Тема 3.7. Человек как звено системы управления. Основные характеристики системы «человек - машина»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Понятие системы «человек-машина» (СМЧ) как основное в инженерной психологии.

2. Функции человека в системе управления. Сравнительные преимущества человека и средств автоматизации.

3. Понятие времени цикла регулирования(быстродействия). Пропускная способность. Точность. Надежность.

 

1. Понятие системы «человек-машина» (СМЧ) как основное в инженерной психологии. С давних пор при создании орудий и средств труда учитывались те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечением научных данных решалась задача приспособления техники к человеку. Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов.

Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше производил человек, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели.

Вместе с тем автоматизация производства ведет к перестройке трудовой деятельности человека. Освобождаясь от ряда функций, переданных машинам, человек получает новые возможности для реализации своих целей.

С развитием техники роль человека в процессе производства неуклонно возрастает. Он должен регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные системы технологических процессов. При этом возрастает уровень его ответственности и цена допускаемых ошибок. Например, если ошибается рабочий-станочник, то в результате – одна испорченная деталь; ошибка же оператора автоматической линии приводит к браку сотен и тысяч деталей.

Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве.

Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники.

Функционирование технических устройств и деятельность человека, который пользуется этими устройствами в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы «человек – машина» (СЧМ).

СЧМ – это система, включающая человека-оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность.

Машина в СЧМ – это совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности.

Человек-оператор – это технический специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования или устройства (ЭВМ, радиолокационной станцией и т.д.), который должен воспринимать, перерабатывать и удерживать большое количество информации, принимать решения и передавать команды машинам.

Система «человек-машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром регулирования.

При организации взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. п. От психологических свойств человека во многом зависит все информационное взаимодействие с машиной.

Необходимость изучения этих свойств человека в СЧМ привела к появлению инженерной психологии.

Инженерная психология – научная дисциплина, которая изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ.

Объект инженерной психологииСЧМ.

Предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники.

Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в СЧМ определяется тем, что она исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком. В системах управления циркуляция и переработка информации имеют фундаментальное значение.

С одной стороны, от точности и своевременности приема информации человеком, надежности ее хранения и воспроизведения, эффективности переработки в конечном итоге зависят надежность, точность и быстродействие всей СЧМС.

С. другой стороны, с теми или иными нарушениями информационного взаимодействии человека и машины связана основная масса ошибок, допускаемых человеком.

Чтобы система «человек – машина» функционировала надежно и эффективно, необходимо, чтобы информация, адресуемая человеку, передавалась ему в форме, наиболее удобной для ее восприятии, запоминания и осмысливания, а органы управления были бы удобными для организации соответствующих движений.

Часто человек допускает ошибки не потому, что он не овладел своей профессией, а потому, что его психофизиологические возможности.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ)

Проблемой изучения различного рода систем занимается общая теория систем (системология).

Система – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи.

Системы «человек – машина» могут быть классифицированы по различным признакам:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 239.