Нравственные ценности государственной гражданской службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В условиях реформируемой России вместе с решением экономических, политических, социальных, духовных задач актуализируется проблема управления (менеджмента), вследствие чего возрастает роль культуры государственного регулирования общественного строительства и корпоративных факторов в нем. На этой основе естественно выдвигаются на первый план идеи: «рангов» (И.А.Ильин), социальной стратификации (М.Вебер, Т.Парсонс, А.Радклиф-Браун) и социокультурной, этнокультурной идентификации (Б.Барбер, А.Я. Флиер, И.В.Малыгина).

Особую значимость здесь приобретает система государственной службы. Она, как показывает социокультурный опыт, не может успешно функционировать вне факторов профессионализма, нравственной, правовой и политической культур, находящихся во взаимной причинно-следственной связи. В своей регулятивной деятельности государственный служащий вступает в сложные взаимоотношения со всеми социальными структурами и институтами. Одной из важнейших детерминант этих отношений является социальная престижность государственного служащего.

В иерархии государственной службы в России специфическое место занимает офицерский корпус. Социальная престижность российских офицеров является составной частью престижа государственного служащего и традиционно служила образцом культуры взаимоотношений государства и чиновничества. Она выражается в различных формах, моделях и видах, важнейшим стержнем которых выступает феномен чести вообще, и офицерской – в частности. Очевидно, что проблема формирования офицерской чести как формы социальной престижности государственной службы приобретает общегражданское значение и вызывает необходимость культурологического анализа.

Традиционно в России гражданский чиновник был более коррумпирован и в общественном мнении уступал военному чиновнику – офицеру, который, как правило, олицетворял честное служение Отечеству и являлся одной из наиболее уважаемых фигур. Тем самым возникло противоречие между отношением населения к гражданской и военной прослойкам госслужащих.

Поскольку феномен чести госслужащего как формы социальной престижности является комплексным социокультурным явлением, то исследование его требует анализа широкого круга источников: культурологических, философских, психолого-педагогических, социологических, исторических и др.

Сложность и многогранность исследуемого феномена позволяет обозначить специфические направления развития теории, в той или иной мере затрагивающей различные аспекты и стороны анализа чести вообще, а офицерской чести – в особенности как формы социальной престижности и социокультурного явления.[37]

Генезис офицерской чести осуществляется как сложный перманентный процесс – неоднородно (линейно, циклично), противоречиво (регресс, прогресс), этапно (зарождение, становление, расцвет, деформация, реставрация и т.д.). Переходы от этапа к этапу происходят эволюционно или «взрывом» (Ю.М. Лотман). Историческая динамика офицерской чести как культурной формы социальной престижности в России выявила ее социокультурные модели: ментально-религиозную, религиозно-патриотическую, тоталитарно-корпоративную и формально-демократическую. Каждая из исторических моделей имеет свои типологические характеристики; общие, особенные и специфические свойства, что позволяет осуществить прогнозирование оптимальной модели офицерской чести, рассмотреть ее возможные трансформации под воздействием внесистемных и внутренних факторов.

Важнейшими социокультурными условиями оптимизации чести современного офицера в российском обществе выступают культурно-правовое обеспечение государственного и военного строительства, реформирования Вооруженных Сил России; осуществление комплекса культурных мер в области социальной защищенности офицеров и членов их семей; повышение статуса офицерской профессии; демократизация и гуманизация армейской жизни; преобразование системы обучения и воспитания офицерского состава; всестороннее совершенствование духовной жизни российского офицерского корпуса; активное развитие механизмов воздействия видов, жанров искусства, средств массовой информации на личность носителя чести.

