которую мы называем словом «Родина». Что оно означает?

(Слово «Родина» имеет два значения:

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения кого-то.

Произошло оно от славянского слова «род» поколение, происхождение, семья)

Родина – это дом в котором мы живём. Это место, где ты родился и растёшь. Наша Родина –Беларусь. Здесь родились и живут твои родители, дедушки и бабушки. Слово «родина» является однокоренным со словами «род», «родня», «родной». А как появилась наша Родина? Как появились белорусы?

Учащийся. (Учащийся рассказывает легенду «Как появились белорусы»)

Когда-то давно, когда мир еще только зарождался, ещё нигде ничего не было. Всюду стояла мёртвая вода, а посреди воды торчал будто бы камень, будто бы что-то иное. Один раз Перун так разыгрался, что стал пускать стрелы в этот камень. От его стрел выскочило три искорки: белая, желтая и красная. Упали те искорки на воду; от этого вся вода помутнела, и свет потускнел.

Но через некоторое время, когда все прояснилось, стало понятно – где вода, а где земля. А еще через некоторое время появилась всякая жизнь и в воде, и на земле. И леса, и травы, и звери, и рыбы, а после и человек появился: пришел откуда-нибудь или же вырос здесь. Через некоторое время этот житель стал заводить свои человеческие порядки. Долго ли коротко он так жил, но у него уже появилось свое селение и много жен, а еще больше детей. Имя его было Бай. А как пришел час его смерти, так позвал он детей своих и поделил всю свою собственность.

Только про одного сына забыл. Тот в это время был на охоте. Имя этого сына было Белаполь. Вскоре после смерти отца вернулся Белаполь с охоты. А братья ему говорят: – Вот отец поделил нам всю свою собственность, а тебе оставил своих собак, да еще и наказ дал, чтобы ты пустил их на волю? одну – вправо, а другую влево; сколько они земли оббегут за день, так вся эта земля твоя будет.

Вот пошел Белаполь и словил двух птиц. Пустил одну птицу на юг, а другую на запад. Как побежали собаки за птицами, так даже земля задымилась… Как побежали те собаки, так до сих пор и не вернулись, а по их следам две речки протянулись в одну сторону пошла Двина, а в другую строну – Днепр.

Вот на этих просторах Белаполь и начал селиться, да заводить свои порядки стал.

У этого Белаполя от разных жен появились разные племена под названием Белорусы. Они и до сих пор там ходят, землю пашут да жито сеют.

Учитель. – Откуда начинается настоящая история нашей страны?

Учащийся. (Сообщение учащегося)

Белорусская государственность берёт начало в Древнерусском государстве – Киевской Руси, где уже существовало некое общерусское единство (белорусы, русские, украинцы). После распада Киевской Руси возникло Великое Княжество Литовское (ВКЛ), где белорусская культура стала доминирующей, а белорусский язык – государственным. В это время активно развивалась бел. Письменность, национальные обычаи, традиции, политико-правовая мысль. Время существования ВКЛ – это период расцвета бел. нац. культуры. После вхождение ВКЛ в состав Речи Посполитой белорусские земли также стали частью этого государства. Затем в 18 веке было присоединение к Российской империи, а в начале 20 века наша Родина стала частью огромного государства – СССР. И в этот период наша Родина называлась Белорусская советская социалистическая республика. И только в конце 20 века, в 1991 году появилось независимое государство Республика Беларусь.

Учитель. Несмотря на такую неоднозначную судьбу, белорусы сохранили для потомков национальную культуру, язык, традиции. Мы все должны знать, каким трудным путём прошли, чтобы достичь современного положения и как стали независимым суверенным государством.

Учащийся. (Сообщение учащегося)

Республика Беларусь — государство, расположенное в центре европейского континента. Издревле наш край славится красотой голубых озер и рек, необъятными просторами зеленых лесов, широкими полями, красивыми пейзажами. Землей под белыми крыльями назвал нашу страну белорусский писатель Владимир Короткевич. Живет на нашей белорусской земле около 10 миллионов человек, это, главным образом, белорусы, живут здесь русские, поляки, украинцы, евреи, татары, литовцы, и представители других национальностей. По размеру территория Беларуси занимает 13-е место в Европе. Территориально Беларусь делится на шесть областей: Минскую, Гомельскую, Могилевскую, Витебскую, Брестскую и Гродненскую. Наша страна занимает площадь 207 600 км2, столица — город Минск. Граничит Республика Беларусь с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.

Учитель. – Каждое государство имеет свои символы. Какие государственные символы нашей страны вы знаете?

– Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях, любое надругательство над ними наказуемо. К ключевым государственным символам относят государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. К символам государства относят также его столицу. Все они закреплены в конституции государства.

Послушайте рассказ о символах нашей Родины.

