Сравнительный анализ регулирования лизинговых отношений международным и российским законодательством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведенный анализ нормативно-правовых актов позволяет заключить, что хотя при разработке российского законодательства и были использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции, можно выделить ряд отличий Федерального закона "О лизинге" от положений Конвенции "О международном финансовом лизинге".

1. В российском законодательстве отсутствует понятие возвратного лизинга.

2. Договор лизинга, как правило, должен быть заключен к моменту приобретения оборудования, хотя допускается и более позднее заключение лизингового соглашения. Российское законодательство о лизинге вообще не рассматривает этот вопрос.

3. Некоторые различия в видах имущества, которое может быть предметом лизинга. Предмет регулирования сделок лизинга, согласно условиям Конвенции, несколько сужен и распространяется на любое оборудование, за исключением того, которое должно быть использовано для личных, семейных и домашних целей (ст.2 п.4 Конвенции). В то же время предмет регулирования Федерального закона "О лизинге" несколько шире и определен в ст.3, п.1, следующим образом: предметом лизингового договора могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности.

4. При существенном нарушении договора лизингополучателем лизингодатель правомочен потребовать ускоренной выплаты лизинговых платежей, если это предусмотрено договором, или расторгнуть договор лизинга (ст.13 Конвенции). Российское законодательство о лизинге рассматривает этот вопрос несколько иным образом. Статья 13 Закона "Обеспечение прав лизингодателя" определяет для лизингодателя возможность бесспорного списания со счета лизингополучателя суммы задолженности, а также досрочного расторжения договора лизинга и возврата имущества в разумный срок. В данном случае правовая природа предоставленных прав несколько различна, и в первом случае ее следует понимать как гарантию прав лизингодателя, а во втором - как защиту нарушенного права. Однако в силу различных обстоятельств реализовать предоставленное Законом право на безакцептное списание денежных средств не всегда возможно. В практике, как правило, возврат имущества по договору лизинга и возмещение неуплаченных лизинговых платежей происходят исключительно в судебном порядке.

5. Различия в регулировании прав и обязанностей сторон по договору международного финансового лизинга и как следствие различие в ответственности за поставку недоброкачественного имущества. Учитывая, что лизингополучатель сам выбирает поставщика оборудования, Конвенция освобождает лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем за сохранность оборудования в связи с ущербом, причиненным лизингополучателю в результате его доверия к квалификации и решению лизингодателя в выборе поставщика или оборудования. Данная норма - диспозитивная, она может быть изменена соглашением сторон. Лизингодатель освобождается также от ответственности перед третьими лицами за причинение оборудованием, эксплуатируемым лизингополучателем, вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п.1 ст.8). Аналогичную норму содержит Закон "О лизинге" (ст.10): лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязательств. Вместе с тем, мера ответственности за поставку недоброкачественного имущества зависит от того, кто осуществлял выбор продавца и имущества (лизингодатель или лизингополучатель) и от значительности недостатков имущества.

В то же время Конвенцией предусмотрена обязанность лизингодателя гарантировать, что спокойное владение лизингополучателя не будет нарушено третьими лицами, имеющими преимущественные права на объект лизинга (п.2 ст.8). Следовательно, если имущество будет отобрано у лизингополучателя по требованию третьего лица, лизингополучатель сможет потребовать возмещения ущерба за счет лизингодателя.

Обязанности лизингополучателя, согласно Конвенции (ст.9), состоят в надлежащем использовании оборудования и в содержании его в том состоянии, в котором оно было получено. Все вопросы, связанные с износом и модификацией оборудования, должны согласовывать стороны. По окончании срока действия лизингового соглашения лизингополучатель обязан возвратить оборудование лизингодателю. Исключение составляют случаи, когда лизингополучатель реализует предусмотренное договором право на выкуп этого оборудования либо сможет договориться с лизингодателем о продлении его аренды.

Что касается отношений, вытекающих из соглашения о поставке оборудования, то Конвенция, по сути, ставит лизингополучателя в положение покупателя, наделяя его всеми правами последнего, в том числе и правом отложить или отменить поставку оборудования без согласия лизингодателя. Напротив, стороны соглашения о поставке (поставщик и лизингодатель) не вправе изменять срок поставки оборудования, который был предварительно одобрен лизингополучателем, без согласия последнего (ст.11). Закон подробно не устанавливает объем прав лизингополучателя по договору поставки, однако на практике при составлении договоров лизинга необходимо указать, что имущество приобретается на основании заявки лизингополучателя с точным указанием его состава, качества, комплектности. При отсутствии в договоре лизинга условия о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считаются несогласованным сторонами, а договор лизинга - незаключенным.

