Тестовый контроль знаний на уроках химии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В последние годы в связи с проведением в стране эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестовые задания все чаще применяются учителями для контроля знаний, умений и навыков учеников. В химическом образовании могут быть использованы тестовые задания разного типа.

Тест выборки представляет собой задания, включающие готовый ответ, который учащиеся должны выбрать из нескольких (обычно четырех) предложенных вариантов. Задания этого типа являются содержанием первой части (часть А) ЕГЭ по химии.

Приведем примеры заданий такого теста.

1. Самый распространенный химический элемент в земной коре:

а) кремний; б) водород;

в) кислород; г) алюминий.

Тест дополнения представляет собой задание с пропуском знака, слова, цифры или формулы, отмеченным чертой или точками. Ответ на него должен быть однозначным и кратким. Рассмотрим примеры нескольких заданий теста дополнения.

1. Молекула озона состоит из ... атомов кислорода. (Ответ укажите цифрой.) (Ответ. 3.)

2. Предельный одноатомный спирт, образующий с метанолом простой эфир состава С3Н80, называется ..................................... (Запишите название спирта по систематической номенклатуре в соответствующем падеже.) (Ответ. Этанолом.)

Тест группирования включает в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам. Например, такие задания.

1. Из предложенного перечня выпишите формулы кислот:

СаО, Н2СО3, Cu(OH)2, H34, NaHSO3,

Н2О, HI, KNО3, C12О7, HNО3.

(Ответ. Н2СО3, H34, HI, HNO3)

2. Выпишите в две колонки названия чистых веществ и смесей: морская вода, крахмал, сахар, молоко, серебро, уксусная кислота, туман, кислород.

Ответ

Чистые вещества Смеси
Крахмал, сахар,  
серебро, Морская вода,
уксусная молоко,
кислота, туман
кислород  

Тест ранжирования представляет собой перечень (не более десяти) однопорядковых химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке. Приведем примеры заданий теста ранжирования.

1. Расположите следующие химические элементы в порядке убывания радиусов их атомов:

К, Fr, Cs, Li, Na, Rb.

(Ответ. Fr, Cs, Rb, K, Na, Li.)

2. Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств: фенол, этанол, 2,4,6-тринитрофенол.

(Ответ. Этанол, фенол, 2,4,6-тринитрофенол.)

Тест сличения превалирует в части В ЕГЭ по химии. Суть выполнения заданий такого теста сводится к нахождению соответствия между представленными в разных столбцах данными (словами, предложениями, формулами). Столбцы необходимо расположить на одной странице. Для усложнения выбора правильного ответа в одном из них должно быть на 2—3 пункта больше. Приведем примеры различных задании теста сличения.

1. По названию вещества установите, к какому классу неорганических веществ оно принадлежит.

 

Название вещества Класс (группа) неорганических веществ
  А. Кислоты.
1. Веселящий газ. Б. Соли.
2. Поташ. В. Водородные соединения.
3. Кальцинированная сода. Г. Основания.
4. Негашеная известь. Д. Оксиды.
5. Едкое кали Е. Простые вещества.
  Ж. Нитриды

(Ответ. 1 - Д, 2 - Б, 3 - Б, 4 - Д, 5 - Г.)

 

Тест напоминания требует от выполняющего ответа на поставленный вопрос. В части В единого государственного экзамена по химии ответы на задания теста напоминания должны быть краткими в форме цифры, формулы или слова (словосочетания), а в части С — развернутыми, т. е. содержать весь ход рассуждений, необходимых расчетов.

Рассмотрим несколько примеров тестовых заданий этого типа.

1. Укажите число неспаренных электронов в возбужденном атоме углерода. (Ответ. 4.)

2. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), позволяющих осуществить следующие превращения:

(1) (2) (3) (4) (5)

СН4 ® А ® СН3-С(О)Н ® В ® С ® С4Н10 .

(Ответ. 1) 2СН4 ® С2Н2 + 3Н2;

Hg2+

2) С2Н2 + Н2О ® СН3-С(О)Н;

t, Ni

3) СН3-С(О)Н + Н2 ® С2Н5ОН;

4) С2Н5ОН + НС1 ® С2Н5С1 + Н2О;

5) 2С2Н5С1 + 2Na ® С4Н10 + 2NaCl.

3. Установите молекулярную формулу алкена и продукта его взаимодействия с 1 моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по воздуху 4,24. Укажите название одного изомера исходного алкена.

(Ответ.

Дано:

n(НВг) = 1 моль,

DвоздnН2n+1Вr) = 4,24.

Найти:

СnН2n,

СnН2n+1Вr

Решение

MrnН2n+1Вr) = Аr(С) • n Аr (N) • (2n + 1) + Аr(Вr);

MrnН2n+1Вr) =12n + 2n +1 +80 = 14n+81.

MrnН2n+1Вr) = DвоздnН2n+1Вr) •Mr(возд);

MrnН2n+1Вr) =4.24•29=123.

MrnН2n+1Вr) = 123; M(СnН2n+1Вr)= 123 г/моль.

14n + 81 = 123; n = 3.

Формула монобромалкана - С3Н7Вr. Формула исходного алкена — С3Н6. Возможный изомер алкена состава С3Н6— циклопропан.

Ответ. С3Н6, С3Н7Вr, циклопропан.)

Альтернативные тестовые задания еще не включались в тесты ЕГЭ по химии, но давно применяются учителями как в письменной, так и в устной формах контроля. Этот вид тестовых заданий состоит из утверждений, правильность или неправильность которых следует установить. Обычно содержание альтернативного тестового задания по химии касается характеристики одного вещества (класса веществ, элемента, реакции) или предполагает сравнение двух веществ (классов веществ и т.п.). Форма ответа на задания такого теста может быть словесной (с помощью слов «да» или «нет», «правильно» или «неправильно») или графическом (с помощью знаков «+», «^», если «да», и знака «—», если «нет»).

Альтернативные тестовые задания с формой ответа в виде символов могут использоваться на уроках в графических диктантах по вариантам.

Приведем примеры различных альтернативных тестовых заданий.

1. Определите с помощью слов «да» и «нет» истинность или ложность следующих утверждений об этилене:

а) предельный углеводород;

б) в молекуле 4 атома водорода;

в) бесцветный газ;

г) может вступать в реакции замещения;

д) тип гибридизации атомов углерода sp2;

е) не реагирует с водородом;

ж) может быть получен из этанола;

з) имеет один изомер;

и) применяется в металлургии.

(Ответ, а) Нет; б) да; в) да; г) нет; д) да; е) нет; ж) да; з) нет; и)нет.)

2. Графически подтвердите или опровергните с помощью знаков «+» — «да» и «-» — «нет» приведенные ниже высказывания о сере:

1) относится к неметаллам;

2) второй по распространенности химический элемент в земной коре;

3) в атоме содержится 32 протона;

4) 16 электронов располагаются в атоме на трех энергетических уровнях;

5) на третьем энергетическом уровне в атоме находится 6 электронов;

6) относится к s-элементам;

7) является биогенным элементом;

8) образует высший оксид состава SО3, кислотный по свойствам;

9) входит в состав пирита;

10) в сульфитах проявляет низшую степень окисления [11].

(Ответ). + - - + + - + + + -.)
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.