0-й урок – 4-й урок с 17.05 по 17.50
1-й урок с 14.15 по 15.00 5-й урок с 18.00 по 18.45
2-й урок c 15.10 по 15.55 6-й урок с 18.55 по 19.40
3-й урок с 16.10 по 16.55 7-й урок –
Воспитательный (классный) час (ВЧ): день недели, время: четверг, 14:15-15.00
Информационный час (ИЧ): день недели, время: понедельник, 14.15-15.00
Каникулы: с 25.03.2018 по 01.04.2018
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
Этапы прохождения производственной (педагогической) практики
Первый этап – подготовительный
Цели: участие в факультетском собрании по организации практики, осмысление целей, задач и содержания педагогической практики, распределение по школам, режим работы студента в период практики; ведение отчётной и финансовой документации и другие вопросы прохождения практики студентами в учреждении образования.
В этот период практики студент-практикант самостоятельно выбирает уровень сложности выполняемых заданий (образовательный маршрут), перечень которых отражён в таблице 1, и фиксирует его на титульном листе дневника.
Таблица 1 – Образовательные маршруты производственной (педагогической) практики
1-й уровень (базовый) (4–6 баллов) | 2-й уровень (репродуктивно-продуктивный) (7–8 баллов) | 3-й уровень (творческий) (9–10 баллов) |
1. Выполняются все задания (№№ 1–12), за исключением задания № 9. 2. Воспитательный час планируется и проводится как воспитательное мероприятие. 3.Информацинный час – обзорный | 1. Выполняются все задания (№№1–12), за исключением задания №9. 2. Воспитательный час планируется и проводится как КТД (коллективное творческое дело). 3.Информационный час- тематический | 1. Выполняются все задания (№№1–12). 2.Задание № 9 выполняется с использованием методических рекомендаций, предложенных в дневнике |
Примечание – Руководитель практики от кафедры педагогики корректирует содержание, объём и сложность выполнения заданий студентом-практикантом на каждом образовательном маршруте в зависимости от сроков практики.
Второй этап – диагностический (1–2-я недели практики)
Цели:
– составление расписания уроков, информационных, воспитательных часов и анализ проделанной работы в дневнике в первую и последующие недели практики;
– анализ нормативно-правовой документации Министерства образования Республики Беларусь (учреждения образования) по воспитанию;
– апробирование диагностического инструментария (наблюдение, опрос, беседа, изучение классного журнала и др.) и использование полученных результатов в ходе проектирования воспитательной работы в закреплённом классе;
– заполнение диагностической карты классного коллектива и составление характеристики класса;
– анализ плана и технологии планирования воспитательной работы классного руководителя в закреплённом классе.
ЗАДАНИЕ 1. Посещение уроков (не только по специальности) в 8 «В» классе, в первую и последующие недели, и отражение проделанной работы в таблице 2.
Цели:
– изучение уровня воспитанности учащихся класса и отдельных учащихся (культура поведения, стиль общения, организованность, использование методов поощрения и наказания, реализация воспитывающего потенциала содержания изучаемого материала в целях нравственного, экологического, экологического и т. д. воспитания учащихся, выявление учащихся, требующих особого внимания и т. д.);
– планирование учителем (студентами группы) и реализация в ходе урока воспитательных задач, определение их направленности (на основе содержания, с использованием активных методов, форм и технологий и т. д.) (таблица 2).