Честь офицера Российской армии включает в себя два основных компонента, которые обнажают двойственное духовное содержание офицерской чести как формы социальной престижности. Первым компонентом выступает глубоко осознанное, ответственное отношение офицера к своему воинскому долгу и обязанностям по службе. Этот компонент, в свою очередь, имеет содержательную подсистему (духовно-нравственный блок; когнитивный блок; ценностно-нормативный блок) и функциональную подсистему (практическая деятельность офицера по выполнению им своих функциональных обязанностей) стороны. Содержательная сторона включает: духовно-нравственный блок; когнитивный блок; ценностно-нормативный блок. Основой духовно-нравственного блока выступают нравственные качества, необходимые вооруженному защитнику Отечества: патриотизм, жертвенность, благородство, преданность и др. Когнитивный блок базируется на знаниях научно-теоретического, профессионального и повседневно-обыденного характера, необходимых офицеру. Ценностно-нормативный блок включает ориентации офицера, то есть совокупность идей и идеалов, представлений о добре и зле, о цели и смысле жизни, свободе и справедливости. Соотнесение этих ценностных ориентаций с социальными нормами и установлениями придает им силу нравственного повеления, категорического императива (И.Кант).

Под содержательной стороной второго компонента офицерской чести следует понимать систему социокультурных критериев оценки ратного труда российского офицера, выработанную обществом. Их смысл заключается в степени соответствия деятельности офицера интересам вооруженной защиты Отечества, а также в выяснении степени сформированности офицерской чести в основных сферах ее регулятивного действия: сознании, отношениях, поведении. Функциональной стороной второго компонента офицерской чести является культур-экономическая, социальная и политическая деятельность общества по созданию и поддержанию престижа офицерской службы, обеспечению достойного уровня жизни носителя чести и членов его семьи. Таким образом, в офицерской чести гармонично соединяются «внутренняя» и «внешняя» стороны феномена социальной престижности (Т.Гейгер, М. Кастельс).

В социокультурном плане честь офицера – это часть его культурного облика, специфическое проявление духовно-нравственной культуры в целом. Таким образом, честь как духовно-нравственная ценность охватывает и концептуальный, и должный, и сущий уровни морали. Эти стороны чаще обретают смысл ментально-должного ориентира, воплощенного в таких культурных формах, как образ, предание, норма.

Основными принципами функционирования модели офицерской чести как формы социальной престижности являются: целостность, предполагающая взаимосвязь и взаимозависимость ее сторон и компонентов; непрерывность функционирования во времени и социокультурном пространстве; устойчивость, то есть способность к самовосстановлению под воздействием определенных внешних факторов; изменчивость как способность к трансформации при определенных внешних и внутренних условиях.

Оптимальная модель, как и прототип модели офицерской чести, имеет два компонента, включающие в себя содержательные и функциональные элементы. Первый компонент связан с личностью носителя чести и его деятельностью по выполнению своих служебных обязанностей. Второй компонент – с общественным мнением и практической деятельностью социума по поддержанию высокого статуса офицерского корпуса и престижности офицерской профессии.

Представляется очевидным, что в условиях становления нового информационного общества содержательная сторона первого компонента оптимальной модели офицерской чести как формы социальной престижности, помимо правовых регулятивов и социокультурной зрелости личности носителя чести, должна включать в себя значительный когнитивный элемент – широкий спектр общенаучных и специальных знаний, с возросшим уровнем в них гуманитарной составляющей, выступающей определенным противоядием современному сциентизму и узкой специализации.

В ценностно-нормативном элементе необходимо выделить наличие традиционных духовно-нравственных ценностей: патриотизма, чувства собственного достоинства и коллективизма, честности, верности долгу. Автор солидаризируется с концепцией Л.С. Зориловой, развивающей концепцию Н.А.Бердяева, о наличии в личности «духовной вертикали».[38]

Несомненно, что на формирование всех названных качеств личности носителя чести оказывают влияние внешние факторы: государственная идеология, общественное и корпоративное мнение, деятельность социальных и религиозных институтов, СМИ и т.д.

Функциональный элемент первого компонента оптимальной модели офицерской чести как формы социальной престижности предусматривает такое поведение офицера, которое соответствовало бы самым высоким требованиям его профессиональной деятельности, законам Российской Федерации и требованиям воинских регламентирующих документов (уставов, приказов и т.д.), а также отвечало бы критериям престижной оценки, предъявляемым к офицерскому корпусу российским обществом. Второй компонент оптимальной модели чести офицера как явления культуры России представляет собой единство и взаимосвязь содержательного и функционального элементов, которые, так же, как в прототипе модели офицерской чести, включают в себя критерии общественной оценки реальных заслуг офицера и деятельность общества по созданию, поддержанию и защите его социального статуса, престижа профессии защитника Отечества.

