По мнению психологов-гуманистов, любая профессиональная деятельность должна выступать сферой для наиболее полного раскрытия человеком своего личностного потенциала, то есть для его самореализации. Однако в различных словарях понятие «профессия» (от лат. profession – объявляю своим делом) определяется по-разному. Например, в малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона профессия определена как «род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни». В советском энциклопедическом словаре указывается, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Из приведенных определений видно, что профессия рассматривается как специфическая, квалифицированная трудовая деятельность, которая позволяет человеку обеспечить материальные основы жизни. Однако, как заметил Э. М Калицкий, «человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы» Ученый приходит к выводу, что «посредством профессиональной деятельности человек стремится удовлетворить три основные потребности:
1. экономически обеспечивать свое существование;
2. выполнять работу, которая нравится и в благоприятной среде;
3. удовлетворять потребности в общественных связях и отношениях».
Таким образом, исходя из такой трактовки, получается, что профессия не просто вынужденное занятие, а сфера, в которой человек реализует свои ценности, развивает себя, свой творческий потенциал и вносит личный вклад в социальный прогресс.
Профессия – род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовывать свой личностный потенциал.
Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.
Педагогическая профессия – это род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Любая профессия содержит совокупность определенных требований, которым должен соответствовать человек. При описании профессии с точки зрения этих требований используется понятие «профессиограмма».
Профессиограмма – разностороннее описание характера профессиональной деятельности и соответствующих требований к личности.
Рассмотрение любой профессии при помощи понятия «профессиограмма» предполагает выделение в ней четырех составляющих:
- социальной (социально-статусные характеристики; место профессии в структуре социальных отношений; социальные коммуникации и т. д.);
- производственно-технической (содержание производственных операций, техническая сторона деятельности и т. д.);
- психофизиологической (требования к психофизиологическим характеристикам субъекта деятельности);
- психологической.
В основе выделения психологической составляющей лежит положение, что эффективность любой профессии, в том числе и педагогической, обусловливается соответствием психологических свойств и процессов человека требованиям деятельности. Для описания профессии с этой стороны используется понятие «психограмма».
Психограмма – характеристика профессии с точки зрения психологических требований к личностным качествам и навыкам.
Нас особо интересует именно психограмма педагогической деятельности, так как во многом, анализируя ее, мы можем лучше понять вопросы, связанные с психологическими основами деятельности педагога.
Педагогическая профессия, в соответствии с подходом известного российского специалиста Е. А. Климова, принадлежит к группе профессий системы «человек– человек». Помимо этого, ученый также выделяет такие группы, как «человек-природа», «человек-техника», «человек-знак», «человек-образ».
По мнению Е. А. Климова, субъекту профессиональной деятельности в рамках системы «человек-человек» должны быть свойственны:
1) умение руководить, учить, воспитывать «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;
6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;
10) решение нестандартных ситуаций;
11) высокая степень саморегуляции.
Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное развитие и выступающее основой для формирования у него мотивации саморазвития.
Для понимания особенностей педагогической деятельности важно проанализировать ее социальную роль и назначение (функции), а также строение (структуру).
Следует выделять две группы функций педагогической деятельности: целепо лагающие и организационно-структурные.
Целеполагающие функции указывают на основное целевое назначение педагогической деятельности. К ним относятся:
· ориентационная (одна из основных задач педагога – сориентировать учащегося в системе знаний);
· развивающая (предполагает создание педагогом особой образовательной ситуации взаимодействия, которая позволит ребенку раскрывать свой потенциал);
· мобилизующая (означает необходимость стимулирования педагогом учащихся для концентрации усилий на наиболее важных учебных задачах);
· информационная (педагог выступает организатором процесса формирования у учащегося системы знаний).
К организационно-структурным функциям относятся:
· конструктивная (обеспечивает отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся для усвоения информации, проектирование педагогом собственной деятельности);
· организаторская (предполагает организацию процесса передачи информации учащимся, организацию различных видов деятельности учащихся, организацию собственной деятельности);
· коммуникативная (указывает на установление правильных взаимоотношений с учащимися, другими учителями, администрацией школы);
· гностическая (исследовательская) (предусматривает познание особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков, возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей, познания себя и особенностей своей деятельности).
Структурный анализ деятельности подразумевает выделение в ней ряда составляющих (компонентов), их характеристику и описание характера связи между ними. В этой связи, педагогическая деятельность, с одной стороны, определяется психологи ческим содержанием таких компонентов, как мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат, а с другой – может быть рассмотрена, как состоящая из совокупности действий педагога.
Мотивация является важнейшим компонентом педагогической деятельности. Она определяет уровень и направленность профессиональной активности личности. Важно, чтобы в основе деятельности педагога лежали внутренние мотивы – процессуальные (сам процесс работы доставляет удовольствие) и результативные (ориентация на достижение высоких результатов).
На основе мотивов педагог ставит определенные цели, в которых выражается идеальный образ желаемого результата.
Предметом педагогической деятельности выступает организация учебной деятельности учащихся по усвоению монокультурного опыта, а также содействие их личностному развитию.
Средствами педагогической деятельности являются научные знания, текстовые и электронные носители информации, технические, графические и другие вспомогательные средства.
Способы педагогической деятельности – совокупность используемых приемов (объяснение, показ лабораторные работы, опыты и т. д.), обеспечивающие усвоение социокультурного опыта.
Результатом педагогической деятельности является познавательное и личностное развит ие учащегося.
На основе соотношения целей и результатов делается вывод об эффективности педагогической деятельности и, при необходимости, в нее вносятся коррективы.
Педагогическая деятельность включает в себя совокупность самых различных действий, которые обусловлены конкретной педагогической ситуацией, мастерством педагога, его индивидуальными особенностями, возрастными характеристиками учащихся и другими факторами.
Так, педагогическая деятельность может включать в себя перцептивные действия (направлены на восприятие информации, других людей), мнемические (запоминание и хранение информации), коммуникативные (организация общения), предметно-преобразующие, исследовательские (более глубокое познание предметов, людей), контрольные (направлены на оценку хода образовательного процесса) и др. Все эти действия подчинены педагогическим целям, а их уникальное сочетание определяет индивидуальный стиль деятельности конкретного педагога и свидетельствует об уровне его педагогических способностей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 268.