Таблица 2 – Перечень и анализ уроков, посещённых студентом в период практики
№ урока п/п | Дата, класс, Учебный предмет, тема, цель посещения | Краткий анализ в соответствии с целью посещения (см. задание 1 ) |
1 | 2 | 3 |
1 | 08.04.2019 Посетила урок биологии в 8 «В» классе с целью анализа проследить за дисциплиной учащихся. Тема: «Внешнее строение, скелет и мускулатура млекопитающих» | Особых нарушений дисциплины не было. Некоторые учащиеся не были усидчивыми, иногда переговаривались между собой (Тихон, Глеб), В это время учительница замолкала, переставала объяснять новую тему, после чего в классе становилось тихо. В целом дисциплина на уроке хорошая. Это связано с тем, что все ученики были заняты делом. |
2 | 09.04.2019 Посетила урок математики в 8 «В» с целью проследить за средствами общения учителя на уроке Тема урока: «Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30о, 45о, 60о, 90о» | Речь учителя была свободной, правильно поставленной. Учитель не отвлекался на посторонние рассказы, речь была лаконичной. Что касается невербальных средств общения, то можно сказать о том, что поза, жесты, мимика учителя – это всё положительно сказывалось на расположении учеников. |
3 | 09.04.2019 Посетила урок немецкого языка в 8 «В» классе с целью проследить, как решалась на уроке задача воспитания у учащихся общей культуры. Тема: «Глаголы прошедшего времени» | Дисциплина на уроке была отличная. Учащиеся отвечали домашнее задание, а затем изучали новую тему урока. Активно работали на уроке, зарабатывали бонусы (за каждый правильный ответ 1 балл) и в конце урока подсчитывали сколько у кого баллов, тот такую оценку и получал. Все учащиеся были заинтересованы получить хорошую оценку и поэтому активно работали на уроке. |
4 | 10.04.2019 Посетила урок химии в 8 «В» классе с целью определить воспитательное влияние на учащихся организации урока Тема: «Ряд активности металлов. Взаимодействие металлов с разбавленными кислотами». | Когда учитель вошёл в класс, учащиеся сразу же активно включились в работу. Из наблюдения выяснила, что учитель слаженно организовал все этапы урока, грамотно излагал свои мысли, рационально расходовал время. На протяжении урока учащиеся активно работали и вели себя тихо. Это способствовало воспитанию у учащихся организованности и дисциплинированности. Все это свидетельствует о заметном влиянии учителя на поведение учащихся. |
5 | 11. 04.2019 Посетила урок русской литературы в 8 «В» классе с целью изучения логичности изложения материала. Тема: «Жизнь и творчество Р.И. Рождественского» | Вначале учитель прослушал стихотворения Евтушенко. Затем, для изучения нового материала учитель использовал презентацию и фрагменты видео о жизни. После изучения нового материала его закрепили с помощью вопросов. Ученики легко отвечали на вопросы. |
6 | 12.04.2019 Посетила урок белорусского языка в 8 «Б» классе с целью проследить, как решалась на уроке задача воспитания у учащихся культуры поведения. Тема: «Складаназлучаныя сказы» | Учащиеся сдают мобильные телефоны сразу после звонка на урок. Примером культурного поведения является поднятие руки, если учащийся хочет что-то сказать, не выкрикивая и не перебивая другого учащегося. На уроке все дети были заняты делом и не нарушали дисциплину. |
Примечание – Студенту-практиканту рекомендуется при проведении анализа посещённых уроков в закреплённом классе получить консультации у учителя-предметника, классного руководителя или руководителя практики от кафедры педагогики.
ЗАДАНИЕ 2. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения образования по организации воспитательной работы и отражение проделанной работы в таблице 3.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011).
2. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (2012).
3. Инструкция «Должностные обязанности учителя – классного руководителя в школе» (гимназии, лицее), по месту практики студента.
Цели:
– анализ и осмысление роли воспитательной деятельности классного руководителя в современной школе;
– приобретение умений проводить анализ нормативно-правовых документов и реализовывать их в практике воспитательной работы.