Честь офицера как форма социальной престижности и социокультурный феномен, функционирует под воздействием совокупности социокультурных противоречий, проявляющихся в обществе и Вооруженных Силах России на современном, переходном этапе. Первая их группа включает внесистемные противоречия: между неустойчивым состоянием общественного сознания, характерным для современного этапа развития российского общества, и настоятельной необходимостью формирования высоконравственных идеалов служения Отечеству; между высокой динамикой общественных процессов и несовершенством практики военного строительства в современных условиях; между объективной ролью и предназначением Вооруженных Сил и реальным положением, в котором оказалась Российская армия; и другие противоречия, относящиеся к экономической, политической, социальной и духовной сферам жизни общества. Вторая группа противоречий включает в себя противоречия между возрастающей социализацией личности военнослужащего и состоянием системы его социальной защищенности и престижирования; между потребностью в эффективном ратном труде офицера и несовершенством системы его стимулирования; между содержанием и организацией военно-профессиональной деятельности офицера и потребностью подготовки высококлассных специалистов-профессионалов; между изменившимся контингентом призывников и кандидатов в военные вузы и сложившимися подходами к обучению и воспитанию офицерских кадров; и другие. Третью группу составляют противоречия, специфичные для самой офицерской чести как формы социальной престижности. Это противоречия между сторонами и компонентами, составляющими структуру чести офицера, а также противоречия ее функционирования.

Все три группы противоречий, суммарно отражаясь в сознании офицеров, влияют на их статус в обществе, они во многом определяют тенденции дальнейшего развития феномена офицерской чести как формы социальной престижности.

Особое место в группе внесистемных противоречий занимают противоречия в политической сфере: между тоталитарно-командной системой и недостаточным использованием потенциала, заложенного в демократических институтах общества; между декларируемыми правами и свободами личности и реальными возможностями для их реализации, законодательным обеспечением их гарантий; между необходимостью социальной и политической стабильности в обществе и усилением конфронтации различных политических партий и движений; между возрождением национального самосознания, языка, культуры разных народов России и проявлениями национализма, сепаратизма, шовинизма; между объективной необходимостью создания общего экономического, военно-стратегического пространства стран СНГ и усилением тенденций к национальной обособленности отдельных бывших союзных республик. Среди проблем, порождаемых противоречиями в политической сфере, необходимо выделить снижение веса культурно-политических компонентов в общественном сознании в целом, в сознании носителя чести в частности, и повышение в нем веса гражданского самосознания.

Применительно к армейским условиям, противоречия, которые непосредственно связаны с деятельностью офицерского корпуса, образуют группу системных противоречий. Основанием для их классификации могут выступать основные сферы военно-профессиональной, внеслужебной жизни и деятельности офицеров. В диссертации дается их подробный анализ.

Внесистемные и системные противоречия образуют целостную систему воздействия на условия функционирования офицерской чести. Определяющими здесь выступают внесистемные противоречия. [39]

Таким образом, социоэкономические и политические перемены, происходящие в российском обществе, неизбежно повлекли за собой серьезные сдвиги в социопрестижных параметрах чести современного офицера, коренным образом изменили его общественный статус и, по сути, вывели офицерскую корпорацию за рамки современной элиты.

Функционирование правовой культуры современного носителя офицерской чести осуществляется под воздействием противоречий правосознания, правового поведения, типов и уровней правовой культуры, а также самих нормативно-правовых противоречий. К первой группе относятся противоречия между правовыми знаниями офицера и отсутствием соответствующих убеждений, а также противоречия правового поведения. Ко второй группе относятся противоречия: между европеизированным характером создающейся правовой системы и национально-своеобразной моделью правовой культуры российского офицера, построенной на несколько иных основаниях; между провозглашенной ориентацией на строительство правового государства и несовершенной системой российского законодательства, характерной для правовой культуры общества в целом; между заявленным (не элитным) социально-правовым статусом офицера и повышенными требованиями, предъявляемыми обществом к нему и др. Названные противоречия свидетельствуют об отсутствии должного правового обоснования чести как формы социальной престижности офицера-госслужащего в российском обществе.

