Урок рассчитан на 2 часа. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы “Углеводороды”.
Цели урока:
Рассмотреть основные природные источники углеводородов, отрасли их использования: в качестве топлива и основы химического синтеза. На этом материале повторить, закрепить и обобщить полученные ранее знания о свойствах и применении важнейших углеводородов. Обучать самостоятельному поиску необходимой информации, умению делать выводы, развивать монологическую речь учащихся.
Предварительное задание:
Приблизительно за две недели до урока следует дать домашнее задание подготовить сообщения на следующие темы:
Природный газ.
Попутный газ.
Нефть.
Способы переработки нефти.
Каменный уголь.
Сообщение может быть выполнено как одним учеником, так и парой (по желанию).
План сообщений (кроме способов переработки нефти) следующий:
Состав.
Физические свойства.
Основные способы переработки.
Основные продукты переработки.
Области применения.
Материал по каждой теме должен быть оформлен в схемы, основа которой представлена на рис. 1. Схемы, составленные учащимися, проверяются заранее, вместе обсуждаются допущенные ошибки.
Пример схемы по попутному газу приведен на рис. 2.
Начинается урок с вступительного слова учителя. Мы подробно изучили состав, строение и свойства различных углеводородов. Сегодня на уроке мы познакомимся, где изученные нами вещества встречаются в природе и как они используются. Затем выступают учащиеся, приготовившие сообщения. Схемы демонстрируются либо с помощью кодоскопа либо проектора. Остальные ученики переписывают схемы в тетрадь.
После каждого выступления проводится краткое обсуждение по следующим вопросам:
Природный и попутный газы:
Какие химические свойства будут проявлять эти вещества? (Природный газ – в основном метан, значит свойства метана, попутный газ смесь более сложного состава- свойства тоже более разнообразны)
В чем преимущества природных газов как топлива? (высокая теплотворная способность (при сжигании 1 м3 природного газа выделяется до 54 400 кДж); дешевизна; экологическая чистота; легкая транспортировка по газопроводам).
Нефть:
Целесообразно ли использовать нефть в качестве топлива? Почему? (Нефть является смесью большого количества веществ, не только углеводородов, которые могут служить сырьем для производства большого количества важных продуктов).
Почему нефть в основном содержит алканы, циклоалканы и арены, но практически не содержит алкенов и алкинов? Привести уравнения реакций. (Алкены и алкины являются более химически активными, чем алканы и циклоалканы).
Какие продукты можно получить из нефти? (Различные виды топлив, сырье для органического синтеза)
В чем отличия бензинов, полученных термическим и каталитическим крекингом нефти? (Бензин, полученный термическим крекингом содержит много алкенов, углеводородов с неразветвленной цепью, поэтому малоустойчив, окисляется при хранении; бензин, полученный каталитическим крекингом содержит много углеводородов с разветвленной цепью, поэтому устойчив, не окисляется при хранении)
Каменный уголь:
Почему для коксохимического производства необходима высокая температура и отсутствие кислорода? (В присутствии кислорода будут протекать процессы горения и окисления)
Какие неорганические продукты получаются при коксовании угля? (аммиак, угарный газ, водород)
В конце урока учитель кратко подводит итоги и выставляет отметки, ученикам делавшим сообщения и участвовавшим в обсуждении [22].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.