Таблица 3 – Изучение и анализ нормативных документов по организации
Воспитательной работы
Документ (полное наименование, кем и когда принят) | Структура и общий анализ содержания документа | Краткое описание прав и обязанностей классного руководителя. |
1.Кодекс об образовании РБ – 13.01.2011 №243-3 Принят палатой представителей 2 декабря 2010 г. Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г 2.Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования Утверждено заместителем министра образования РБ В.В.Якжиком 29.11.2012 №735 | Состоит из 2 частей: общая, особенная; 17 разделов; 63 главы; 295 статей. Состоит из 15 пунктов | Общая часть, раздел 1 “Основы правового регулирования в сфере образования” Глава 1 “Основные положения”. Статья 1 Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения. Пункты: 1,1; 1,6; 1,12; 1,17; 1,18; 1.21. Статья 2 Основы государственной политики в сфере образования. Пункты: 1,1-1,10. Глава 3 “Система образования” Статья 11 Система образования (полностью) Статья 13 Дополнительное образование Статья 14 Специальное образование Статья 17 Формы получения образования Статья 18 Воспитание в системе образования Пункт 9 Классный руководитель и куратор обязаны: 9.1. изучать качество воспитания в классе и учебной группе; 9.2. осуществлять в классе и учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; 9.3. проводить еженедельно информационные часы; 9.4. проводить еженедельно воспитательные часы по запланированной тематике; Пункты 9,5 ; 9,7 ; 9,8 ; 9,10 Пункт 10. Классный руководитель и куратор имеют право: 10.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания; Пункт 12. Классный руководитель и куратор планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса и учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. |
ЗАДАНИЕ 3. Изучение учащихся закреплённого 8 «В» класса, с использованием классного журнала, опроса, анкетирования учащихся и других диагностических методов, и отражение результатов проделанной работы в таблице 4.
Цели:
–приобретение умений осуществлять подбор диагностических методик и применять их при составлении диагностической карты класса;
– овладение опытом составления характеристики класса по Приложению 1.
Таблица 4 – Диагностическая карта учащихся 8 «В» класса
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Результаты УПД уч-ся по итогам четверти (года), по 1 предмету специальности студента (биология) | Дисциплина (поведение) по итогам четверти (года) | Занятия по интересам (факульт-в, кружок, секция) | Участие в детских и юношеских объединениях | Обществен ная активность (участие в органах УС в классе, школе);поручения и др. |
1. | Баранова Анастасия | 5 | Уд. | «Подросток и закон» | Трудовой сектор | |
2. | Богатко Иван | 6 | Уд. | велоспорт | Спортивный сектор | |
3. | Бойко Даниил | 3 | Уд. | Трудовой сектор | ||
4. | Бурштын Полина | 7 | Уд. | БРСМ | Учебный сектор | |
5. | Герасимчук Дарья | 7 | Прим. | БРСМ | Учебный сектор | |
6. | Давидчик Александр | 5 | Прим. | Культмассовый сектор | ||
7. | Домбровский Егор | 5 | Прим. | баскетбол | Спортивный сектор | |
8. | Ивашко Николай | 6 | Уд. | плавание | Культмассовый сектор | |
9. | Касьянова Анна | 7 | Прим. | Учебный сектор | ||
10. | Конашук Тихон | 5 | Уд. | «Подросток и закон» | Трудовой сектор | |
11. | Котелко Дарья | 8 | Прим. | Учебный сектор | ||
12. | Кузуб Виталий | 7 | Уд. | Культмассовый сектор | ||
13. | Половая Вероника | 8 | Прим. | история | «Краязнаўчы» | Учебный сектор |
14. | Прокопов Глеб | 5 | Прим. | гандбол | Спортивный сектор | |
15. | Рачко Егор | 5 | Уд. | баскетбол | Спортивный сектор | |
16. | Сугутский Давид | 7 | Прим. | валейбол | Культмассовый сектор | |
17. | Сырисько Антон | 8 | Прим. | история | «Краязнаўчы» | Учебный сектор |
18. | Сычевич Глеб | 7 | Прим. | история | «Краязнаўчы» | Учебный сектор |
19. | Тихонюк Илья | 8 | Прим. | история | «Краязнаўчы» | Староста |
20. | Узловская Анна | 7 | Прим. | рисование | Культмассовый сектор | |
21. | Хвисючик Ольга | 6 | Уд. | Трудовой сектор | ||
22. | Черничкова Анна | 7 | Уд. | «Подросток и закон» | Заместитель старосты | |
23. | Черноокий Андрей | 5 | Уд. | плавание | Спортивный сектор | |
24. | Чечкова Вероника | 6 | Уд. | БРСМ | Учебный сектор | |
25. | Шапович Александра | 7 | Прим. | волейбол | Спортивный сектор |
Примечание: на основании материалов, полученных в ходе диагностического этапа (задания 1-3), студентом составляется характеристика класса по Приложению 1.