В случае нарушения срока поставки оборудования (иного неисполнения) или ненадлежащего исполнения соглашения о поставке лизингополучатель наделяется определенными правами требования в отношении как лизингодателя, так и поставщика. В частности, по отношению к лизингодателю лизингополучатель имеет право отказаться от принятия оборудования и расторгнуть лизинговые соглашения. Если же лизингополучатель не расторгает лизинговое соглашение, он может воспользоваться правом отказаться от выплаты арендной платы по лизинговому соглашению, до тех пор, пока лизингодатель не возместит ущерб за непоставку оборудования в соответствии с соглашением о поставке. В случае, когда лизингополучатель отказывается от лизингового соглашения, он вправе требовать от лизингодателя возмещения арендной платы и других сумм, выплаченных авансом (ст.12). Закон не устанавливает конкретных положений, регулирующих подобные отношения сторон, однако они могут быть дополнительно оговорены при заключении договора.

В то же время Закон более детально регулирует вопросы, касающиеся порядка регистрации предмета договора лизинга, страхования предмета лизинга и предпринимательских рисков, распределения рисков между сторонами и т.д.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что Конвенция УНИДРУА регламентирует основные принципы регулирования лизинговых операций, описывает общий подход правового обеспечения отношений по договору лизинга, в то время как российское законодательство и в частности Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге) содержит конкретные положения, касающиеся формы и существенных условий договора лизинга, взаимоотношения сторон и других деталей лизинговой сделки. В целом проведенный анализ позволяет сделать вывод о соответствии подхода к регулированию сделок по международному лизингу в Российской Федерации международным подходам и практике. Несмотря на некоторые различия, порядок регулирования лизинговых отношений является унифицированным, и участники договоров лизинга могут использовать нормы российского права без риска вступить в противоречие с международным законодательством.

 

ВЫВОДЫ:

 

Одним из основных условий высокой эффективности лизин­гового механизма является надежное правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов.

Предметом договора финансовой аренды (лизинга) в со­ответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ являются возникающие при осуществлении предпринимательской де­ятельности отношения по сдаче за плату во временное вла­дение и пользование одним лицом (арендодателем или ли­зингодателем) другому лицу (арендатору или лизингополу­чателю) имущества, которое специально приобретается по прямому заказу последнего и у указанного им продавца. Основными целями Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» являются дальнейшее развитие инвестиционных форм в средства производства на основе лизинговых операций, за­щита прав собственности и прав участников инвестицион­ного процесса, а также обеспечение эффективности инвес­тирования. Данный закон определил основные правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Закон устанавливает три возможных субъекта лизин­га: лизингодателя, лизингополучателя, продавца (либо по­ставщика). Все они могут быть как физическими, так и юридическим лицами. Данный Федеральный закон определяет также формы, типы и виды лизинга, Федеральный закон «О лизинге» также ввел новое юридичес­кое понятие в договорное право — «обусловленный слу­чай». Под обусловленным случаем понимается наступле­ние такого обстоятельства или события, которые догово­ром лизинга определены как бесспорные и очевидные на­рушения лизингополучателем своих обязательств, установ­ленных договором лизинга, или как бесспорная и очевид­ная причина прекращения договора лизинга. Лизинговые компании в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» Одним из основных условий высокой эффективности лизин­гового механизма является надежное правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов.

Предметом договора финансовой аренды (лизинга) в со­ответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ являются возникающие при осуществлении предпринимательской де­ятельности отношения по сдаче за плату во временное вла­дение и пользование одним лицом (арендодателем или ли­зингодателем) другому лицу (арендатору или лизингополу­чателю) имущества, которое специально приобретается по прямому заказу последнего и у указанного им продавца. Основными целями Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» являются дальнейшее развитие инвестиционных форм в средства производства на основе лизинговых операций, за­щита прав собственности и прав участников инвестицион­ного процесса, а также обеспечение эффективности инвес­тирования. Данный закон определил основные правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Закон устанавливает три возможных субъекта лизин­га: лизингодателя, лизингополучателя, продавца (либо по­ставщика). Все они могут быть как физическими, так и юридическим лицами. Данный Федеральный закон определяет также формы, типы и виды лизинга, Федеральный закон «О лизинге» также ввел новое юридичес­кое понятие в договорное право — «обусловленный слу­чай». Под обусловленным случаем понимается наступле­ние такого обстоятельства или события, которые догово­ром лизинга определены как бесспорные и очевидные на­рушения лизингополучателем своих обязательств, установ­ленных договором лизинга, или как бесспорная и очевид­ная причина прекращения договора лизинга. входят в число организаций, осуществляющих опе­рации с денежными средствами или иным имуществом.

Взаимоотношения с гражданскими потребителями регулируется Законом РФ "О защите прав потребителей" (кроме товаров, перечисленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N55 (редакция от 20 октября 1998 года)).

Взаимоотношения с налоговыми органами компания осуществляет в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации Трудовые отношения с гражданским персоналом регулируются Трудовым Кодексом РФ

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.