На личностном уровне функционирования правовой культуры офицера это противоречие проявляется как рассогласование в структуре правосознания следующих элементов: осознанного реального права и ценностных ориентаций личности; правового сознания в целом и правового поведения офицера; типов и уровней правовой культуры личности. Все это приводит к деформации нормативно-правового блока в структуре содержательного компонента офицерской чести как формы социальной престижности.

В процессе разрешения названных противоречий, ведущими тенденциями функционирования правовых элементов в структуре чести современного офицера являются: снижение реального уровня правовых знаний; все большее рассогласование элементов системы, связанное с отставанием рационально-теоретического ее уровня от психологического; повышение удельного веса отклоняющихся от норм поступков и поведения офицеров. Все это в конечном счете приводит ко все большей прагматизации поступков и поведения носителя чести, на фоне постоянной трансформации правовой культуры личности офицера и усложнения механизмов ее формирования.

Как явление нравственной культуры офицерская честь характеризуется: возрастанием в ее содержательной компоненте духовных элементов; идеологическим вакуумом и повышением мифологизированности сознания современного офицера (в том числе усилением мифологизации самого феномена чести); конфликтом коллективной, корпоративной и индивидуалистической этик, приводящим к тому, что преобладающей в нравственном поведении носителя чести становится ситуативная этика. Наиболее характерными в этой сфере можно назвать трансформацию маркеров социальной престижности современного офицера из гуманитарной в прагматическую область, а также появление в структуре офицерской чести проявлений конфессиональной престижности.

Для офицерской чести как явления эстетической культуры характерны: тесная связь с отечественной ментальностью, возвышение и занижение эстетических оценок чести офицера в зависимости от социально-экономических условий существования статуса носителя чести; нарастание доли негативизма в изображении носителей чести в произведениях современного искусства; усиление влияния массовой культуры, когда искусство может быть использовано как манипулятор духовности, оказывать отрицательное, разлагающее воздействие на духовный мир носителя чести.

К динамическим характеристикам духовных параметров чести офицера современной Российской армии как формы социальной престижности можно отнести степень устойчивости (изменчивости) отдельных компонентов, сторон и элементов ее структуры. Так, наиболее устойчивыми в структуре офицерской чести являются духовно-нравственные элементы содержательной стороны первого компонента данного феномена. Наиболее изменчивыми выступают культурно-политические и правовые элементы. Так же более подвижными, чем прежде, являются критерии общественной оценки ратного труда офицера и деятельность общества по формированию достойных условий для выполнения ими функциональных обязанностей. Среди факторов, оказывающих самое мощное воздействие на динамику культурных параметров офицерской чести, можно назвать социально-экономический фактор, общественное мнение, деятельность средств массовой информации, электронных информационных сетей и искусство.

Среди экономических условий, способных создать благоприятные предпосылки для оптимизации чести российского офицера как формы социальной престижности, особое внимание уделено необходимости коренного улучшения жизненного уровня населения, а в их числе и представителей офицерского корпуса; государственной поддержки деятелей искусства, работающих в героико-патриотическом жанре, формирующих любовь к Родине, ее истории, традициям, нравственным ценностям.

В социокультурной области такими условиями могут явиться, прежде всего, достижение подлинной гласности, свободомыслия, плюрализма мнений и социальных позиций в вопросах социально-экономического, политического и духовного развития российского общества; высокий уровень развития социальной активности населения, в том числе и российского офицерства; утверждение подлинно гуманистических основ в развитии общества и реальное воплощение в жизнь принципа социальной справедливости.

Итак, духовные ценности и нравственные нормы воздействуют на социальные ​интересы, они обусловливают цели социального развития государственной ​гражданской службы. «Воздействие», представляет собой систему действий, имеющих целью повлиять на что-либо, добиться необходимого результата. Иными словами воздействие – это влияние. Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону. Именно поэтому в параграфе 2.3. мы и рассмотрим общественное и правовое воздействие на формирование и развитие духовно-нравственных качеств государственных служащих.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.