Характеристика 8 «В» класса
Приложение 1
Критерии и показатели характеристики | Результаты психолого-педагогического исследования |
Размер и композиция класса/группы | |
Количество учащихся в классе Соотношение мальчиков и девочек | Всего 25 учащихся 11 девочек и 14 мальчиков |
Состояние здоровья учащихся (группы здоровья) | Основная группа – 14 человека Подготовительная группа – 9 человека СМГ – 2 человека. |
Наличие учеников с особенностями психофизического развития (данные педагога-психолога, без указания имен) | В классе имеется 2 ученика с особенностями психофизического развития. |
Учебная деятельность | |
Анализ результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (по 1-му из предметов); по критериям 10-ти балльной системы оценки | Анализ результатов учебно-познавательной деятельности по предмету «Биология». Учеников с оценками в 5 баллов – 28% (7 человека), в 6 баллов –16% (4 человека), 7 баллов – 36% (9 человек), 8 баллов – 16% (4 человека), 3 балла – 4% (1 человек). Изучение данной дисциплины вызывает у некоторых учащихся определённые трудности. Это связано не с тем, что многие не понимают учебный материал, а с тем, что у них нет мотивации, и им неинтересно учиться. Некоторые все же проявляет интерес к изучению предмета, задают вопросы учителю. |
Состояние дисциплины в классе, поведение отдельных учащихся (по данным классного журнала, наблюдениям на уроках, ИЧ и ВЧ) | За прошлую четверть по данным журнала, примерное поведение у 13 человек, удовлетворительное – у 12. Данная оценка соответствует действительности. |
Анализ отношения учащихся класса к учебно-познавательной деятельности (наблюдения, анкетирование) | Некоторые учащиеся класса имеют большую тягу к учёбе, часто задают вопросы учителям по теме урока. На протяжении всего урока работают, стараются получить хорошие отметки. Но все же есть учащиеся, которые не заинтересованы учиться на все 100%. Многие не выполняют задания, потому что им неинтересно. |
Анализ интересов учащихся класса и их вовлечённость в факультативы, кружки, секции: в школе, в учрежд. дополн. образования (кл. журнал, опрос анкетирование и др.) | Большая половина класса вовлечена во внеучебную деятельность в каких-либо кружках, секциях и т.д. Каждый учащийся реализует себя в школе, либо за её стенами. |
Состояние общественной активности учащихся класса: участие в структурах учен. самоуправленияия, детских и молод. объединениях и организациях и др. (кл. журнал, опрос, беседа и др.) | Хорошо сформирован актив класса. Структура ученического самоуправления состоит из: старосты, зам. старосты, ответственного за питание и непосредственно сами дежурные, которые меняются каждый день. |
Структура коллектива | |
Уровень развития классного самоуправления: совет класса, уровень активности его участников (староста, члены совета класса; формальные и неформальные лидеры, их роль в жизни класса и др.); (опрос, беседа и др.) | Формальные лидеры: Тихонюк И. – староста, который хорошо ладит со всем классом и его слушаются учащиеся. Черничкова А.– заместитель старосты добросовестно относятся к своим обязанностям. Неформальные лидеры: Конашук Т., Сычевич Г. из-за своего плохого поведения в классе |
Характеристика микрогрупп в классе: количество, состав, их интересы и др. (наблюдения, опросы и др.) | Класс достаточно большой, но как таковых, микрогрупп в классе нет. Но всё же в классе в большей степени мальчики общаются с мальчиками, а девочки с девочками. |
Взаимоотношения внутри коллектива (наблюдения в ходе уроков, ВЧ и ИЧ, соц. опрос, наблюдения, беседы) | Класс дружный, нет никаких нападок на отдельных учеников. Взаимоотношения в коллективе равные. Чаще всего учащиеся общаются только с одноклассниками своего пола, но при выполнении каких-либо задач могут объединяться в группы и действовать вместе. |
Связь классного коллектива с общешкольным (вовлечённость класса либо отдельных учащихся в общешкольные дела; результативность) | Степень заинтересованности учащихся в жизни школы высокая, дети активно принимают участие в школьных и районных конкурсах и мероприятиях. При участии в общешкольных мероприятиях учащиеся проявляют самостоятельность и инициативность. |
Подпись классного руководителя закреплённого 8 «В» класса: ……………………………..
