Психологическая классификация профессий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие науки и техники сопровождается исчезновением одних и появлением других, не имеющих аналогов в прошлом, профессий, а также увеличением их числа. В настоящее время насчитывается свыше 50 тыс. профессий и специальностей, ежегодно появляется около 500 новых профессий, «жизнь» некоторых составляет 5 лет. Для ориентировки в таком многообразном мире профессий необходима их классификация. Существуют различные группировки профессий по экономическим, хозяйственно-отраслевым признакам, разработанные для целей руководства обществом. Для целей профотбора профессионального выбора, прогнозирования профессионального самоопределения больший интерес представляет четырехъярусная классификация, разработанная Е.А.Климовым.

Первый ярус классификации делит все профессии на 5 типов в зависимости от особенностей предмета труда.

Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Второй ярус классификации в пределах каждого типа профессий выделяет следующие три класса по признаку целей (т.е. в ответ на вопрос «что делать?»).

Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» – знание). Цель – распознавать в принципе известное. Примеры: в типе «человек – природа» – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек – техника» – контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек – человек» – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек – знаковая система» – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек – художественный образ» – искусствовед, музыковед, театровед.

Преобразующие профессии (П). Цель – преобразовать нечто или изыскать неизвестное. Примеры: в типе «человек – природа» – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек – техника» – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек – человек» – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек – знаковая система» – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «человек – художественный образ» – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

Изыскательские профессии (И). Цель – решать нестандартные задачи. Примеры: в типе «человек – природа» – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек – техника» – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек – человек» – воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек – знаковая система» – программист, математик; в типе «человек – художественный образ» – художник по проектированию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации (отделы профессий). По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда (Р). Примеры: в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда(Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).

Четвертый ярус классификации (группы профессий). По условиям труда (разумеется, очень обзорно) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частичносовпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Каждый тип профессии предъявляет определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.

Психологические требования профессий типа «Человек – Природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпение, настойчивость, готовность работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях и т.д.

Психологические требования профессий типа «Человек – Техника» к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Психологические требования профессий типа «Человек – Знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость; терпение; логическое мышление.

Психологические требования профессий типа «Человек – Художественный образ» к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность; зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Психологические требования профессий типа «Человек – Человек» к человеку: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность; отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное;, понимать намерения и настроение других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей; умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть мимикой, жестами, речью; умение убеждать людей; аккуратность; пунктуальность; собранность.

Профессиограммы и их виды.

Описательно-технической и психологической характеристикой различных видов профессиональной деятельности занимается профессиография, одно из направлений профориентации. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма должна содержать следующие сведения о профессии:

1. название профессии и ее деление на специальности; основные виды работ по данной профессии;

2. общие и специальные знания, умения и навыки;

3. особенности психических и психофизиологических процессов (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-типологические особенности, утомляемость, выносливость и т.д.);

4. профессиональные вредности и риски;

5. психологические, медицинские, анатомо-физиологические противопоказания к данной профессии;

6. информация о путях и возможностях получения профессии.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма, которая отражает требования к личности специалиста, описывает профессионально важные качества (ПВК), необходимые для успешного овладения данной профессией.

Рассмотрим пример профессиограммы инженера-строителя.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.