Определение и типология стратегических ориентаций госслужащего
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Во всех развитых странах мира существует и развивается институт государственной службы, ведется целенаправленная кадровая политика в области государственного управления. Не является исключением в этом плане и Россия. Однако в нашей стране институт госслужбы только начинает складываться. Личностный потенциал и стратегические приоритеты нуждаются в серьезном изучении и надежном технологическом обеспечении.

Как отмечают отечественные исследователи, госслужащие - "это люди с уже установившимся типом отношения к реальности, который определяет активность и направленность деятельности, с четко выработанной стратегией жизнедеятельности".[16] В свою очередь тип отношения к социальной реальности (в т.ч. тип мировоззрения) зависит от наличия сформированного социального или социально-политического идеала.

Следовательно, чтобы повысить качество и эффективность деятельности госслужащих, мы должны учитывать не только их жизненный опыт и сложившиеся ориентации, но и представления об их будущей жизни, которые традиционно связывают с понятием "стратегия жизни".

Концепция жизненных стратегий личности предложена и обоснована нами в соавторстве с Ю.М.Резником.[17] Понятие "стратегия жизни" характеризует, с одной стороны, систему социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее (повседневное) поведение в

течение длительного времени, а с другой - способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

В зависимости от доминирующей формы активности личности мы выделяем несколько типов стратегии жизни. С нашей точки зрения, человек по отношению к своей собственной жизни может последовательно занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции: "иметь" (рецептивная активность), "достигать" ("достиженческая" активность) и "быть" (творческая или "экзистенциальная" активность) (Такой подход, предложенный в общих чертах Э.Фроммом, получил свое подтверждение и конкретизацию в ряде социологических опросов, проведенных авторами с разными категориями опрашиваемых - студентами, учащимися и работниками организаций. Безусловно, как и всякая типология, он имеет условный характер и не выражает в полной мере всего богатства жизненных отношений личности.).

Рецептивная ("приобретательская") активность является основой стратегии жизненного благополучия, достиженческая активность -стратегии жизненного успеха и, наконец, экзистенциальная активность - стратегии жизненной самореализации.

Жизненное благополучие - один из наиболее распространенных типов стратегии личности, для которого характерны следующие особенности: рецептивная ("приобретательская") активность и референтная (соотносительная) направленность потребления, преобладание установки на получение (а не на создание) жизненных благ, стремление к комфорту и максимально полной обеспеченности жизни, доминирование образа стабильной и размеренной жизни и др.[18]

Жизненный успех - достаточно распространенный и привлекательный тип жизненных стратегий личности, отличающийся такими чертами, как "достиженческая" активность и активная жизненная позиция, преобразовательская направленность деятельности и ее нацеленность на высокие результаты, способность жить и работать в условиях неопределенности и риска, оригинальность и разнообразие в выборе и реализации культурных стилей, устойчивая ориентация на внешнее признание и одобрение и др.[19]

Самореализация в жизни - широко известный тип жизненной стратегии, характеризующийся осознанной и практической установкой личности на творческое изменение и преобразование собственной жизни, на ее личное самосовершенствование и саморазвитие в качестве субъекта жизнетворчества.

Во-первых, стратегии жизни госслужащих и их карьерный рост определяются прежде всего типом социальной организации разных стран.

В зависимости от социальной организации выделяются две основные модели государственной службы: (1) "сервисная", построенная на отношениях "специалист - клиент", и (2) "патерналистская", основанная на отношениях покровительства и опеки к "подопечным" - подчиненным или рядовым гражданам.[20]

В тех странах, где госслужащий обеспечивает выполнение функций государственного управления посредством сервисной модели, его личностный и творческий потенциал задействуется в полной мере. На первый план выдвигаются его профессиональные способности и коммуникативные навыки, а также умения работать с разными категориями граждан.

В странах, где преобладает патерналистская модель службы, госслужащие находятся под сильным гнетом бюрократических условностей и "правил игры". Они в гораздо меньшей степени самостоятельны и предоставлены сами себе. Практически каждый шаг на государственной службе контролируется вышестоящими инстанциями. Наибольшую возможность в раскрытии и реализации своего личностного потенциала получают представители высшего звена государственного управления.

Государственная служба - системный объект. Применение системного подхода позволяет адекватно отобразить в научных моделях системную природу государственной службы как объекта изучения. Целостность взаимодействия подсистемы государственной службы с ее экосистемой - государством означает, что государственная служба может быть понята диалектически лишь в связи с другими элементами - субсистемами, то есть в соотнесении с системой государственного управления, а не сама по себе, не как изолированное нечто.

Назначение государственной службы как системы состоит в том, что при любых изменениях всей социальной системы она должна служить стабилизирующим центром социума, поддерживать в обществе определенный порядок в различных сферах человеческой деятельности. Такой порядок необходим для устойчивого существования социальной системы. Порядок обычно достигается применением юридических законов и иных нормативно-правовых актов (указов, постановлений, распоряжений и т.д.), выполнение которых гарантируется соответствующими органами принуждения.

В качестве основных подсистем госслужбы как системы можно выделить: совокупность исполнительных органов государственной власти, кадровый состав госслужбы, утилитарно-материальные составляющие, система управления госслужбой, совокупность норм, правил, процедур, существующих в самой системе и воспроизводящихся ею, и т.д. В адекватно функционирующей системе все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникаций между ними.

Система выполняет свои функции с помощью подсистем - людей, организованных в группу, в которой проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы и общества в целом. Государственные служащие представляют собой особую социально-профессиональную группу людей, наделенных властными полномочиями, которые реализуются в форме издания приказов, распоряжений, указаний, предписаний и иных актов управления, обязательных для граждан. Слой государственных служащих выполняет важную функцию стабилизатора в обществе, осуществляя свои полномочия, без спешки, медленно, осторожно, систематически - в лучших традициях бюрократии, обеспечивая тем самым плавность, постепенность социальных изменений в переходный период общественного развития, препятствуя социальному взрыву.[21]

Итак, приведенное в параграфе различие между указанными выше типами стратегий жизни является весьма условным, но оно четко разделяет жизненные позиции, которые занимает личность в процессе своей жизнедеятельности и во взаимоотношениях с окружающими ее людьми.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.