ЗАДАНИЕ 4. Изучение и анализ технологии планирования воспитательной работы в 8 «В» классе.
Цели:
– установить модель плана, его структуру, способы привлечения учащихся, родителей к планированию;
– провести анализ содержания и форм планирования (анализ плана воспитательной работы классного руководителя, беседа с классным руководителем и т. д.) Результаты выполнения задания отражаются в Приложении 2.
АНАЛИЗ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 8 «В» КЛАССА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№п/п | Содержание компонентов анализа | Фиксация результатов |
1 | Вид (модель) и структура плана (самостоятельное ознакомление с планом, беседа с классным руководителем) | План воспитательной работы классного руководителя состоит из следующих разделов: 1.Цели и задачи школы по воспитательной работе на 2018-2019 учебный год. 3. Задачи воспитательной работы на учебный год для класса 4. Аналитический отчёт о воспитательной работе за предыдущий учебный год 5. Список класса 6. Актив класса 7. Социально-педагогическая характеристика класса 8. Планирование идеологической и воспитательной работы 9. Протоколы родительских собраний |
2 | Основные целевые установки воспитательной работы на учебный год | Создание комфортной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственной, физически здоровой и творческой личности, постоянно стремящейся к приобретению и расширению знаний, ориентированной на социальную адаптацию в современных условиях жизни. |
3 | Основные направления работы с коллективом учащихся | 1) идеологическое воспитание; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) духовно-нравственное воспитание; 4) воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) трудовое и профессиональное воспитание; 7) гендерное и семейное воспитание; 8) воспитание культуры быта и досуга; 9) работа по взаимодействию с семьёй. |
4 | Основные формы воспитательной работы | Перечисляются индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы 1) индивидуальные: консультации, беседы. 2) групповые: практикумы, тренинги, встречи. 3)коллективные формы воспитательной работы: воспитательные и информационные часы, игры, акции, коллективно творческие дела и др. |
5 | Ключевые (традиционные) дела класса в течение учебного года | Тема, форма: 1. сентябрь – День знаний; 2. мероприятие, посвященный празднику 23 февраля; 3. мероприятие, посвященное празднику 8 Марта; 4. октябрь, апрель – субботники. |
6 | Формы и содержание индивидуальной работы с учащимися | 1. индивидуальные беседы 2. бесед о здоровом образе жизни, профилактике правонарушений; 3. посещение на дому |
7 | Формы и содержание работы с родителями | Проведение родительского собрания «Итоги за третью четверть», посещение родителями различных мероприятий. Заседание родительского комитета. |
8 | Содержание работы с педагогическим коллективом, социальным педагогом, педагогом-психологом (если есть раздел в плане) | Кратко перечисляются основные направления работы: 1) беседа по вопросу вовлечения учащихся в предметные факультативы и кружки; 2) разработка совместных воспитательных мероприятий; 3) встречи по поводу проблем с успеваемостью и школьной дисциплиной; 4) посещение уроков; 5) беседы с социальным педагогом и педагогом-психологом |
Подпись классного руководителя закреплённого 8 «В» класса: ………………………………….