(Дети смотрят видеоролик о символах Республики Беларусь)

Учитель. – Есть еще два понятия, связанные с нашей темой. Это слова патриот и гражданин. Кого мы называем патриотом и гражданином?

Патриот – это человек, горячо любящий что-либо. Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Само слово патриотизм» произошло от греческого patris – «родила, отечество». Патриотизм выражается и в знании традиций свой страны, ее истории и культуры, обычаев. Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в одежде, интересных традициях и праздниках. Какие культурные традиции Беларуси вы знаете?

Учитель. Праздник Дожинки. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию уборочных работ. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков.

Праздник Купалье . Это День Ивана Купалы, проводится с шестого на седьмое июля. Считается, что в этот день происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев беларусов. Он имеет языческие корни. Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» – означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде. Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось.

Коляды. Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Коляды – особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. Колядные традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким, поют песни. За это колядовщикам дают различное угощение.

Дзяды. Отличительной чертой белорусского народа всегда являлось уважение к своим предкам, к своим корням. В этот день – день празднования Дзядов – было принято устраивать ужин в честь умерших предков. Перед этим все члены семьи мылись в бане. При этом нужно было обязательно оставить немного воды и веник, чтобы предки тоже могли помыться, и пришли к ужину чистыми. Вовремя ужина вспоминали свой род, своих дедов и прадедов. Рассказывали забавные случаи, связанные с ними, их советы. Когда ужин подходил к концу, хозяин произносил молитву, а потом тушил свечу. Делалось это либо кусочком хлеба, либо блином. После этого все смотрели, куда пойдет дым. Если он шел вверх, то в семье все должно было быть благополучно. А если он шел в сторону, особенно – к дверям, то в доме вскоре должен был быть покойник. Еще в конце трапезы хозяин произносил такие слова: «Дзяды, погостевали у нас, попировали, а теперь уходите!» Чтобы быть уверенными, что предки действительно покинули дом, остриями в сторону порога ставили борону.

После ужина предков надо было развлечь – пляской, песней. Говорили, что если в ночь празднования Дзядов не лечь спать, то можно увидеть предков.

Белорусская свадьба. Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.

Учитель. – Белорусы – открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. А мы продолжаем наш разговор. Кого мы называем гражданином?

Учитель. Гражданин – это человек, который постоянно живет в своей стране, пользуется ее защитой, имеет права и обязанности. Слово гражданин заимствовано из церковнославянского языка и, в отличие от исконно русского его соответствия – горожанин, получило значение «обладающий правами свободный человек». В древности не всякий житель страны был гражданином, потому что это было очень почетное звание. Давайте обратим наше внимание на права и обязанности гражданина. Какими правами вы обладаете?

– Права на образование.

– Право на труд и на отдых.

– Право на защиту и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

– Право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

– Право на свободу объединений.

– Права на уважение и защиту собственного достоинства.

– Права на охрану здоровья.

– Право на жилище.

Учитель. – А какие обязанности имеете вы сегодня, как граждане нашей страны?

– Обязанность соблюдать законы и уважать национальные традиции свой страны.

– Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других людей.

– Обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов.

– Обязанность защищать Республику Беларусь.

– Обязанность старательно учиться и вести себя достойно.

Учитель. – В каком государственном документе зафиксированы права и обязанности граждан нашей страны?

Конституция – это основной закон Республики Беларусь.

Учитель. – С чем ассоциируется у вас Беларусь? Подберите как можно больше прилагательных к каждой из букв в названии нашей страны, а последняя буква Ь будет тем словом, которое определяет ваше отношение к Беларуси. Дополните слайд своими характеристиками.

Б – белая, божественная

Е – единственная

Л – любимая, легендарная, ладная, лучшая

А – аккуратная, авторитетная

Р – родная, рассудительная

У – устойчивая, успешная

С – сильная, смелая, самоотверженная, справедливая

Ь – Родина, моя страна, трудолюбивая, честная

Рефлексивный этап (2 мин.). Учитель. – Закончите предложения:

1. Я горжусь тем, что …

2. Для меня Беларусь …

3. Для меня быть гражданином моей страны это…

4. Для меня быть патриотом моей страны это…

Сегодняшний информационный час дал нам возможность осознать, что мы живем в прекрасной и удивительной стране. Пока мы интересуемся историей своей страны, помним о своих корнях, мы существуем как народ.

Любите нашу Родину. Будьте патриотами, настоящими гражданами Беларуси.

 

 

Подпись классного руководителя (отметка)

(Фамилия, дата)

 

Подпись руководителя практики от кафедры педагогики

(Фамилия, дата)

ЗАДАНИЕ 7. Текущая воспитательная работа по заданиям классного руководителя 8 «В» класса (перечисляются в произвольной форме все виды деятельности студента + название, дата):

1. Помогала классному руководителю в проверке дневников учащихся (15.04);

2. Провела внеклассное мероприятие по теме «Быть патриотом – быть гражданином» (02.05)

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.