Рассматривая проблему способностей, мы отмечали, что их основным показателем является наличие высоких результатов деятельности. Базируясь на таком понимании педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических свойств личности, определяющих высокий уровень осуществления педагогической деятельности.
Проблема педагогических способностей в отечественной педагогической психологии активно исследовалась Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецким, Л. М. Митиной и др. При этом авторы используют несколько различные подходы к описанию педагогических способностей.
По мнению В. А. Крутецкого выделяют следующие виды педагогических способностей:
1. Дидактические – умение педагога доступно, заинтересованно с учетом индивидуальных, возрастных и других особенностей детей передавать им учебный материал.
2. Академические – указывают на интерес и глубокие познания в своей предметной области.
3. Перцептивные – связаны со способностями педагога воспринимать, познавать и понимать индивидуальные особенности, психические состояния, установки учащихся.
4. Речевые – определяются умением педагога ясно, четко, связно передавать учебный материал, выражать свои чувства и отношения.
5. Организаторские – способности организовать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса.
6. Авторитарные – способность педагога быть авторитетом для учащихся как в результате непосредственного эмоционально-волевого влияния на них, так и на основе компетентности в своем предмете, личностных качеств, поведения.
7. Коммуникативные – способности, связанные с умением устанавливать и развивать межличностные отношения с учащимися, педагогами, администрацией.
8. Прогностические – умение предвидеть последствия своей деятельности, прогнозировать развитие ситуации, хода развития учащихся.
9. Способность к распределению внимания.
Н. В. Кузьмина рассматривала педагогические способности на основе чувствительности педагога к разным компонентам педагогической деятельности. Исходя из этого, ею выделены два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные.
Перцептивно-рефлексивные способности, связанные со способностью педагога воспринимать, осознавать и чувствовать различные грани деятельности, выражаются в трех «видах чувствительности»:
1. в чувстве объекта (эмпатия педагога, а также осознание соотношения потребностей учащихся и педагогических требований);
2. чувстве такта (умение быть адекватным во взаимодействии в каждой педагогической ситуации);
3. чувстве причастности.
Проективные способности указывают на умение педагога создавать новые, эффективные способы обучения. Они включают следующие виды способностей:
1. гностические – способности, проявляющиеся в быстром и твердом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения;
2. проектировочные – способности, выражающиеся в умении личности представить конечный результат воспитательного и обучающего воздействия;
3. конструктивные – способности, проявляющиеся в умении педагогом создать атмосферу сотрудничества и творческого процесса, в которой в максимальной мере будут реализованы задатки учеников;
4. коммуникативные;
5. организаторские.
В психологии достаточно популярна позиция, когда успешность педагогической деятельности связывают с определенным набором профессионально важных качеств личности. Например, в учебнике Е. П. Ильина к таковым относятся:
· чувство ответственности, патриотизм и интернационализм как составляющие мировоззрения;
· нравственные качества (доброта, гуманизм, терпимость, чуткость и др.);
· коммуникативные качества;
· волевые качества;
· интеллектуальные качества;
· психомоторные качества.
Можно говорить и о других взглядах на педагогические способности, но в целом отметим, что, во-первых, наличие соответствующих качеств и задатков важно не только для высоких результатов, но и для самореализации, а во-вторых, по-настоящему способности могут себя проявить и развиться только в процессе самой деятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.