Третий этап – проектировочно-конструктивный
(2–3-я; 4–7-я недели практики)
Цели:
– посещение ВЧ в классе, в школе: у классного руководителя, у 1-2-х студентов группы;
– оказание помощи классному руководителю в его повседневной работе, выполнение его конкретных поручений. В «Дневнике практики» фиксируются мероприятия, проведённые совместно с классным руководителем, посещенные общешкольные мероприятия/дела.
– самостоятельное проектирование и проведение воспитательной работы с учащимися класса: зачетных мероприятий на 4-ом курсе – (1ИЧ+1ВЧ); на 5-ом курсе проектируются и проводятся все ВЧ в соответствии с планом воспитательной работы в классе, из них – зачётных – (1ВЧ+ 1ИЧ).
– выбор, проектирование и проведение учебного исследования при условии выбора третьего уровня образовательного маршрута. Методические рекомендации по проведению учебного исследования даны в Приложении 7.
ЗАДАНИЕ 5. Изучение опыта организации воспитательной работы в 8 «В» классе, а также самостоятельное проведение воспитательных и информационных часов (таблица 5)
Цели:
– изучение опыта воспитательной работы классного руководителя 8 «В» класса, а также в ходе взаимопосещения у членов студенческой группы;
-самостоятельное проектирование и проведение воспитательных и информационных часов (в том числе и зачётных);
– посещение и изучение опыта проведения воспитательных часов в закреплённом классе у кл. руководителя и других студентов группы;
– посещение и изучение опыта проведения информационных часов в закреплённом классе у кл. руководителя и других студентов группы.
Таблица 5 – Содержание посещённых и проведенных студентом воспитательных и информационных часов ( в том числе и зачётных) в закреплённом 8 «В» классе
№ п/п | Класс | Воспитательный час (дата, время проведения, тема, форма ВЧ, в т.ч. и зачётного)) | Отметка о посещении (взаимопосещении) или проведении ВЧ | Информационный час (дата, время проведения, тема, вид ИЧ, в т. ч. зачётного) | Отметка о посещении (взаимопосещении) или проведении ИЧ |
1 | 8 «В» | Дата 15.04.2019 Время 14:15 Тема «В мире профессий» | Посетила классного руководителя | Дата 18.04.2019 Время 14:15 Тема: «Живая память» Вид: тематический ко Дню Победы | Посетила классного руководителя |
ЗАДАНИЕ 6. Самостоятельное проектирование студентом и проведение воспитательных, в том числе и зачётных, часов (ВМ, КТД или игры).
Цели:
– овладение опытом проектирования сценария воспитательного часа в форме ВМ, КТД или игры;
– вовлечение учащихся класса в процесс подготовки, проведения и рефлексии воспитательного часа;
– применение в процессе проектирования Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь (2015) и Программы воспитания детей и учащихся в Беларуси, а также других нормативных и методических материалов по воспитательной работе.
Сценарии проводимых зачётных ВЧ представляются к утверждению руководителями практики от школы и от кафедры педагогики не позднее 3-х дней до начала их использования в классе.
Алгоритм проектирования сценария ВМ
Класс 8 «В»; дата проведения 02.05.2019; место проведения ГУО «Средняя школа № 5 г. Бреста»
Тема: «Быть патриотом – быть гражданином»
Цель: воспитание чувств патриотизма и гражданственности, национального самосознания у учащихся.
Задачи:
1. пробуждать интерес к историческому и культурному наследию белорусского народа;
2. содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свою Родину и народ.
Форма проведения: устный журнал
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Подготовительная работа:
1. Сообщение учащимся темы информационного часа, распределение сообщений между ними.
2. Разработка и оформление сценария.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.